Найти тему
Кино, Авто и Домино

Три кинокартины, сделавшие малоизвестного литовца, кинозвездой.

Сегодня уже трудно предположить, о чём думал 40-летний литовский актёр Донатас Банионис, соглашаясь на предложение Витаутаса Жалакявичюса сыграть в его фильме "Никто не хотел умирать" свою первую главную роль в кино. Поначалу, оказавшись в окружении красавцев-земляков, а также могучего эстонца и очаровательной латышки, этот сугубо театральный актёр естественно растерялся. Но затем он собрался и блестяще справился с поставленной режиссёром задачей. К тому же его прекрасно озвучил, на время выпав из образа Шурика, талантливый Александр Демьяненко. И, несмотря на то, что фильм затрагивал не слишком популярную в Союзе тему, он был признан по результатам опроса читателей журнала «Советский экран» лучшим советским фильмом 1966 года. А Банионис смог всерьёз обратить на себя внимание маститых деятелей кино.

"Никто не хотел умирать" 1966г
"Никто не хотел умирать" 1966г

И вот, два года спустя знаменитый Савва Кулиш задался целью подобрать актёра на роль нашего разведчика, успешно работающего в Западной Европе. Начальство сразу же предложило снимать харизматичного Вячеслава Тихонова. По их мнению, наш резидент должен был одновременно быть - красивым, волевым и целеустремлённым. Но проконсультировавшись с самим Кононом Молодым, по мотивам истории о котором и был написан сценарий, Кулиш остановил свой выбор на Банионисе. Фильм произвёл фурор и Донатас Юозович на долгие годы стал одним из самых любимых артистов Советского союза. И правда, было за что. Да и говоривший за него Демьяненко, в очередной раз "не подкачал". Кстати, сам Владимир Путин при встрече с актёром рассказал тому, что именно после просмотра картины "Мёртвый сезон" ему и пришла мысль стать разведчиком.

"Мёртвый сезон" 1968г
"Мёртвый сезон" 1968г

Весьма не простой выбор артистов стал у гениального Тарковского, замыслившего снимать свой фантастический "Солярис". Станислав Лем, к примеру, вот так отозвался о том времени: "«Солярис» — это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой. Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле — прекрасно. Я-то писал и думал совсем наоборот". Поэтому большинству чиновников утверждение на главную роль, отнюдь не мужественного Баниониса, показался ещё более странным, чем даже сюжет самой картины. Но всё что делал в те годы Андрей Арсеньевич, было априори талантливо, поэтому съёмки в этом шедевре навсегда закрепили Донатаса Юозовича, как удивительного, пластичного и невероятно одарённого актёра. Правда, в этом фильме его озвучивал уже замечательный Владимир Заманский.

"Солярис" 1972г
"Солярис" 1972г

Впереди у Баниониса было ещё много достойных ролей. Но те шесть лет, которые навсегда изменили жизнь малоизвестного актёра из маленького литовского Паневежиса, сделали его настоящим культовым персонажем советского кино. И Донатас заслужил это по праву.