Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости канала "Громовое Колесо"! Сегодня мы раскроем тему, пожалуй одного из самых известных понятий, ассоциирующегося с Воздушно-Десантными Войсками и другими родами войск или подразделениями, появляющимися в той конкретной точке где их не ждут, обрушиваясь карой небесной на головы неприятеля...
Десантирование – это переброска войск воздушным транспортом и высадка (выброска) их на территории противника для выполнения боевой задачи. Производится двумя основными способами: парашютным и посадочным .
В первом случае войска и техника выбрасываются с летательных аппаратов на парашютах, поэтому иногда также используется термин парашютно-десантные действия (части и т.д.). Во втором случае части и подразделения высаживаются после посадки летательных аппаратов или, если применяются вертолеты, по специальным тросам с зависших вертолетов. В качестве синонима используется термин безпарашютное десантирование.
Это всё конечно же сухое определение, за которым стоит история развития не только целого рода войск, но и отдельный подразделений, выполняющих боевую задачу там, куда иным способом не добраться...
Сегодня мы не будем говорить о датах, событиях и без того знакомых большинству. Сегодня мы поговорим о том, как менялись способы десантирования с течением времени в Армии РФ ...
Итак, в 1930 году, после успешного десантирования 12 человек на учениях под Воронежем, перед командованием ВВС был поставлен ряд задач не только организационного характера (создание отрядов, бригад, осуществление командования, обеспечения и проч.), но и решение способов доставки бойцов к месту десантирования. Само собой путь был один - по воздуху. Однако нужно понимать, что в то время у авиации не было "специализированных" бортов... И вот тут начинается самое интересное.
Первое десантирование было проведено с самолёта "Фарман-Голиаф", 2 августа 1930 года. Тогда же вступила в строй первая в стране фабрика по изготовлению парашютов.
Первые парашюты отечественного производства - ПЛ-1 (парашют летчика), ПТ-1 (парашют тренировочный). Конструктором первых советских парашютов и организатором отечественной парашютной промышленности был Михаил Алексеевич Савицкий.
А уже в 1931 году первому опытному воздушно-десантному отряду переданы десять самолетов Р-5. Вы только представьте, каково это было - десантироваться с этих самолётов!
Да-да! Десантники просто располагались на крыльях самолёта, совершенно открытые всем ветрам! Но и это ещё не всё. Дело в том, что Р-5 небольшой самолёт, не способный нести на себе большое количество "пассажиров". Поэтому в связи с увеличением численности самих авиамотодесантных отрядов и бригад в с 1933 года к десантированию были подключены тяжёлые бомбардировщики ТБ-3. Теперь численность десантников увеличилась до 20-25 человек на самолёт. Способ расположения десанта на борту остался прежним.
В 1938 году военный совет ВВС РККА обсудил вопрос "О состоянии опытного строительства парашютно-десантной техники за 1934-1937 гг.". Решено вопросы обеспечения войск воздушно-десантной техникой возложить на Управление материально-технического снабжения ВВС, а за НИИ - оставить вопросы разработки новых образцов техники и проведения государственных и войсковых испытаний.
На базе авиадесантных частей сформировано шесть воздушно-десантных бригад:
201-я (командир полковник И. С. Безуглый);
202 - (командир майор М. И. Денисенко);
204 - (командир майор И. И. Губаревич);
211 - (командир майор В.А. Глазков);
212 - (командир майор И. И. Затевахин);
214 - (командир полковник А. Ф. Левашов).
Все воздушно-десантные формирования в организационном отношении были однотипными и переведены в из состава ВВС в Сухопутные войска.
Время шло, но способы десантирования по сути не менялись. Однако, с появлением ВДБр возникла необходимость не только отдельного десантирования живой силы, но и тяжёлого вооружения, пушек, миномётов... Как это сделать? Но над этой задачей уже работал целый НИИ. Была проведена некоторая модернизация ТБ-3 для расположения десанта ВНУТРИ борта... Так же к моменту начала Великой отечественной войны для десантирования начали использоваться самолёты У-2, Ли-2 ПС-84...
Наверное многим современным десантникам, поднимающимся в небо с относительным "комфортом", не понять тех трудностей, с которыми сталкивались пионеры десантирования в те далёкие годы, полные трудностей, неизведанного и оттого требующего большего мужества и отваги...
В годы Великой отечественной войны конструкторские бюро работали над расширением "базы" средств доставки. Ввиду огромного риска потери самолёта при пролёте над средствами ПВО противника упор был сделан на создание планеров.
Планер - летательный аппарат, не оснащённый двигателем, имеющий небольшой вес и при этом обладающий высокими лётными свойствами в плане удержания в воздухе за счёт планирующей способности. Взлёт осуществлялся за счёт "тягача" в виде транспортного самолёта и последующим самостоятельным полётом после отцепления.
С одной стороны это была хорошая идея. Во первых, планер - бесшумный летательный аппарат, что позволяло незамеченным пересекать линию фронта. Стоимость такого аппарата так же была невысока, он был прост в производстве, что позволяло выпускать их в большом количестве... Из положительных моментов было так же то, что в планере уже был грузовой отсек, куда можно было поместить тяжёлое вооружение для наземной операции и даже лёгкую боевую технику...
Недостатком можно было назвать слабую живучесть и по сути однократное использование...
Конечно же это не полный список планеров, используемых в годы ВОВ и после Победы... Однако одним из последних планеров массово использующихся для десанта был десантный планер ИЛ-32, выпускавшийся в СССР с 1948 года...
Но всё таки эпоха планеров для десантирования подошла к концу. И хотя до сих пор существуют планеры для одиночного десантирования или малых групп, будущее всё же осталось за самолётами и новым видом воздушного транспорта - вертолётами...
С окончанием войны работа в отечественных авиационных КБ не прекратилась. Наоборот, в новые конструкторские разработки активно внедрялся полученный в ходе войны опыт, а также технологии, пришедшие в СССР по ленд-лизу.
Уже с 1948 года начали использоваться самолёты ИЛ-12. Но служба Ил-12 в десантно-транспортной и военно-транспортной авиации оказалась недолгой.
В середине 50-х годов войска перешли на переоборудованные для транспортировки десанта самолеты Ту-4, затем им на смену пришли Ан-8 и Ан-12. Началась эпоха гонки вооружений, а вместе с ней появление новейших средств доставки...
Например Ан-12 вообще можно считать одним из самых массовых и удачных военно-транспортных самолётов, применяющихся для использования в качестве десантного...
Однако на арену стали выходить и более габаритные самолёты. Это и всемирно известный и легко узнаваемый Ил -76, а так же настоящий богатырь, имеющий даже собственное имя - Ан-22 "Антей".
Затем появились такие машины как Ан-24 и Ан-26.
Отдельно хочется казать о вертолётной технике. Но это уже во второй части статьи...
А в этом ролике Вы можете наглядно увидеть как происходит десантирование, а так же прослушать очень известную песню! Приятного просмотра!