Из-за падения продаж в связи с развитием интернет-торговли и эпидемией коронавируса, retail вступил в эпоху апокалипсиса. В США в 1919 году было закрыто более 9000 магазинов. В Казахстане и России такая же судьба ждет все известные бренды.
Если производители желают оставаться на рынке, им придется пересмотреть принципы торговли, фактически изобрести retail заново. Поэтому в торговых залах появляются умные зеркала, интерактивные спортзалы и кассы онлайн обслуживания. Поддерживать торговлю на плаву помогают и кэшбэк-сервисы. Один из самых передовых платформ этого типа, работающих на территории нашей страны dosmart, позволяющий возвращать процент от покупки продуктов питания.
Что такое магазины без сотрудников
Магазин без персонала или беспилотный – это новый тренд в ритейле. Он появился после развития комплекса технологий, позволяющих превратить торговую точку в автономную, работающую без персонала. Первые предприятия этого типа появились в США и Китае, в городах с большой плотностью населения, в которых очереди за товарами первой необходимости стали проблемой.
В нашей стране тренд только формируется. Первые магазины без персонала возникли благодаря нескольким стартапам. Сегодня в стране работает несколько сотен торговых точек автономного типа. Это умные холодильники, онлайн-кассы самообслуживания, автозаправки.
Какие технологии использованы
При запуске беспилотных магазинов используются авторские технологии. В их основу создатели закладывают искусственный интеллект и возможность хранения информации в облаках. Система распознавания лиц позволяет узнавать человека еще на входе, отслеживать его историю покупок. Эти технологии используют Вкусвилл, Дикси, Центр речевых технологий.
Технологии Microsoft и другие инновации позволяют ритейлерам открывать все новые торговые точки, отбирая самые удобные варианты. Российских вариантов касс самообслуживания пока нет. Оборудование в отечественные магазины поставляют корпорации Wincor Nixdorf, Ncr, Itab, Fujitsu.
Пример российского стартапа
Беспилотные магазины на территории СНГ появились в Москве, в 2018 году. Один из таких «пионеров» до сих пор работает в Скоково. Позже инновации внедрили Азбука Вкуса, Москва-Сити, Ашан, Пятерочка и другие торговые сети.
Первым в СНГ стал зоомагазин, принадлежащий белорусской компании. Он расположен в Москве. Технологию для него разработали минские профи. Система похожа на платформу компании Amazon. На товарах есть метки, которые на выходе фиксируют сканеры. Система сама снимает с карты выходящего покупателя деньги. Владелец магазина заявил, что на технологию он потратил 50000 долларов США. Программисты уверяют, что платформа очень надежна, работает без сбоев, поэтому у покупателей не будет поводов для претензий.
Примером удачного российского стартапа можно считать магазины Briskly. Они имеют небольшой формат, выглядят как павильоны, устанавливаются в местах с высокой проходимостью людей. В работе используются авторские технологии, обеспечивающие полностью автономную работу. Платформа Briskly включает в себе несколько сотен точек. Их количество постоянно увеличивается.
Создатель технологии Хлеб Харитонов. Он уделил особое внимание защите имущество от краж и вандализма. Автоматика распознает штрих-код, размещенный на товаре и самостоятельно списывает деньги с привязанной к смартфону покупателя карте. Покупку можно сделать всего за 3 минуты. Сам магазин покупатель находит через приложение, используя геолокацию. На двери находятся электронный замок, войти в павильон без приложения нельзя. За видеокамерами наблюдает нейросеть.
Западный опыт
Первый магазин был открыт в Сиэтле в 2016 году. На риск пошла компания Amazon. Она запустила приложение, в котором каждый покупатель получил персональный qr-code, позволяющий входить в магазин. Можно взять товар полки и унести с собой. За происходящим следят камеры, объединенные в нейросеть. Они распознают покупателей, отслеживают поведение, «смотрят» попал ли товар в корзину и фиксируют, кто именно его купил. В итоге покупателю нужно просто выйти с выбранным товаром через турникет. Система сама считает сумму со счета Amazon или банковской карты, которую нужно привязать к приложению. Беспилотный магазин Amazon прошел тестирование успешно. В 2018 компания объявила, что намерена продолжать. Сейчас сеть объединяет в себе 26 торговых точек. Все они расположены в США.
В Европе преимущества новой технологии тоже оценили. Возможность поместить кассу в собственный смартфон получили покупатели спортивной сети из германии Декатлон. Существуют и британские стартапы, но из-за консерватизма жителей туманного Альбиона они плохо приживаются.
Магазины самообслуживания пока еще находятся на этапе разработки и тестирования. Неизвестно, приживется ли это новинка на рынке или ее забракуют. Но можно сейчас с интересом наблюдать за ее успехами и внедрением новых технологий в повседневную жизнь.