Найти в Дзене
Минус фунт

472. ГУЛАГ с пайкой 20 граммов сливочного масла? Исторический факт благодаря Карлу Тринчеру

Хорошо известно описание лагерного быта, данное Варламом Шаламовым, русским советским прозаиком и поэтом, автором цикла рассказов и очерков «Колымские рассказы», о жизни заключённых советских исправительно-трудовых лагерей в 1930-1950-е годы. Ни о каких 20 граммах сливочного масла в пайке заключенных Шаламов не упоминает, да и возможно ли было такое? Оказывается, да, был такой эпизод. Советский человек австрийского разлива Для уточнения обстоятельств подобного придется начать с биографии Карла Тринчера, прожившего необыкновенную жизнь, и выжившего благодаря глубинным знаниям физиологии человека, не всегда даже понятыми современниками. Карл Тринчер родился в 1910 году в Брно (тогда Австро-Венгрия, ныне Чехия) в семье этнических евреев. Медицину он изучал в течение 8 семестров в Венском университете. Пытливого студента, склонного к системному мышлению (общая беда нынешнего интернет-поколения – мышление клиповое), не устраивало изучение лишь структуры тканей, и он прибился к кафедре ко
Оглавление

Хорошо известно описание лагерного быта, данное Варламом Шаламовым, русским советским прозаиком и поэтом, автором цикла рассказов и очерков «Колымские рассказы», о жизни заключённых советских исправительно-трудовых лагерей в 1930-1950-е годы.

Ни о каких 20 граммах сливочного масла в пайке заключенных Шаламов не упоминает, да и возможно ли было такое? Оказывается, да, был такой эпизод.

Советский человек австрийского разлива

Для уточнения обстоятельств подобного придется начать с биографии Карла Тринчера, прожившего необыкновенную жизнь, и выжившего благодаря глубинным знаниям физиологии человека, не всегда даже понятыми современниками.

-2

Карл Тринчер родился в 1910 году в Брно (тогда Австро-Венгрия, ныне Чехия) в семье этнических евреев. Медицину он изучал в течение 8 семестров в Венском университете. Пытливого студента, склонного к системному мышлению (общая беда нынешнего интернет-поколения – мышление клиповое), не устраивало изучение лишь структуры тканей, и он прибился к кафедре коллоидной и физической химии. Ему довелось слушать лекции Альберта Эйнштейна, Макса Планка, Нильса Бора, профессора Паули (отца знаменитого физика нобелевского лауреата Вольфганга Паули, известного по Принципу Паули).

Там же, в университете, он увлекся идеями коммунизма. В 1927 году Карл познакомился со своей будущей женой Гертрудой Рутгерс. Гертруда была дочерью одного из основателей компартии Голландии инженера Себальда Юстинуса Рутгерса (1879-1961), встречавшегося с Лениным, и жившего, с перерывами, с 1918 по 1938 годы в СССР, где работал консультантом по использованию природных богатств Кузбасса, и участвовал в экспертизе крупных строительных проектов.

Инженер Рутгерс и его дочь Гертруда Тринчер
Инженер Рутгерс и его дочь Гертруда Тринчер

Отвлечение от текста: на одни и те же эпизоды в жизни приходится наталкиваться неоднократно. Задолго до знакомства с физиологией, а тем самым и с Карлом Тринчером, автор статьи, в попытках ознакомиться, хотя бы и поверхностно, с голландским языком (на основе уже знакомых английского и немецкого), раздобыл доступную на голландском языке книгу, и прочел ее (без словаря) от корки до корки. Есть такой метод изучения языков; с десятой страницы слова начинают расшифровываться и переводиться.

Скажем, герой той книги выходит на станции и покупает krant. Что можно купить на станции? Пирожок, огурец или газету. Но в памяти всплывает, со времен изучения истории журналистики, что царю Михаилу Федоровичу по утрам читали рукописную газету-куранты. Вот слово на основе ряда ассоциаций и перевелось и запомнилось.

Так вот, та книга и была книгой "Рутгерс" в оригинале, написанной дочерью и зятем инженера.

