Найти тему

Хищная птица. Потерянный бюджетный стелс.

Оглавление

На протяжении 1990-х годов команда инженеров из Phantom Works компании McDonnell Douglas разрабатывала и испытывала уникальный стелс-истребитель, засекреченный в Зоне 51, известный большинству как Bird of Prey. В отличие от большинства стелс-программ, "Хищная птица", разработанная под шифром YF-118G, не была ориентирована на оперативную эксплуатацию, но элементы процесса проектирования и производства до сих пор работают в ангарах Дяди Сэма.

Но, пожалуй, самым долговременным вкладом этого невероятного и экзотического самолета в оборонный комплекс Америки стала его дерзость и последующий успех. В то время как большинство стелс-программ известны своей высокой стоимостью, "Хищная птица" прошла путь от бумажного листа до неба над Зоной 51 за меньшую сумму, чем стоимость одного F-35 сегодня.

Стелс-революция

F-117 Nighthawk (Ночной ястреб)
F-117 Nighthawk (Ночной ястреб)

В октябре 1983 года Lockheed F-117 Nighthawk (Ночной ястреб) впервые в мире поступил на вооружение ВВС США, став первым в мире действующим самолетом "стелс". Хотя Nighthawk носил приставку "F", предназначенную для истребителей, и даже был известен как "стелс-истребитель", на самом деле Nighthawk вообще не был истребителем. Без бортового радара, без пушек и с полезной нагрузкой, ограниченной двумя 2000-фунтовыми бомбами, F-117 Nighthawk был штурмовиком, маскирующимся под истребитель, но пусть не будет ошибки: это был штурмовик, подобного которому мир еще не видел.

После десятилетий, когда основное внимание уделялось созданию более быстрых и высоколетящих самолетов для подавления сил противовоздушной обороны противника, "Ночной ястреб" стал поворотным пунктом в самом направлении развития авиационных технологий и доктрины воздушной войны среди самых могущественных стран мира. "Ночной ястреб" был медленным и громоздким по сравнению с F-15 и F-16 в ангарах ВВС, но в мире, где самый маленький американский истребитель имел поперечное сечение радара 7,6 квадратных метра, F-117 имел поперечное сечение радара всего лишь чуть больше десятой части дюйма (0,11 дюйма-0,7 см. кв.). Для всех намерений и целей F-117 Nighthawk был практически невидим для вражеских радаров.

Менее десяти лет спустя, когда самолет YF-22 компании Lockheed конкурировал с YF-23 компании Northrop за контракт ВВС на перспективный тактический истребитель, создавая первый в мире настоящий стелс-истребитель, команда Phantom Works компании McDonnel Douglas имела свои собственные стелс-цели, и у них был именно тот человек, который был им нужен для их достижения.

Тайный пионер стелс-авиации

Хищная птица в полете
Хищная птица в полете

В отличие от высокоэффективных стелс-истребителей компаний Lockheed и Northrop, которые пользовались преимуществами непосредственного налогового софинансирования, компания McDonnell Douglas одна оплачивала разработку своего нового стелс-самолета. Чтобы быть уверенным, что все эти деньги не пропадут зря, они назначили Алана Вичмана руководителем работ.

Алан Вичман сделал свои карьерные успехи в области стелс-технологий в компании Lockheed Skunk Works, где он работал над программой Have Blue и ее операционным преемником, вышеупомянутым F-117 Nighthawk, а затем участвовал в разработке проекта Sea Shadow, нацеленного на создание стелс-кораблей для ВМС США. После того, как предложение McDonnell Douglas по программе перспективного тактического истребителя было отклонено ВВС в пользу YF-22 от Lockheed и YF-23 от Northrop, McDonnell Douglas наняла Вичмана, чтобы он продолжил работу над малозаметными самолетами и помог основать подразделение Phantom Works.

В анналах истории авиации имя Вичмана встречается не так часто, как других легендарных инженеров того времени, таких как Кларенс "Келли" Джонсон. На самом деле, журнал Aviation Week назвал его, пожалуй, самым "низкопробным" инженером в списке "тайных пионеров стелс-авиации". Но широкое признание не всегда является хорошим показателем достижений, и действительно, вклад Вичмана в стелс-авиацию настолько велик, что он получил награду за технические достижения от Национальной ассоциации оборонной промышленности (NDIA) за его работу в области проектирования самолетов с низкой заметностью еще до того, как "Хищная птица" была рассекречена.

