Найти тему
Беларусбанк

Сколько стоит быть eco-friendly? Эксперимент

Наша сотрудница месяц старалась жить в режиме eco-friendly, а после проанализировала, как это сказалось на ее бюджете.

Сразу оговорюсь: идеи осознанного потребления и минимизации ущерба окружающей среде всегда были мне симпатичны. Я езжу на общественном транспорте и велосипеде, одеваюсь в секонд-хендах, не ношу мех, по этическим причинам не посещаю цирки и зоопарки, использую косметические средства, которые не тестируются на животных и фасуются в перерабатываемую тару, отдаю предпочтение энергосберегающей бытовой технике, покупаю предметы обихода, бывшие в употреблении, обмениваюсь вещами на бесплатных онлайн-барахолках, раздельно собираю мусор.

Возможно, формированию экологичного мировоззрения во многом поспособствовало детство 90-х. Тогда мне как-то не приходило в голову, что домочадцы не от хорошей жизни ходят в магазин с одним и тем же пакетом Libro до тех пор, пока цветастый рисунок на нем не перестает быть различимым. Необходимость экономить я бессознательно воспринимала как рациональный подход к ведению домашнего хозяйства. Бережное отношение к природным ресурсам уже в осознанном возрасте привили мне коммунальники: уменьшение суммы в жировке ощутимо подкрепляет мотивацию выключать свет и закрывать воду.

Получается, многие мои бытовые привычки укладываются в тренд на eco-friendly, поэтому для соблюдения чистоты эксперимента анализировать их я не буду. Сосредоточу внимание на тех сферах, где мне не помешало бы прокачать свое экологически ответственное поведение. Результаты буду излагать в таблицах, где зеленым цветом обозначу столбцы с предпочтенным мной вариантом.

С чего начинается ваш день? Мой – непременно с кофе. Особое удовольствие – взять его навынос и смаковать по дороге в офис. Но вот незадача: напиток наливают в одноразовый стаканчик. Даже то, что он бумажный, не сильно-то спасает ситуацию. Как быть? Выхода целых два. Во-первых, можно присоединиться к движению за использование многоразовых кружек My cup, please и приходить со своей тарой. Заведений, участвующих в инициативе, довольно много, особенно в Минске. Заботящимся об экологии клиентам положена скидка 10%. Второй вариант – пить кофе по приезде на работу. Да, чтобы не заваривать в чашке, придется запариться и обзавестись кофеваркой, если нет офисной. Я, признаться, так и сделала, потратив всего 1,5 рубля – на проезд. Сам аппарат, симпатичная и довольно компактная капельная модель фирмы Rowenta, достался мне бесплатно: нашла на интернет-барахолке с условием самовывоза. Ехать было недалеко – отдавали в соседнем районе.

-2
-3

Если дел на работе невпроворот, не успеешь оглянуться – уже и обед. Как организовать его экологично? Задачка со звездочкой, я вам скажу. Как и с кофе, главное условие – многоразовая посуда. Самое бюджетное решение –брать ссобойки. Я неоднократно совершала попытки завести такую привычку, однако успехом они не увенчались. Терпеть не могу однообразие в еде, а каждый вечер выготавливать новое блюдо нет ни сил, ни времени. В теории есть возможность заглянуть в кафе, расположенное на первом этаже здания, где я работаю, однако на практике воспользоваться ею невозможно: к моему обеденному перерыву в 13:00 там уже ничего не остается.

Беспокоиться не о чем, голодная не хожу: бизнес-ланч предлагают как минимум три заведения в шаговой доступности от офиса. Комплекс из салата, супа, второго и напитка везде стоит практически одинаково – 8-13 рублей в зависимости от наполнения. Казалось бы, вопрос исчерпан, и вдруг на горизонте возникает несколько «но». Первое – спешка. Когда горят дедлайны, рассиживаться в кафе совсем некогда. Твоя задача – что-то оперативно схватить, а уже прожевать можно и за компьютером, тем более на обеды с собой, как правило, действуют скидки – в среднем 20%. Из этого проистекает второе «но» – упаковка еды навынос. Тут уж со своими ложками-плошками не придешь – санитарные нормы запрещают, а значит без пакетов (в лучшем случае) или капитальных одноразовых контейнеров (что вероятнее) не обойдешься, и вся затея с eco-friendly – коту под хвост.

Еще более печальная история с обедами из кулинарии ближайшего супермаркета. Да, удобно: купил и побежал, но по качеству они значительно уступают ресторанным, а выходят даже дороже – как раз из-за упаковочной тары. Покупатель может самостоятельно собрать комплекс, как конструктор: порядка пяти-шести наименований мясных изделий и отдельно три-четыре вида гарниров расфасованы порционно, чтобы скомпоновать их на свой вкус. Салаты разложены в запаянные пленкой лотки, а суп разлит по баночкам с герметичной крышкой. Контейнеры входят в стоимость только первых блюд, со всеми другими их пробивают отдельно. Удовольствие недешевое: в зависимости от типа – 0,29 рубля или 0,39 рубля за штуку.

Поразмыслив, пришла к выводу, что самый оптимальный для меня вариант экологичного обеда – бизнес-ланч в заведениях поблизости. Мне все-таки проще поработать со своим тайм-менеджментом, чтобы перестать торопиться и выкраивать время для полноценного приема пищи, нежели бесконечно стоять у плиты ради ссобоек.