В 1934 году Тринчер, совместно с Гертрудой, приехал по туристической визе в СССР, где гостил у Рутгерсов, родителей своей жены. В Австрию он вернуться уже не мог – его жене за антифашистскую деятельность было запрещено жить в Австрии. Это еще хорошо обошлось; если бы Гертруда не была иностранкой, она угодила бы в тюрьму, спасительный выход подсказал ей ловкий адвокат.

В Москве, после года учебы, Карл наконец завершил обучение в Первом Медицинском институте и получил диплом врача, а в 1936 году получил советское гражданство.

Тринчеру предстояло работать 3 года сельским врачом (известное всем советским гражданам распределение молодых специалистов), но ему удалось устроиться на работу в московский Всесоюзный институт экспериментальной медицины.

В институте Тринчер специализировался в области физической химии и исследовал электрическую проводимость человеческих органов токам высокой и низкой частоты. Как тут не вспомнить современный биоимпеданс, основанный на электропроводности – профессиональный аппарат стоит в каждом фитнес-центре, а бытовые весы-жироанализатор прописаны в спальной или в ванной каждой заботящейся о фигуре женщины. При этом считается, что впервые биоимпедансометрия появилась в начале 1960-х годов.

Современная биоимпедансометрия
Современная биоимпедансометрия

Еще в аспирантуре Тринчер заинтересовался живыми мембранами – оболочками животных клеток. Этот момент еще не раз всплывет по ходу статьи. С электропроводностью органов здесь также прямая связь – клетки совместно с оболочками являются электрическими конденсаторами, и определяют полное сопротивление (импеданс) отдельных органов и тела в целом переменному току.

В 1937 году, на фоне массовых репрессий ("ежовщины"), Тринчер был уволен, и долго не мог найти работу. Наконец, работа нашлась в одной из окраинных московских больниц, и даже с возможностью продолжить научную работу. Больница находилась в промышленном районе с высоким уровнем электромагнитных помех, и Тринчер соорудил для опытов по исследованию электропроводности крови и структуре эритроцитов клетку Фарадея. На эту тему он и защитил впоследствии диссертацию, став кандидатом биологических наук.

-5

В 1938 году, как пишет Тринчер в воспоминаниях, "Охота на ведьм" на некоторое время утихла" (наркома НКВД Николая Ежова сменил Лаврентий Берия), и ему удалось вновь вернуться в институт экспериментальной медицины.

В том же 1938 году он был впервые вызван на допрос в НКВД, где с ним работали два следователя, "добрый" и "злой". (Эпизод из недавнего сериала "Седьмая симфония". Следователь НКВД Серегин избивает проникшего на ленинградское оборонное предприятие шпиона, а его начальник Плотников делает ему внушение за жестокое обращение и отправляет избитого в лазарет на излечение).

Оказывается, хорошо знакомый любителям кино метод доброго и злого полицейского существовал издавна. Но в тот раз все обошлось. На втором допросе, уже в 1940 году, Тринчеру вновь удалось выпутаться, отключив сознание и подключив, по методу своего земляка Фрейда, подсознание.

Жизнь в лагерях ГУЛАГа

Как и каждый советский врач, Тринчер был офицером запаса медицинской службы, но с началом войны на фронт не попал. Гертруда с детьми эвакуировалась, и он даже был рад этому обстоятельству, поскольку в критические дни октября 1941 года был арестован по стандартному обвинению в шпионаже и антисоветской агитации. Под расстрельную шпионскую статью Тринчер подпадал автоматически как член семьи старого большевика Рутгерса. Но обошлось и в этот раз, он был отправлен на 5 лет в лагеря.

Рацион питания в чистопольской тюрьме состоял из хлеба и кипятка. Заключенные, следуя традиции, готовили суп (в некоторых местностях он назывался мурцовкой, и являлся стандартным завтраком на старом русском флоте, с заменой хлеба на сухари), заливая раскрошенный хлеб кипятком.

Извлечение из Большого Академического словаря русского языка БАС-1:

Хлебают "марцовку", как называют арестанты смесь воды с хлебными крошками.

Вышеприведенное оправдание термина зафиксировано в уголовном деле 1868 года. Также марца или мурца. Т.ч. тюремная тюря вызывала удивление лишь у воспитанного в иной культуре коренного австрийца, для прочих она являлась обычным явлением.

