Найти тему
Грунтовозов

Способы повысить уплотняемость асфальтобетона

Оглавление

Проектирование состава асфальтобетонной смеси – это сложный процесс. В ходе него учитывается целый ряд факторов, влияющих на самые разные свойства материала и готового покрытия. При этом улучшение одного показателя может повлечь за собой как улучшение, так и ухудшение других характеристик.

Асфальт
Асфальт

Давайте рассмотрим это на примере уплотняемости:

Положительное и негативное влияние разных способов повышения уплотняемости
Положительное и негативное влияние разных способов повышения уплотняемости

Как видите, взаимосвязь между разными свойствами асфальтобетона может быть очень сложной. Задача проектировщиков – найти баланс, эту тонкую грань и подобрать такой состав, который будет одновременно удобен в обработке и при этом надежен и долговечен.

Уплотняемость может быть как постоянной характеристикой конкретного состава, так и переменной величиной. Это связано с тем, что в ходе проведения строительных работ смесь постепенно остывает, и ее сопротивление уплотнению возрастает. Для того, чтобы укатка асфальта была наиболее эффективной, нужно соблюдать ряд правил в ходе ее транспортировки и укладки.

Как добиться максимального уплотнения асфальта

Чтобы максимально сохранить спроектированную уплотняемость асфальта после изготовления смеси, нужно придерживаться трех главных принципов:

  • Соблюдение правил погрузки, транспортировки и выгрузки смеси
  • Соблюдение температурного режима во время уплотнения
  • Применение эффективной техники для уплотнения асфальта

Давайте рассмотрим каждый из них подробнее.

Правила погрузки, транспортировки и выгрузки смеси

В инструкциях и методических рекомендациях по укладке асфальта уделяется особое внимание правилам доставки смесей до места проведения работ. Их основная задача – максимально снизить теплопотери при транспортировке и защитить материал от чрезмерного остывания.

На этапах погрузки АБС в самосвалы, транспортировки и выгрузки на месте проведения работ рекомендуется соблюдать такие правила:

  • Максимально загружать кузов самосвала. Рациональное количество смеси в одной машине составляет 5-15 т в обычных условиях и 5-8 т – если самосвалу придется проезжать участки повышенной опасности.
  • Обеспечивать минимальное время перевозки. В теплое время оно не должно составлять больше 1,5 ч.
  • Обеспечивать теплоизоляцию или подогрев кузова для снижения теплопотерь.
  • Накрывать кузов самосвала пологом для защиты смеси от осадков и ветра.
  • Максимально снизить время простоя самосвала после доставки материала.
  • Дополнительно перемешивать смесь перед укладкой, чтобы снизить температурную сегрегацию. Это можно делать как с применением машины-перегрузчика, так и вручную – при помощи лопаты.
  • Не проводить укладку покрытия в дождливую, холодную и ветреную погоду (исключение – срочные ремонтные работы с использованием холодного асфальта).

При соблюдении всех этих правил асфальтобетонная смесь на момент укладки максимально сохраняет свои технологические и физико-механические свойства. Впоследствии ее будет легко разравнивать и укатывать.

Лучше не проводить укладку асфальтобетонной смеси в дождливую, холодную и ветреную погоду
Лучше не проводить укладку асфальтобетонной смеси в дождливую, холодную и ветреную погоду

Температурный режим во время уплотнения

С остыванием смеси растет ее сопротивление давлению катка. Поэтому операцию уплотнения следует начинать сразу после укладки смеси на поверхность или даже параллельно с ней.

Впрочем, если асфальт на место проведения работ привезли очень горячий, то сразу приниматься за укатку тоже не стоит. В этом случае смесь будет больше деформироваться и плыть под валом катка, чем уплотняться.

Чтобы получить качественное покрытие, следует соблюдать такой температурный режим:

Таблица температурных режимов
Таблица температурных режимов

Замеры температуры делаются при помощи высокотемпературного бесконтактного термометра – пирометра. Самые простые модели этого прибора стоят 2-3 тыс. рублей, а то и меньше. Так что контроль температурного режима доступен не только дорожникам, но и людям, которые просто асфальтируют дорожки и площадки на своем придомовом участке.

Выбор эффективной техники

Разнообразие техники, применяемой для укатки и трамбовки асфальта, очень велико. Выбор метода уплотнения зависит от характеристик используемой смеси и сферы ее применения.

Например, для укладки асфальтовой дорожки на частном участке необязательно привлекать тяжелую дорожную технику. Ведь по ней не будет ездить транспорт, а выдержать вес человека может даже не особо прочный асфальт. Такое покрытие можно сформировать из пластичной АБС (например, песчаной), которая без проблем уплотнится под легким ручным катком или виброплитой.

А вот для строительства автомагистрали с высоким трафиком понадобится смесь жесткая и трудноуплотняемая, способная выдерживать сильные нагрузки. Для ее укатки понадобится сразу несколько тяжелых машин.

Таким образом, при ручной укладке асфальт можно уплотнить:

  • Ручным катком
  • Виброплитой
  • Ручной трамбовкой (для холодной смеси)
  • Колесами автомобиля (для холодной смеси)

Выбор конкретного способа зависит скорее от финансовых возможностей заказчика материала и того, какая техника уже есть у него в распоряжении.

В дорожном строительстве ситуация обстоит сложнее. Здесь используются прицепные и самоходные катки. Ручная же техника применяется редко – только при ремонте мелких ям и выбоин, а также тротуарных покрытий в труднодоступных местах.

Дорожные катки классифицируются по целому ряду оснований:

  • По массе (легкие, средние, тяжелые)
  • По типу оказываемой нагрузки (статические, вибрационные)
  • По способу перемещения (прицепные, полуприцепные, самоходные)
  • По виду рабочих приспособлений (гладковальцовые, кулачковые, решетчатые, пластинчатые, ребристые, пневмоколесные)
  • По числу осей (одноосные, двухосные, трехосные)
  • По числу вальцов (одновальцевые, двухвальцевые, трехвальцевые)

Выбор техники зависит от уплотняемости используемой АБС, а также этапа уплотнения (предварительного, промежуточного или заключительного).

Основные принципы эффективного уплотнения дорожного покрытия приведены в таблице:

Таблица принципов эффективного уплотнения дорожного покрытия
Таблица принципов эффективного уплотнения дорожного покрытия

Полную версию данной статьи вы найдете на нашей странице.

Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.

#асфальт #асфальтобетон #асфальтовое покрытие #асфальтобетонное покрытие #асфальтированное покрытие #уплотняемость асфальта #формуемость асфальта #полезные советы #уплотняемость #формуемость