Найти тему
Олег Чекрыгин

Диалог священника с психологом

Приходские нравы в современной РПЦ зачастую напоминают зоопарк, и – более того – обезьянник.

«До чего же, однако, докатилась рпц с прихожанками "нового" пионерского разлива: нет у них ни страха Божия, ни женской скромности, ни человеческого достоинсва, ни женской чести, ни совести, ни даже присущей обычным женщинам скромности - поскольку будь хоть что-либо из перечисленного, они бы убоялись и постеснялись порочить, например, священство и епископат пусть и не их церкви хотя бы из-за самой святости сана - но нет, кличут по именам будто приятеля-забулдыгу и поносят последними словами, пеной исходят друг на дружку: "раскольники, самозванцы, волки-расхитители!" - такие, понимаешь, бесстрашные обличительницы. Является ту одна такая, видимо, православнутая на всю больную голову дамочка ко мне в фб-аккаунт – я ее знать не знаю, откуда она лезет ко мне, зачем и почему и прямо в личку мне строчит, вот, полюбуйтесь: «Ты Епископ? Да у тебя рожа похотливая как у развратника. Еретик, мерзавец – вот ты кто» - называется эта психованная «Света Попова», да кто их, анонимщиков разберет теперь, шут ее знает, кто это есть на самом деле, в реальности – вот и чувствуют себя в полной безнаказанности и могут в сети отвязаться так что мама-негорюй. Зачастую грозятся и убийством. Но больше всего поражает накал ненависти, волна реальной злобищи, исходящая от этих несчастных по любому ничтожному поводу несогласия с тем, что «кто-то в интернете не прав». Что с людьми делается, что происходит в их душах, если, коль жизнь их толкнет, они способны на все. Например, на убийство незнакомого человека, как тот парень, который зарезал приютившего его Павла Адельгейма. Каждый день не знаешь, чего ждать, кого встретишь, открыв дверь, на собственном пороге.

Зато в своей повседневной реальности притворяются такими скромницами: юбка до полу, платочек скромный кокетливо повязан, глазки долу, ладошки лодочкой: «Батюшка, благословите» - и своего приходского попа разве что в зад не целуют от благоговейного умиления - и что? Да то, что это не вера, и не благочестие - а всего лишь пресмыкание перед обожаемым начальством, обыкновенное российское холуйство, да еще сильно разбавленное тайной надеждой развращенной души: «А вдруг он меня заметит, да еще, глядишь и влюбится» - поскольку в этой диковинной зоологической среде бытует поверье, что переспать со священником или, в особенности, с монахом – это сподобиться особой благодати.

Но стоит тому попу лишиться чиновного места - завтра она отвернется от него, как от чужого, и переступив через бывшего кумира, как через труп, понесется, задравши хвост, лизать руки новому настоятелю, с придыханием вопия о вчерашнем семинаристе: "а батюшка-то наш - ПРОЗОРЛИВЫЙ!". И я в свое время нахлебался этого благоговения от таких вот досыта - и всегда считал это омерзительным. Гадость, Противно».

«М-да... Действительно, грустно всё это и противно. Да только удивляться тут особенно не приходиться, ибо проблема межличностных отношений в самой РПЦ давно имеет застарелый тяжёлый системный характер на всех структурных уровнях включая отношения: "архиерей - священник", "священник - священник", "священник - мирянин" - холуйство в этой среде стало нормой И расхожее оправдание собственного лебезения перед обожаемым начальством с падением в ноги и лобзанием священной длани - мол, не тебе, а сану твоему, Христу в твоем лице. И обе стороны не помышляют и даже не подозревают о взаимном попрании своего человеческого достоинства и Образа Божия в себе, к которому они вроде бы апеллируют. А уж про межличностные отношения на уровне "миряне - прихожане" ещё только ленивый не высказывался. Сплошные признаки тяжёлых психологических расстройств со всеми вытекающими последствиями на фоне удручающего невежества: страх, ощущение бессилия и униженности, депрессия, чувство одиночества, обида, ожесточение, нервное истощение, эмоциональное выгорание, неприязнь и ненависть, вытесненная агрессия, дегуманизация вплоть до полного расчеловечивания и т.д. и т.п

Если в РПЦ между собой не научились честно, порядочно и уважительно относиться друг к другу, то чего уж тут ожидать по отношению к гражданам других государств или представителям других церквей?!

И что характерно, существующая в РПЦ "вертикаль власти" поощряет такие отношения. Ни для кого не секрет, что "архиерейский произвол" давно стал аксиомой.