-6

Но Тринчер не следовал общему правилу – в условиях отсутствия витаминов, а соответственно и невозможности организму вырабатывать пищеварительные ферменты, они отсутствовали в желудке и кишечнике, хлеб не переваривался, и он следовал своему собственному правилу, долго и тщательно пережевывая хлеб, который в ротовой полости подвергался действию ферментов еще работавших слюнных желез, превращаясь в легко усваиваемую глюкозу. Этому "методу" он пытался обучить и прочих заключенных, объясняя, что вода разбавляет и так слабый на ферменты желудочный сок, но кто будет слушать в тюрьме очкастого ботаника? Смертность в тюрьме была ужасающей.

У Тринчера был хороший сохранившийся "с воли" гражданский костюм, который можно было выменять на сахар, мясо или сливочное масло. И здесь ученый-физиолог вновь подошел к проблеме с научной точки зрения. Сахар, являясь источником энергии, не содержит никаких иных питательных веществ. На мясо же в голодающем организме недостает ферментов.

Тринчер выменял костюм за полкилограмма сливочного масла. Карл счел, что жиры перевариваются наиболее легко, они всасываются в кишечнике и поступают в кровь. Все масло Карл съел в течение одного дня с хлебом, и почувствовал себя перерожденным.

Из чистопольской тюрьмы Тринчер попал в лагерь на Северном Урале, Ивдельский, где благодаря диплому врача был назначен врачом лагерной больницы. Заключенные заготавливали лес и занимались его обработкой, производили мебель и обувь, строили спиртовой завод и аэродром. На общих работах не выживали даже самые здоровые, Тринчеру в очередной раз повезло в жизни.

Лагерь просуществовал до ликвидации ГУЛАГа, но исправительно-трудовая колония существует на этом месте по сю пору. По одной из версий, члены туристической группы Дятлова могли быть убиты в 1959 году сбежавшими из Ивдельского лагеря заключенными.

Ивдельлаг
Ивдельлаг

Не имея должной врачебной практики, Тринчер даже не скрывал, что первое время в качестве практикующего врача "учился" у опытной медсестры Татьяны Михайловны. Он задавал ей вопросы, а наивная сестра полагала, что ее экзаменует опытный врач. Как видим, между ученым-биохимиком и искусным врачом большая разница. Звание доцента или профессора у врача не является свидетельством его высокого врачебного искусства.

В том, что в лагерях заключенные работают врачами, не было ничего необычного. Варлам Шаламов даже описывает особые курсы фельдшеров, организованные в лагере, которые ему удалось закончить. В сериале по мотивам Колымских рассказов конкурс на учебу он проходит, вспомнив химическую формулу воды "Аш Два О".

При этом полученное в лагере свидетельство имело силу и после освобождения. Что неудивительно – преподавали в тюремном "колледже" знаменитые московские и ленинградские светила медицины, также заключенные.

По лагерной статистике, в лагере Тринчера 90% заключенных через примерно 2 года лагерной жизни умирали от неизвестного желудочно-кишечного заболевания. Окончательно это стало известно в 1943 году, и из Центра пришел строжайший приказ снизить смертность – шла война, на счету был каждый работник, а часть заключенных даже отправлялась на фронт (кроме политических и бандитов, которым власть не доверяла).

При этом питание в лагере несколько улучшилось за счет американской помощи, но смертность продолжала оставаться высокой. Ясно было, что в пище недостает какого-то существенного, жизненно необходимого компонента. При этом в Ивдельлаге численность заключенных составляла на 5 декабря 1942 года 18.988 человек, а на декабрь 1943 года – 5.689 человек.

Начиналось болезнь с жуткой отечности, и лагерные врачи не знали, как с ней бороться, поскольку им не была ясна причина поступления воды из клеток в межклеточное пространство. Вариантов ответственных за смертность было предостаточно – общая калорийность, белки, жиры, углеводы, витамины и минералы, наверняка десятки макро- и микронутриентов.

Тогда поступили традиционно – созвали по вопросу конференцию. Предполагалось заболевание бери-бери (приписываемое нехватке витамина В1), отеки вследствие нехватки белка (снижается онкотическое давление, и вода покидает кровяное русло). И когда уважаемое собрание уже готово было принять резолюцию со здравицей товарищу Сталину и обещанием выполнить все его указания, слова попросил Тринчер.

Свою речь физиолог построил в вопросно-ответной форме.