-4

После обеда минуты как будто разгоняются – вот и рабочий день окончен. Держим путь в магазин: хочется фруктов и чего-нибудь к чаю. Куда сложить покупки?

Открою страшную тайну: у меня дома тоже есть «пакет с пакетами». По правде говоря, это красивая металлическая коробка от подарочного набора виски, в которой я храню 8-10 полиэтиленовых пакетов, сложенных аккуратными треугольниками. Следуя примеру родителей, я всегда старалась расходовать ресурс пакета на все 100%: пока целый и прилично выглядит, можно ходить за продуктами. Зачастую бреши образуются раньше, нежели его внешний вид не позволяет появляться на людях. В таком случае пакет можно подлечить скотчем и использовать под мусор. Однако коробка регулярно пополняется новыми пакетами не потому, что все старые пришли в негодность. Прежде всего обзаводиться ими приходится из-за собственной недальновидности. Ну правильно, какой нормальный человек будет планировать эти спонтанные набеги на супермаркет за вафельками после напряженного трудового дня. В рамках эксперимента зарекаюсь покупать пакеты и вспоминаю про эко-шоперы или попросту авоськи, коих в силу профессиональной деятельности у меня великое множество: организаторы мероприятий довольно часто упаковывают пресс-киты для журналистов в симпатичные брендированные тканевые сумочки формата А4. Отправляю парочку таких в свой рюкзачок на ПМЖ.

-5

Даже если за неимением авоськи мне бы пришлось ее приобретать, я бы потратила на 1,37 рубля больше суммы, которая обычно расходуется в месяц на пакеты: в крупном популярном интернет-магазине цены на хлопчатобумажные шоперы стартуют от 3,77 рубля. Одним словом, полезная вещь, которая отобьет свою стоимость уже через полтора месяца и прослужит не один год. Моей самой «возрастной» и самой любимой авоське 10 лет. Она по сей день отлично выглядит и прекрасно справляется со своими функциями.

-6

Наконец мы добрались до гипермаркета, причем совершенно не случайного. Чтобы найти продукты, произведенные экологично, я выбрала сеть, которая позиционирует свои магазины как оптимальное место покупок для зожников: на полках если не фермерское, то непременно с натуральным составом. Вот знают маркетологи, чем зацепить потребителя, который следит за здоровьем и придерживается принципов правильного питания. К чести гипермаркета, откровенным гринвошингом[1] он не грешит: продающие тексты упирают лишь на заботу о человеке, об отсутствии вреда для природы в них ни слова.

[1] Гринвошингформа экологического маркетинга, в которой обширно применяется «зеленый» пиар и методы, цель которых – ввести потребителя в заблуждение относительно экологичности продукции или услуги.

Небольшая ремарка. Как вообще понять, что продукт перед тобой – eco-friendly? Разумеется, по специальной экомаркировке. Наверняка хоть однажды вам на глаза попадались подобные значки на упаковке, но вряд ли вы придавали этому какое-то значение, а тем более задумывались об их подлинности. Зря. Рынок есть рынок: производители, желающие продать свой товар подороже, точно знают, как оформить его надлежащим образом. Рецепт незамысловатый: взять сочные зеленые оттенки, добавить имитацию крафтовой бумаги, холщевого полотна или пенькового шпагата, сдобрить рисованной растительностью, приправить двумя волшебными словами по три буквы в каждом – «эко» и «био». Готово! Рука сама тянется к такому шедевру органического дизайна, а есть ли у него необходимые документы – поди разбери.

В Беларуси есть онлайн-ресурс «Реестр производителей органической продукции». Он формируется на основании сведений Национальной системы подтверждения соответствия и содержит информацию о производителях, которые прошли независимую оценку и получили сертификаты, дающие право нанесения знака «Органический продукт» на потребительскую или транспортную упаковку. Желающие попасть в реестр, судя по всему, в очередь не выстраиваются: сейчас в списке значится всего восемь наименований, причем три из них – от одного производителя.

Выходит, купить продукты, которые eco-friendly по документам, – тот еще квест. Перспектива бесконечно проверять в Google экомаркировку на упаковках или колесить по городу, выискивая сертифицированные товары, не показалась мне хоть сколько-нибудь заманчивой. Единственный доступный способ снизить вред для окружающей среды – по возможности приобретать минимально упакованные продукты, в идеале – вообще в первозданном виде. Разумеется, с определенными позициями провернуть этот номер не получится, но в принципе все не так сложно: на развес можно взять мясо, птицу, рыбу, сыры, колбасные и хлебобулочные изделия, печенье, конфеты, овощи, фрукты, грибы, зелень, крупы, орехи, сухофрукты и многое другое.

-7

Ради эксперимента я решила отказаться от покупки упакованного куриного мяса в пользу развесного от той же птицефабрики. Конечно, я могла бы брать курицу с прилавка под вывеской «Фермерский продукт», но хозяйство, поставившее товар гипермаркету, в Реестре производителей органической продукции отсутствует.

Август – месяц шашлыков, поэтому я съела примерно 6 кг голени.

-8

Пришло время делать выводы. За месяц минимальными усилиями мне удалось сэкономить 74, 36 рубля. Возьмись я за дело основательнее, в кошельке осталось бы в 2,4 раза больше – 179,96 рубля. Согласитесь, приятно понимать, что сберегаешь деньги, заботясь о планете.

Елизавета Бецко

#экофрендли #экономия #экология #эксперимент #гринвошинг