Почему у Штирлица не было жены, положенной по штату чиновнику его уровня? Что значила характеристика «беспощаден к врагам рейха» из его досье? За что его наградил фюрер? И чем вообще наш разведчик занимался в Берлине, кроме как добыванием секретных данных для СССР?
Итак, Всеволод Владимирович Владимиров более известен массовому читателю и зрителю как Максим Максимович Исаев, а еще более широкому – как Макс Отто фон Штирлиц.
В русской своей ипостаси он был нелегальным советским разведчиком, а в немецкой – штандартенфюрером СС.
Чем он занимался в Германии, кроме как выполнением заданий СССР?
Ведь, чтобы поддерживать легальное положение, причем относясь к высшему командному составу, он должен был соответствовать своей должности в СС. А это подразумевало набор определенных обязанностей.
Условно дела Штирлица в Германии можно разделить на те, которые описаны в книгах Юлиана Семеновича Семенова, и те, которые полагались ему, так сказать, по штату реально. Многие из них, конечно, совпадают. Но... не все.
Чем занимался Штирлиц в Германии, по книгам Семенова
Начнем с того, что в Германию наш уже тогда доблестный разведчик попал в 1927 г. прямиком с Дальнего Востока. Руководство решило этим талантливым сотрудником усилить национал-социалистическую рабочую партию немцев.
Подготовленная легенда гласила, что он якобы был:
1) потомственным немецким аристократом;
2) физиком, защитившим диплом по квантовой механике;
3) отличным спортсменом, в том числе чемпионом Берлина по теннису;
4) участником национал-социалистической рабочей партии еще со времен до прихода к власти Адольфа Гитлера. Это, между прочим, выделяло Штирлица среди прочих как определенный элитный костяк;
5) сотрудником VI отдела РСХА под руководством Вальтера Шелленберга.
По книге, Штирлиц настолько преуспел в делах СС, что был своего рода служебным фaвopитом своего шефа Шелленберга. Почему?
Семенов говорит, что это было возможно благодаря мощному уму, аналитическим способностям, а также глубоким и разносторонним знаниям Штирлица. Так, он свободно говорил на 3 языках – французском, английском и японском (разумеется, о знании русского, а также, возможно, украинского наш разведчик в СС не распространялся…).
О конкретных делах Штирлица как штандартенфюрера СС писатель не особо распространяется.
Но время от времени проскальзывают фразы наподобие «Штирлиц у нас слывет либералом». Это позволяет более спокойно относиться к формулировке из его досье «беспощаден к врагам рейха». Иначе можно задуматься: если все его коллеги, реже или чаще, но неизменно допрашивали пойманных врагов, включая советских граждан, то мог бы то же делать наш разведчик? Сугубо чтобы не выделяться и не разрушать свою легенду для Рейха.
Да и наличие у нашего героя Железного креста Первого класса и прочих элитных наград свидетельствовало о его особых заслугах в боях.
Опять-таки Семенов не уточняет, какие именно это были заслуги. Но можно догадаться, что часть наград была присуждена за участие в операциях на Восточном фронте. И Семенов упоминает, что Штирлиц участвовал в боях с Советским Союзом под Смоленском…
Вот она, участь разведчика: горячо и глубоко любить свою Родину, помогать ей самыми разными немыслимыми путями, порой недоступными обычным людям, – но чисто внешне, «физически» воевать на стороне противника. А всё – чтобы поддерживать легенду. Иначе – провал.
Кстати, фильм «Семнадцать мгновений весны» имеет открытый финал: если не читать книги Семенова, можно заподозрить, что наш разведчик мог и попасть-таки «под колпак папаши Мюллера». Так, одна моя знакомая уверяет, что в финальном кадре Штирлиц так особо ностальгически смотрел на клин журавлей, потому что понимал: он ехал в Берлин умирать.
Однако просто так разведчики не уходят. Особенно если они любимы читателями и книги о них надо продолжать. :)
Поэтому Штирлиц после моя 1945 г. выжил. Его ранил советский солдат, и немцы вывезли нашего героя в бессознательном состоянии в Испанию. А затем он уже очутился в Южной Америке для дальнейших героических дел на благо советской разведки.
Кстати, с экс-коллегами из Германии он потом еще встречался, когда в 1967 г. в Западном Берлине предотвратил кражу ядерных технологий.
Ах, да, и насчет жены.
По книгам Семенова, Штирлиц всю жизнь был верен своей русской супруге. В Германии же никаких жен у него не было.
Если же кто-то имел на него виды, как, допустим, журналистка Габи, он отвечал спокойно: мол, люблю пожилых, они хорошие (намек на светлую дружбу с фрау Заурих)… но вы к ним не относитесь.
Кстати, обе эти женщины появились только в фильме Татьяны Лиозновой, в книгах их не было.
О том, чем же мог заниматься Штирлиц в Германии как реальный штандартенфюрер, читайте в следующем моем Дзен-посте.
Также о картине «Семнадцать мгновений весны» читайте статью «Советские черно-белые фильмы, ныне раскрашенные в цвете: 8 плюсов и 8 минусов того, что получилось» и любопытные данные опроса «Большинство зрителей не знают других актеров-Штирлицев, кроме Тихонова».
#Кино #литература #история #наука #ссср #россия #культура #ВОВ #интересные факты