"Благодаря работе Вичмана Соединенные Штаты получили 15-летнее преимущество над потенциальными противниками, которое они не теряют до сих пор, а эффективность его разработок и продукции была тщательно доказана в боевых действиях", - говорится в награде.

Phantom Works и программа YF-118G

-4

Работы начались в 1992 году под достаточно безобидно звучащим названием YF-118G. Команда Вичмана в Phantom Works должна была экономить бюджет, поэтому при разработке нового стелс-самолета они использовали новаторский в то время подход быстрого прототипирования. Вместо того чтобы разрабатывать физические прототипы, подвергать их испытаниям, вносить изменения и выпускать новые прототипы для дальнейших испытаний, команда Phantom Works использовала компьютеры для помощи в проектировании, моделируя характеристики в соответствии с лучшими вычислительными возможностями того времени. В результате они смогли создать прототипы компонентов, которые были гораздо ближе к готовому продукту, чем это позволяли предыдущие подходы.

Но это был не единственный способ творческого подхода команды YF-118G к созданию этого нового самолета. Они также использовали передовые конструкции цельных композитных конструкций, которые устранили многие элементы кузова, которые могут нарушить стелс-профиль самолета. Производство самолетов без существенных зазоров или крошечных щелей между панелями кузова, прикрепленными к самолету, остается одним из самых сложных аспектов строительства самолетов-невидимок. Фактически, некоторые утверждают, что это то, с чем российские программы создания стелс-истребителей продолжают бороться и по сей день.

Но Вичман и его команда не собирались изобретать велосипед, поэтому они также использовали как можно больше готовых компонентов, чтобы снизить стоимость и ускорить процесс проектирования. Турбовентиляторный двигатель Pratt & Whitney JT15D-5C, развивающий тягу всего 3 190 фунтов, больше подошел бы для бизнес-джета Cessna. Катапультное кресло было установлено от AV-8B Harrier, ручка управления и дроссель - от F/A-18 Hornet, а педали руля - от A-4 Skyhawk.

Летчик-испытатель ВВС полковник Даг Бенджамин однажды пошутил, что "часы были из WalMart, а система контроля окружающей среды была, по сути, феном".
Полковник Даг Бенджамин в Хищной птице
Полковник Даг Бенджамин в Хищной птице

К 1996 году, через четыре года после начала программы, команда Вичмана имела пригодный для полетов прототип, готовый доказать эффективность своего подхода. Одномоторный, одноместный прототип, который они построили, имел длину около 14 метров, чуть больше, чем F-16 Fighting Falcon. Его угловатые крылья в форме чайки резко отличались от других конструкций истребителей, наклоняясь вверх, а затем вниз, и общий размах составлял всего 7 метров, что на три метра короче, чем у F-16. Но самым заметным отклонением от традиционной конструкции истребителя был его фюзеляж и полное отсутствие хвостовой части.

В конструкции использовался целостный подход к стелсу, уменьшая радиолокационные, инфракрасные, визуальные и акустические сигнатуры за счет своей формы, использования гибких или подвижных крышек для скрытия щелей, а также за счет заглубления двигателя в фюзеляж за изогнутым впускным каналом и перед инфракрасным и акустическим выхлопным патрубком.

После завершения строительства странная форма и агрессивная поза самолета вызывали мысли о грозном военном корабле, которым управляют клингоны - представители воинственной расы из сериала "Звездный путь", что дало ему название "Хищная птица" в честь корабля, впервые изображенного в фильме "Звездный путь III: В поисках Спока".

Хищная птица взлетает в небо

-6

11 сентября 1996 года "Хищная птица" впервые поднялась в небо над озером Грум (также известным как Зона 51) с полковником ВВС Дагом Бенджамином за штурвалом. Подобно своему тезке, хищной птице, которая маскировалась, чтобы скрыться от вражеских звездолетов, "Хищная птица" компании Boeing полагалась на скрытность, а не на впечатляющие характеристики, чтобы выполнить свою задачу.

Полковник Бенджамин оторвал самолет от земли и оставил его шасси выпущенными, выявив первую из ряда проблем. Во время испытаний в аэродинамической трубе самолет показал хорошие результаты, но все тесты проводились с убранным шасси. Вскоре Бенджамин понял, что сопротивление, создаваемое шасси, по меньшей мере в три раза сильнее, чем они предполагали. Самолет также страдал от проблем с устойчивостью, которые были медленно и тщательно отработаны в последующих полетах.

