Найти в Дзене
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Непобедимый «Сталинец»: экипаж, совершивший самый долгий поход в истории войны

Оглавление

Работа над проектом «Бессмертный дивизион. Последний поход» была начата в 2013 году, когда Разведывательно-водолазная команда обнаружила первую из 10 подлодок, о которых рассказано в цикле видеороликов на нашем канале. На сегодняшний день командой РВК было обнаружено 16 затонувших советских подводных лодок периода Второй мировой войны.

Непреодолимые рубежи

Советским лодкам было необходимо прорваться сквозь непреодолимые рубежи — враг выставляет в Финском заливе двойную противолодочную сеть из стальных тросов толщиной 2 сантиметра и располагает их от поверхности до самого дна на расстоянии 100 метров друг от друга.

Форсировать это заграждение было фактически невозможно. Обойти — тоже: находившееся восточнее минное поле «Насхорн» немцы усилили почти семью тысячами мин, в том числе мощными глубоководными.

Экипаж С-12
Экипаж С-12

Командование приняло решение бомбардировать участок сети с воздуха. Вслед за авиацией к сетевому заграждению должны были отправиться подводные лодки, одна из них должна была найти в сети брешь, которую пробили самолеты, а вторая лодка должна была нанести удар по сети торпедами и вернуться с полученными данными на базу.

О подводной лодке С-12

Подводные лодки типа «С» — «Сталинец» считались лучшими субмаринами советского флота во время Великой Отечественной войны. Эти лодки были самыми быстрыми — развивали скорость до 35 километров в час, имели серьезные размеры — 80 метров в длину! «Сталинцы» были хорошо вооружены. Каждая субмарина имела по 16 торпед. На палубе были установлены 100-мм орудия Б-24ПЛ и 45-мм полуавтоматической пушки 21-К. По некоторым данным, на борту подводники установили еще и 12,7-мм крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК.

Именно подводной лодке С-12 была поставлена задача форсировать сеть.

Для форсирования ограждения лодки типа «Щ» подошли бы больше, но было принято решение использовать именно «эски» — возможно, командование было уверено в успешном завершении операции по прорыву противолодочной сети. Другое мнение — доверие к опытному экипажу С-12. В 1942 году субмарина совершила самый длительный боевой поход в истории советского подводного флота в годы войны.

Командир лодки С-12 Александр Бащенко
Командир лодки С-12 Александр Бащенко

Командиром С-12 был назначен капитан третьего ранга Бащенко. Его подводная лодка С-5 погибла на мине в ходе Таллиннского перехода.

На следующей лодке Бащенко при зарядке аккумуляторной батареи из-за неправильных действий экипажа произошел взрыв водорода. Капитана тогда временно отстранили от командования. Поэтому из предстоящего похода вновь назначенный командир С-12 был решительно настроен вернуться с победой.

В ночь на 29 июля субмарина вышла с Лавенсари на запад, лодка успешно форсировала заграждение «Зееигель», зарядила батарею в районе острова Вайндло, и после этого — в ночь с 1-го на 2-е августа 43-го года из района острова Кери передала о готовности на следующий день приступить к поиску участка сети, разрушенного нашей авиацией заранее с целью прорваться в Балтийское море.

Поход С-12
Поход С-12

Больше никаких сообщений командование бригады подводных лодок от Бащенко не получало.

3-го августа немецкие противолодочные корабли заметили на минном поле «Насхорн» взрыв мины с высоким всплеском воды. Пять дней противник бомбил место взрыва глубинными бомбами, из-под воды выходило топливо, всплывали обломки. Лодку посчитали уничтоженной.

Как дайверы обнаружили лодку С-12

До 2018 года судьба экипажа из 46 человек была неизвестна. По координатам из немецких документов на поиски отправились российские и финские дайверы.

Вблизи острова Найссаар обнаружен разорванный на части объект – лодка С-12. Было сложно поверить в то, что глубоководные противолодочные мины, имевшие заряд всего 30 кг, могли разорвать на части такую мощную и сравнительно крупную субмарину, как «Сталинец»?

«Первое, сделанное открытие — С-12 лежит носом на восток. Значит, лодка дошла до сети и возвращалась обратно», — рассказал историк, член поисковой команды «Поклон кораблям Великой Победы» Михаил Иванов.

Подлодка прошла 31 линию мощного минного поля «Насхорн», дошла до сетевого заграждения, какое-то время пыталась его форсировать. И окончательно убедившись в том, что это невозможно, командир отдал приказ «разворачиваться домой».

Лодка на дне
Лодка на дне

Восстанавливаем картину произошедшего…

На обратном пути «эске» практически удалось преодолеть все линии мин. И только на 4-й или 5-й линии заграждения С-12 правым бортом зацепила немецкую противолодочную мину UMB, установленную на глубине 30 метров. Но она не могла нанести лодке таких серьезных повреждений, считают исследователи.

Михаил Иванов предположил, что, если бы С-12 легла на грунт, экипаж был бы жив и, возможно, попытался бы из лодки выйти. Но произошло то, что произошло: взрыв небольшой мины в районе носового орудия, видимо, повлек за собой детонацию артиллерийского погреба. Взрыв был настолько мощный, что лодку переломило пополам, и носовая часть весом 300 тонн развернулась на 180 градусов и упала в 13 метрах от корпуса кормовой части С-12.

Дайверы обследуют затонувшую много лет назад лодку
Дайверы обследуют затонувшую много лет назад лодку

Командир Александр Бащенко провел лодку через мощнейшее немецкое заграждение «Зееигель, и дважды подводники почти прошли сквозь минное поле «Насхорн».

В условиях блокадного Ленинграда экипаж смог подготовить лодку к походу с самым сложным и ответственным заданием.

В последнем походе на борту подводной лодки С-12 находились 46 членов экипажа. Погибли они мгновенно. Их имена навсегда вписаны в историю Российского флота.

Смотрите фильм о подложке С-12:

-----

Другие статьи о пропавших в годы войны и найденных Разведывательно-водолазной командой подводных лодках: