Скажу сразу: у меня негативное отношение ко всем постсоветским фильмам и сериалам, созданным Российским кинематографом на тематику Великой Отечественной Войны и повторным экранизациям, снимавшимся в Советское время. Почему говорить не буду, об этом сказано достаточно много. По сему и смотреть сериал во время показа не стал - в том числе из - за беспардонности рекламы. Но читая в сетях развернувшуюся полемику вокруг этого сериала, был поражён огромным числом откликов, с самыми противоположными оценками. При этом, число сторонников и противников фильма было одинаково много. Решил фильм посмотреть. Спокойно скачал сериал через интернет. И решил выразить о нём свое мнение. Считаю фильм большой творческой удачей всех, причастных к его созданию. Всех - сценаристов, постановщика и, конечно, артистов, всех, без исключения. По моему мнению, это первый Российский в постсоветское время, художественный фильм - сериал, снятый о Великой Отечественной Войне, её наиболее трагическом и героическом периоде - блокаде Ленинграда. По силе художественного воплощения, он стоит рядом с выдающимися фильмами Советского времени на эту тематику. Думаю, что обилие отрицательных отзывов на этот сериал не случайно. Опущенный до «плинтуса» уровень постсоветской Российской культуры и кинематографа с дешёвой попсой и постоянно повторяющимися штампами очернения советского прошлого в многочисленных сериалах ( как правило, это НКВД и партийная номенклатура) сыграли злую шутку. Теперь эта тема в любом проявлении встречается с отторжением. Это относится и к оценкам творческой работы артистов, занятых в сериале. В сериале создатели фильма и актёры смогли донести до сегодняшнего зрителя, используя возможности современной кинематографии, величайший подвиг ленинградцев, которых не сломили ни голод и холод, ни вражеские бомбы и снаряды, ежедневно уносившие тысячи людей. И нет в сериале никаких штампов - есть настоящие творческие удачи как создателей фильма, так и действующих актёров. Создатели сериала убедительно показали роль культуры и её одной из важнейших её составляющих - музыки. Как они могут помочь победить в ожесточённой борьбе с фашизмом, наравне с оружием, хлебом и всем тем, что даёт силы выстоять. Наперекор всему - голоду, холоду, безжалостному и коварному врагу и, даже смерти. И смешно выглядят комментарии многих авторов, сетующих на то, что А. Гусев много старше своего персонажа, что Боярская играет не так, что Кравченко - Серёгин - штамп НКВД и т.д. Важно то, как и чем выражали основной посыл фильма его авторы и исполнители. Перенесите идею фильма на сегодняшние дни, на сегодняшнее отношение к культуре. Государство, у стен столицы которого стоял недавно враг, а в городе, окружённом врагом, где каждый день блокады уносит тысячи людей от голода и бомбёжек, где выдают на каждого человека тоненький кусочек черного хлеба, решило, не считаясь ни с чем, собрать симфонический оркестр. Сделать это для того, что бы ленинградцы услышали дома, в осаждённом Ленинграде 7 симфонию Шостаковича, посвященную их героизму. Разыскать музыкантов, даже в окопах на передовой, накормить, когда ленинградцы умирали от голода. Специальным рейсом самолёта направить партитуру в осаждённый город. И всё для того, что бы помочь ленинградцам в их героической борьбе. Сегодня культура - не воспитатель высших духовных ценностей, а товар, который нужно продавать с максимальной выгодой. Такая культура не может служить опорой в трудные времена. И эта мысль, очень хорошо просматривается в фильме, что является несомненной его удачей. В фильме, кроме замечательного ансамбля актёров, есть ещё два участника. Это музыка и поэзия. Авторы великолепно использовали их на протяжении всего фильма. Начиная с его начала, когда звучит вступления одного из величайших творения Бетховена, посвящённого Свободе - увертюре «Эгмонт» Это и фрагменты из самой Седьмой симфонии, звучащие в трагические моменты. Стихи Ольги Бертгольц, сопровождающие кадры с ужасами жизни блокадного Ленинграда. Всё это усиливает воздействие фильма на зрителя. Несколько слов об игре актёров. В фильме нет «проходных» ролей и исполнителей. Все без исключения актёры - убедительны в исполнении своих персонажей. В этом очевидная заслуга постановщика Фильма А. Котт. Образ дирижёра Элиасберга, выдающегося музыканта того времени, созданный А. Гусевым, человека высочайшей культуры и честности, гражданина и патриота своей Родины - большая творческая удача актёра. Особо следует отметить роль в фильме лейтенанта НКВД Серёгина, в великолепном исполнении Ал. Кравченко. И совсем это не образ НКВД или ГПУ, заштампованных предыдущими фильмами Российского кинематографа. Его необразованность, жестокость, безрассудная непримиримость, неприятие музыки -результат того воспитания, которое он получил, находясь на «чёрной» работе в карательных органах , была такая категория исполнителей в их рядах. На его глазах погибла вся его семья. Случилось то, что должно было очерстветь его душу и сдвинуть его разум в сторону беспощадной жестокости, теряя ориентиры, где друг, а где - враг. Но музыка и общение с её носителем - Карлом Элиасбергом и его соратниками, медленно, но уверенно возвращают ему человеческий облик, способный и любить людей . и чувствовать музыку. Удачей является исполнение роли флейтистки в фильме Боярской. Думаю, что это - её наиболее интересная работа в кинематографе за последние годы. Время покажет, какую оценку сериалу «7 симфония» дадут профессионалы - критики. Как рядовой зритель скажу, что меня он держал в напряжении и на пределе душевного спокойствия от первого до последнего кадра. Грешен, и со слезами на глазах. Низкий поклон авторам, может быть суждено российскому кинематографу, наконец, воспрянуть ото сна и благоденствия.