-8

Первым делом ученый опроверг идею бери-бери и безбелковых отеков, и перешел к изложению того, что происходит в организме длительно голодающего человека после того, как будут израсходованы запасы жира и части мышц: в ход идут оболочки клеток, в состав которых входит жир. Клетка становится "дырявой", и вода изливается в межклеточное пространство, что и ведет к отекам.

Следовательно, спасти человека можно лишь, обеспечив его организм жирами хотя-бы на минимальном уровне, достаточном для сохранения оболочек клеток. Тринчер брался вылечить всех больных за 2 месяца, а также исключить дальнейшие заболевания при условии. что каждый заключенный будет получать ежедневно 20 грамм сливочного масла.

Будучи убежденным коммунистом с юности, Тринчер наверняка знал ленинское положение, что в каждой цепи следует найти ключевое звено. Вот таким ключевым звеном в сложившейся ситуации с питанием и оказались полноценные жиры.

20 г сливочного масла содержат около половины грамма незаменимых полиненасыщенных жирных кислот омега-3 и омега-6, при благоприятном их соотношении. Это не дотягивает до современной нормы 11 г, но современные нормы всегда устанавливаются с некоторым запасом, в расчете на полное благополучие. А тут речь шла лишь о поддержании жизнедеятельности.

Также, сливочное масло не подвергается тепловой обработке, в нем сохраняются жирорастворимые витамины A, E, D, и полезные молочнокислые бактерии, пополняющие микрофлору человека.

Некоторые биохимики не относили молочный жир ни к растительным, ни к животным жирам, а отводили ему роль особого вида жира.

Лагерному начальству не оставалось ничего иного, как принять предложение, других убедительных аргументов не было. Тринчер был назначен главным врачом больницы с получением отдельного кабинета, больные выздоровели, а заключенные больше не заболевали.

-9

Как пишет сам Тринчер (возможно, с оттенком юмора) после такого успеха он мог рассчитать если не на Сталинскую премию, то на досрочное освобождение во всяком случае. Но лагерное начальство в Тринчере больше не нуждалось, кому получить премию всегда находилось, и по поводу нарушения дисциплины (не так, как положено, поприветствовал сотрудника охраны) он был переведен в отдаленный лагерь, где и досидел полностью положенные ему 5 лет, выйдя на свободу в 1946 году.

Жизнь после лагеря

При запрете селиться в Москве Тринчеру пришлось, да и то по протекции старого знакомого тестя, работать в Миассе. Впереди была научная работа, защита, с огромным трудом и при противодействии научных противников, докторской диссертации.

В 1979 году, в возрасте 69 лет Тринчер уехал из Советского Союза вместе с женой Гертрудой, оставив в стране детей и внуков. В Австрии его приняли на работу в Венский университет, вручив без защиты диплом профессора, на основании лишь научных достижений. Но все это уже за пределами сабжа данной статьи.

Умер Карл Тринчер в возрасте 86 лет, в 1996 году. Гертруда дожила до 100-летнего возраста, уйдя в 2011 году.

Жиры в армейском рационе

Норма же 20 грамм сливочного масла прижилась в армии, ее застал и автор статьи на срочной службе. В настоящее время эта норма составляет уже 30 г, плюс 20 г растительного масла и 30 г животного (или маргарина).

Если углубиться в историю, то в Красной Армии по рациону 1934 года красноармейцу было положено 20 г сала и 30 г растительного масла. С небольшими изменениями этот рацион действовал и в годы Великой Отечественной войны на передовой, уменьшаясь в тыловых частях.

-10

В 1960 году, наконец, появляется сливочное масло (10 г), доведенное к концу 60-х до 20 г. Следующее изменение наступило уже в 1990 году.

-11

Дополнительное чтение:

008. Самые полезные растительные жиры – купажированные

029. Бытовые весы-жироанализатор – измерительный инструмент или калькулятор?

031. Миф о причине болезни бери-бери – вековое заблуждение

044. Бытовые весы-жироанализаторы – как работают и что показывают

045. Таинственный фазовый угол и теорема Пифагора при биоимпедансе

046. Как улучшить точность показаний домашних весов-жироанализаторов

264. Минус фунт – вежливое похудение. Урок 7. Жиры, их роль и потребное количество