Проектирование состава асфальтобетонной смеси – это сложный процесс. В ходе него учитывается целый ряд факторов, влияющих на самые разные свойства материала и готового покрытия. При этом улучшение одного показателя может повлечь за собой как улучшение, так и ухудшение других характеристик.
Давайте рассмотрим это на примере уплотняемости:
Как видите, взаимосвязь между разными свойствами асфальтобетона может быть очень сложной. Задача проектировщиков – найти баланс, эту тонкую грань и подобрать такой состав, который будет одновременно удобен в обработке и при этом надежен и долговечен.
Уплотняемость может быть как постоянной характеристикой конкретного состава, так и переменной величиной. Это связано с тем, что в ходе проведения строительных работ смесь постепенно остывает, и ее сопротивление уплотнению возрастает. Для того, чтобы укатка асфальта была наиболее эффективной, нужно соблюдать ряд правил в ходе ее транспортировки и укладки.
Как добиться максимального уплотнения асфальта
Чтобы максимально сохранить спроектированную уплотняемость асфальта после изготовления смеси, нужно придерживаться трех главных принципов:
- Соблюдение правил погрузки, транспортировки и выгрузки смеси
- Соблюдение температурного режима во время уплотнения
- Применение эффективной техники для уплотнения асфальта
Давайте рассмотрим каждый из них подробнее.
Правила погрузки, транспортировки и выгрузки смеси
В инструкциях и методических рекомендациях по укладке асфальта уделяется особое внимание правилам доставки смесей до места проведения работ. Их основная задача – максимально снизить теплопотери при транспортировке и защитить материал от чрезмерного остывания.
На этапах погрузки АБС в самосвалы, транспортировки и выгрузки на месте проведения работ рекомендуется соблюдать такие правила:
- Максимально загружать кузов самосвала. Рациональное количество смеси в одной машине составляет 5-15 т в обычных условиях и 5-8 т – если самосвалу придется проезжать участки повышенной опасности.
- Обеспечивать минимальное время перевозки. В теплое время оно не должно составлять больше 1,5 ч.
- Обеспечивать теплоизоляцию или подогрев кузова для снижения теплопотерь.
- Накрывать кузов самосвала пологом для защиты смеси от осадков и ветра.
- Максимально снизить время простоя самосвала после доставки материала.
- Дополнительно перемешивать смесь перед укладкой, чтобы снизить температурную сегрегацию. Это можно делать как с применением машины-перегрузчика, так и вручную – при помощи лопаты.
- Не проводить укладку покрытия в дождливую, холодную и ветреную погоду (исключение – срочные ремонтные работы с использованием холодного асфальта).
При соблюдении всех этих правил асфальтобетонная смесь на момент укладки максимально сохраняет свои технологические и физико-механические свойства. Впоследствии ее будет легко разравнивать и укатывать.
Температурный режим во время уплотнения
С остыванием смеси растет ее сопротивление давлению катка. Поэтому операцию уплотнения следует начинать сразу после укладки смеси на поверхность или даже параллельно с ней.
Впрочем, если асфальт на место проведения работ привезли очень горячий, то сразу приниматься за укатку тоже не стоит. В этом случае смесь будет больше деформироваться и плыть под валом катка, чем уплотняться.
Чтобы получить качественное покрытие, следует соблюдать такой температурный режим:
Замеры температуры делаются при помощи высокотемпературного бесконтактного термометра – пирометра. Самые простые модели этого прибора стоят 2-3 тыс. рублей, а то и меньше. Так что контроль температурного режима доступен не только дорожникам, но и людям, которые просто асфальтируют дорожки и площадки на своем придомовом участке.
Выбор эффективной техники
Разнообразие техники, применяемой для укатки и трамбовки асфальта, очень велико. Выбор метода уплотнения зависит от характеристик используемой смеси и сферы ее применения.
Например, для укладки асфальтовой дорожки на частном участке необязательно привлекать тяжелую дорожную технику. Ведь по ней не будет ездить транспорт, а выдержать вес человека может даже не особо прочный асфальт. Такое покрытие можно сформировать из пластичной АБС (например, песчаной), которая без проблем уплотнится под легким ручным катком или виброплитой.
А вот для строительства автомагистрали с высоким трафиком понадобится смесь жесткая и трудноуплотняемая, способная выдерживать сильные нагрузки. Для ее укатки понадобится сразу несколько тяжелых машин.
Таким образом, при ручной укладке асфальт можно уплотнить:
- Ручным катком
- Виброплитой
- Ручной трамбовкой (для холодной смеси)
- Колесами автомобиля (для холодной смеси)
Выбор конкретного способа зависит скорее от финансовых возможностей заказчика материала и того, какая техника уже есть у него в распоряжении.
В дорожном строительстве ситуация обстоит сложнее. Здесь используются прицепные и самоходные катки. Ручная же техника применяется редко – только при ремонте мелких ям и выбоин, а также тротуарных покрытий в труднодоступных местах.
Дорожные катки классифицируются по целому ряду оснований:
- По массе (легкие, средние, тяжелые)
- По типу оказываемой нагрузки (статические, вибрационные)
- По способу перемещения (прицепные, полуприцепные, самоходные)
- По виду рабочих приспособлений (гладковальцовые, кулачковые, решетчатые, пластинчатые, ребристые, пневмоколесные)
- По числу осей (одноосные, двухосные, трехосные)
- По числу вальцов (одновальцевые, двухвальцевые, трехвальцевые)
Выбор техники зависит от уплотняемости используемой АБС, а также этапа уплотнения (предварительного, промежуточного или заключительного).
Основные принципы эффективного уплотнения дорожного покрытия приведены в таблице:
Полную версию данной статьи вы найдете на нашей странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.
#асфальт #асфальтобетон #асфальтовое покрытие #асфальтобетонное покрытие #асфальтированное покрытие #уплотняемость асфальта #формуемость асфальта #полезные советы #уплотняемость #формуемость