Найти тему
Классические беседы

Древние языки как ключ к современности.

По окончании учебного года в программе «Классические беседы» силами директора, инструкторов и родителей был организован яркий, запоминающийся праздник — подведение итогов 1-го цикла. На этом мероприятии детям подарили прекрасные книги В. Воскобойникова «Жизнь замечательных детей». В мае мы принялись за чтение главы о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии. И меня, и детей поразила удивительная история о горячем желании маленького Константина (в монашестве — Кирилла) изучать латынь для того, чтобы прочесть «Энеиду» Вергилия. Мальчик обратился с просьбой об обучении к учителю, но тот отказал ему. Тогда Константин самостоятельно изучил этот язык, сравнивая греческие и латинские тексты. Эта история завершается таким диалогом:

— Ну как, малыш, — встретил его [Константина] однажды человек, который обучал латыни, на улице, — передумал изучать латинский язык?

— Я познал его сам.

— Не обманывай меня, малыш, это невозможно, — сказал тот ему по-латыни.

— Возможно. Только надо сильно захотеть, — ответил ему Константин тоже на латыни и пошел дальше. 

А человек еще долго стоял и смотрел ему вслед, изумленно покачивая головой.

Второй пример, значительно более поздний (19 в.), об огромном рвении к изучению языков мы находим в этой же серии Воскобойникова. Освоив латынь, немецкий, голландский, английский, французский и даже русский, Генрих Шлиман не расстается с мечтой об изучении древнегреческого: «Теперь он мог позволить себе нанять хорошего учителя и выучить древнегреческий. Он уже знал наизусть многие страницы двух великих книг поэта Гомера».  

Возможность познания книжной премудрости только после основательного изучения древних языков подчеркивается и в «детской» биографии М.В. Ломоносова, когда диакон Семен Сабельников дает совет мальчику: «Хочешь книжную премудрость познать – должен языки выучить: латынь да греческий, на тех языках ученые знания записаны». 

Как нам известно, эти пылкие желания и настойчивые попытки изучения языков увенчались поразительным успехом! Конечно, это можно считать просто искусным вымыслом В. Воскобойникова, но само моделирование именно такой реальности говорит многое об изучении древних языков. Их действительно всегда воспринимали и воспринимают как ключ к пониманию общеевропейской культуры, науки, истории, а значит и возможность сознательного взгляда на современное положение сквозь призму веков и познания мудрости древнего наследия. Человек, приобщившийся к тайнам слов античных Греции и Рима, безмерно расширяет свой кругозор, осмысленно воспринимает сущность и смысл многих современных слов и понятий. Я убеждена, что классическое образование, проверенное временем, поможет нашим детям обрести правильные ориентиры и в современном мире! 

Автор: Ольга Федотова

#семейноеобразование #латынь #древнийязык #классическоеобразование #со #латынь #семья #первоисточник