"Я проклят, я проклят!" - так думал герцог Пармы и Пьяченцы Рануччо I Фарнезе, когда врачи сообщили ему, что родившийся в 1610 году сын страдает страшным недугом – ребенок глухой.
Это была очередная неудача – герцогу уже за сорок, в то время как его молодая жена Маргарита из знатного рода Альдобрандини никак не могла родить ему здорового наследника. Первые два ребенка умерли, не прожив и дня, а другие беременности закончились выкидышами. Откуда же было несчастному Рануччо I было знать, что вся семья Альдобрандини и его младший брат Одоардо, каждый преследуя свои корыстные цели, скрыли от него неудобный факт – Маргарита с детства страдала гинекологическим заболеванием.
Они поженились десять лет назад. Герцогу было тридцать, обзаводиться семьей он почему-то не торопился и проводил время в объятьях любовниц, уже неоднократно рожавших ему бастардов. Его характер был полон противоречий – религиозен, но суеверен, любил хорошие законы, но не собирался их соблюдать, покровительствовал искусствам и высокой культуре, но при этом был жесток и вспыльчив.
Его невесте Маргарите всего одиннадцать. Маргарита славилась мягким характером, была набожна, добра и терпелива, а её происхождение и покровительство влиятельного родственника – папы римского Климента VIII – позволяли ей найти самого достойного и богатого жениха. Однако кандидаты почему-то предложением не заинтересовались – ни французский король Генрих IV, ни герцоги Савойские, ни Медичи. Возможно, Маргарита показалась им некрасивой. Тогда Климент VIII обратил свой взор на Парму, и, после заключения соглашений по территориальному вопросу и по приданому, выплаченному из папской казны, молодые сыграли тихую свадьбу.
Брак был несчастливым – муж постоянно изменял, на стороне у него даже появлялись дети, но его законная жена ввиду своих проблем со здоровьем никак не могла выносить и родить здорового ребенка. Ей даже были проведены несколько операций, но всё тщетно. Рануччо был глубоко расстроен и в 1605 году пригласил ко двору своего семилетнего бастарда Оттавио, рожденного от любовницы Брисеиды Черитоли. Маргарита была против, но мужу перечить не могла.
Рануччо всё же не сдавался завести детей в законном браке. Когда медицина помочь не смогла, он обратился к астрологам и экзорцистам, непрестанно молился и щедро подавал бедным. Наконец, в 1610 году родился мальчик, которого назвали Алессандро. Радость была быстро омрачена страшным открытием – ребенок ничего не слышит, а, значит, будет немым - такой наследник Рануччо был не нужен. "Это точно колдовство, я уверен!" - суеверный герцог всерьёз верил в ведьмовские наветы и злые чары. Он приказал расследовать это дело и вскоре всех собак повесили на бывшую любовницу Рануччо, Клаудию Колла, и её мать Елену.
Клаудия происходила из незнатной семьи торговцев пармезаном и, вероятно, была цыганкой. Почему среди всех многочисленных женщин выбрали именно её – непонятно, но после ареста и пыток несчастная девушка созналась во всём. - в варке приворотных зелий, колдовстве и проклятьям, приведшем к бесплодию герцога и герцогини. Новоявленную «ведьму» и её мать казнили на костре.
Вместе с этим мнительный Рануччо преследовал всех, в ком ему виделись предатели – в том же году был выявлен предполагаемый заговор против герцога. Последовали аресты знатных лиц, конфискация их земель и имущества. Был ли заговор реальным, или же властный Рануччо I и его советник Бартоломео Рива просто хотели оттяпать побольше добра – непонятно, но в 1612 году и эти враги герцога были казнены.
В том же 1612 году Маргарита, наконец, подарила мужу здорового сына, которого назвали Одоардо, а после у пары родились ещё пять детей, из которых выжили трое. То ли спали "ведьмины" чары , то ли Маргарита наконец избавилась от своих женских проблем, но факт остаётся фактом. После рождения последнего сына Рануччо, решив, что династия в безопасности, объявил узаконенному бастарду Оттавио, что наследниками будут официальные дети, а он должен удалиться. Оскорбленный юноша организовал заговор против отца, но тот жестоко подавил бунт и заключил сына в тюрьму Роккетта, где тот провел остаток своей жизни. Сам герцог умер спустя год в возрасте пятидесяти двух лет.
Спасибо, что были с нами! Нашли ошибку в тексте? Напишите нам! Подписывайтесь на канал и оставляйте комментарии - вам несложно, а нам приятно!