-7

В последующие три года команда выполнила еще 37 успешных полетов на единственном созданном ими прототипе Bird of Prey, которым управляли Бенджамин и два летчика-испытателя компании Boeing, Руди Хауг и Джозеф Фелок.

Несмотря на бесхвостую конструкцию и крылья чайки, самолет считался аэродинамически устойчивым без компьютерной коррекции, которой пользуются современные стелс-истребители, к тому времени, когда он совершил свой последний полет в 1999 году.

Имея крейсерскую скорость всего около 300 миль в час, этот стелс-самолет был медленнее, чем C-130 Hercules, а его максимальный эксплуатационный потолок в 6 км означал, что он мог летать менее чем на половину высоты, чем P-51 Mustang времен Второй мировой войны, но, как и F-117 Nighthawk, над которым Вичман работал до него, "Хищная птица" не ставила перед собой цель обогнать истребители своего времени. Его цели были гораздо шире.

-8

Команда Phantom Works не только доказала, что может создать стелс-самолет, но и сумела сделать все это менее чем за 67 миллионов долларов. С поправкой на инфляцию в сегодняшней валюте это означает, что Phantom Works Вичмана успешно спроектировала, создала прототип и совершила полет на "чистой" стелс-платформе примерно за 111 миллионов долларов, что меньше стоимости покупки одного F-35 сегодня.

"Ранние инвестиции в проекты демонстрации технологий, такие как Bird of Prey, позволили компании Boeing помочь сформировать трансформацию нашей отрасли", - сказал в 2002 году Джим Албо, президент и генеральный директор компании Boeing Integrated Defense Systems.
"Мы изменили правила проектирования и создания самолетов".

Наследие хищных птиц

-9

В 1999 году "Хищная птица" компании Boeing поднялась в воздух в последний раз, но это был не совсем конец ее истории. Прорывы и уроки, полученные в ходе программы, вскоре нашли свое применение в другой платформе, которая совершила свой первый полет всего за несколько месяцев до того, как "Хищная птица" была представлена публике в 2002 году; это беспилотный боевой летательный аппарат X-45A.

Как и Bird of Prey, X-45A был продуктом Phantom Works компании Boeing, но в отличие от своего клингонского кузена, X-45A был разработан для беспилотного полета. По словам компании Boeing, дизайн X-45A был в значительной степени заимствован из программы Bird of Prey, при этом UCAV перенял элементы угловатого дизайна и необычного спинного воздухозаборника своего предшественника, препятствующего работе радаров. Компания Boeing также использовала некоторые методы проектирования, использованные в программе Bird of Prey, при разработке X-32, который в конечном итоге проиграл Lockheed Martin в борьбе за контракт Joint Strike Fighter всего через год после закрытия программы Bird of Prey.

-10

Сегодня на вооружении нет ни одного самолёта, который мог бы напрямую восходить к необычной "Хищной птице" Алана Вичмана, и это, возможно, является одной из причин того, что она не является часто обсуждаемым аспектом американской гонки стелс-технологий, начавшейся в сумерках холодной войны. Но в течение короткого времени в 1990-х годах Phantom Works доказал, что для создания стелс-истребителя не всегда требуется бездонный бюджет и двадцать лет задержек, и этот урок Америка с трудом усвоила за десятилетия, прошедшие с тех пор, как "Хищная птица" пронеслась в небе над Зоной 51.

Сегодня единственную из когда-либо построенных "Хищных птиц" можно увидеть в Национальном музее ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон в Галерее современных полетов музея, расположенной прямо над музейным F-22 Raptor.

Благодарю Вас за внимание и до новых встреч!

Если Вам понравилась статья, делитесь, комментируйте и ставьте лайк, это помогает каналу.

Также Вы можете прочитать другие статьи канала. И это далеко не всё. Заходите на канал и проведите время с пользой.

Вам продать подлодку с ракетами или без? Или как кинуть наркокартель на 10 миллионов долларов.

Русская мафия уверена, что встретилась с "Эскобаром" или как спасли Тарзана из лап московской братвы из-за вертушек для картеля

Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала. Спасибо за то что читайте публикацию.

С Уважением.