До недавнего времени безальтернативным набором для сборки модели советского предвоенного танка БТ-5 был набор, который производит фирма "Звезда". Да и если вы собираете модели, как говорится "из коробки", т.е. не приобретая никаких дополнительных наборов для деталировки, то "Звезда" так и остается (надеюсь, что недолго) единственным вариантом.
Основной проблемой модели танка из набора "Звезды" является нарушение геометрии корпуса. Разработчики ошиблись в длине модели, из-за чего башня сильно смещена назад (это хорошо заметно при взгляде сверху на корпус - погон башни должен заходить на крышу рубки механика-водителя, а на модели "Звезды" он себя комфортно чувствует в базе корпуса). Из-за этого нарушения длины, так же "уехали" и расстояния между 1/2 и 2/3 катками. Есть проблемы и с шириной корпуса - он также немного больше. Ну и качество и проработка деталей модели, которую начали выпускать в 1993-м году, оставляет желать лучшего. Так что, для того, что бы собрать "правильный" БТ-5 из набора "Звезды" нужны очень сильные "хирургические" вмешательства. Я несколько раз начинал "пилить" корпус, но все заканчивалось откладыванием набора "на полку".
Но с выходом на рынок модели танка БТ-2 от китайской фирмы "Хобби-Босс", появились альтернативные решения. Не такие легкие, как хотелось бы, но они есть.
Как известно, БТ-5 получили путем модернизации БТ-2, установив башню с 45-мм орудием и заменив двигатель "Либерти" на М-5Т. Вот и мы пойдем тем же путем.
Итак, мы имеем два набора БТ-2 от ХБ. Наборы практически идентичные, за исключением некоторых деталей. Набор 84514 нас не особо интересует, это ранняя машина и в этом наборе нет например сетки жалюзи МТО, но зато есть литые катки, с отверстиями облегчения. И если делать самые первые БТ-5, то катки придется брать именно из этого набора. Оптимальным набором для постройки серийного БТ-5 я считаю набор 84515. В нем предусмотрена даже возможность сделать модернизированную машину с двигателем М-17Т.
Корпус.
А теперь о грустном.
Основная и главная проблема, с которой придется столкнуться, это подбашенный бронелист. Так как для обмеров китайцы использовали БТ-2, который находится в Кубинке, то в модель перекочевал один нюанс, связанный именно с этим танком. В Кубинке стоит не БТ-2, а корпус БТ-5, на который сверху приварен подбашенный лист с установленной башней от БТ-2. Из-за этого подбашенный лист выступает над корпусом, а должен быть с ним вровень. Так что, придется хирургическим путем его опускать. Но это никак не сравнится с объемом перепила корпуса от "Звезды". И если вы смогли опустить подбашенный лист, то расширить погон под башню БТ-5 вам не составит труда.
Вторая проблема, если вы захотите сделать модернизированную машину с двигателем М-17Т. Так вот, китайцы сделали сетку жалюзи МТО не правильно. Планки усиления у них приходят как на БТ-7 - четко по центру выхлопных труб, а на решетках модернизированных БТ-2/5 эти планки находятся со смещением к центральной оси танка. Это происходило из-за того, что сетка на БТ-2/5 имела две планки, а на БТ-7 планок было три.
Альтернативой может стать набор фототравления от "Микродизайна" MD 035367 , но он сделан под "Звезду" и поэтому шире, чем требуется.
Третья доработка, это планки на бортовых экранах. У БТ-2 они были одной деталью, а у БТ-5 состояли из двух. Ну тут пластик типа "Доширак" и болты от "Мастер Клуб" вам в помощь.
По бронировке жалюзи радиаторов - "базовый" набор для БТ-5 от "Микродизайна.
Башня.
Если делать танк из партии в 230-ть машин, как на верхнем фото, с малой, т.н. "мариупольской" башней (хотя башни, с некоторыми исключениями, для всех модификаций БТ делали в Мариуполе), то тут искать только смоляное изделие. Раньше такие башни делал тульский "Оружейник", но это было очень давно и сейчас этой фирмы, и их изделий на рынке нет. На данный момент такая башня есть у "L-Models".
Самая массовая, цилиндрическая (на самом деле элептическая) башня. Тут вариантов три:
Первый, это от БТ-5/7 "Звезды". Хорошая башня, которая ложится в чертежи. Минусы: вентилятор боевого отделения в закрытом положении (ну, тут кому как), плюс его колпак не имеет 6-ти болтов по диаметру (есть только центральный болт), отсутствуют болты тяг крепления орудия на крыше башни (справа и слева от вентилятора), на заднем люке в кормовой нише, "Звезда" расположила пистолетный порт неверно, клепку крепления цепочки расположила с другой стороны, клепку запора люка вообще не дала, танковая панорама "по мотивам", отсутствуют болты крепления сидений командира и заряжающего на нижнем барбете башни, отсутствует спаренный пулемет.
Второй вариант от БТ-7 "Восточного Экспресса". Так же очень хорошая башня, плюс два варианта бронировки маски орудия - сварная и штампованная (последний вариант мог ставиться на БТ-5 при модернизации), вентилятор в боевом положении. Минусы: колпак вентилятора абсолютно "лысый" с утяжиной по центру, бронировка ПТК даже хуже, чем у "Звезды", стандартно нет болтов крепления сидений на барбете, надо переделывать петли люков с треугольных на квадратные.
Ну и третий вариант от "ХБ". Тут ничего не могу сказать по копийности - в чертежи не вкладывал. Но, что сразу бросается в глаза - вместо ПТК стоит заглушка, что в принципе могло быть, но панораму они предлагают клеить на место лючка флажного семафора. И панорама, судя по всему финская.
P.S. Точно не знаю, была ли у БТ-шек амбразура для стрельбы из личного оружия на нижнем барбете башни под кормовой нишей (у средних БА и у Т-26 была). На всех трех вариантах башен ее так же нет.
Ну, вот, как-то так!