Контрольно-счетная палата Хакасии обнародовала подробности анализа полноты и эффективности использования средств республиканского и местных бюджетов, направленных на обеспечение жильем детей-сирот. Объектами проверки стали республиканское Минобрнауки и администрации Абакана, Аскизского, Бейского и Ширинского районов.
Как сообщало 19rus.info, на начало текущего года 2 240 детей-сирот в Хакасии были в ожидании крыши над головой. Причем в сравнении с 2019 годом регион показал прирост по количеству нуждающихся. А это в свою очередь говорит о том, что проблема с каждым годом усугубляется. И очередная аудиторская проверка это подтвердила.
В Хакасии сироты ждут жилье 10 лет вместо трех - итоги аудиторской проверки
В ходе анализа организации работы по обеспечению детей-сирот жильем, проведенного в рамках контрольного мероприятия, определены сохраняющиеся основные причины, не позволяющие в полной мере реализовать установленные в этой сфере государственные гарантии.
Численность детей-сирот, принятых на учет, существенно превышает динамику обеспечения их жильем.
В республике ежегодно увеличивается количество нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот в возрасте старше 18 лет. По состоянию на 1 января 2021 года их число составило 2240 человек, что выше уровня начала 2018 года на 9,4%. При этом уровень обеспеченности жильем в возрастной группе 18 лет и старше составляет в среднем 6% (в 2018 году - 5,1%, в 2020 году – 5,9%). Динамика изменения численности детей-сирот, принятых на учет (+85), существенно превышает динамику обеспечения их жильем (-31). По оценке Контрольно-счетной палаты, при сохранении текущих тенденций расчетный срок ожидания сиротами квартир составляет 16 лет (к достижению ими возраста 34 лет).
Неполное освоение бюджетных средств.
Средства на реализацию полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам утверждены в 2019 году – 198 млн рублей, из них 89 млн за счет средств федерального бюджета, 109 млн - за счет средств регионального бюджета, в 2020 – 194 млн рублей (86 млн и 108 млн соответственно). За счет собственных доходов республика финансировала 55-56% расходов, при этом в целом по Российской Федерации доля расходов регионов составляла 81% (в 2019 году). Бюджетные назначения за счет средств республиканского бюджета полностью не осваиваются. Так, объем неиспользованных средств в 2019 году составил 25,2 млн рублей, в 2020 – 31,4 млн, всего на общую сумму 56,6 млн рублей. При этом освоение средств за счет федерального бюджета составляет 100%.
Неисполнение целевых показателей по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
Гарантии по социальной поддержке детей-сирот отражены в государственной программе «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением правительством РХ. При этом целевые показатели, характеризующие социальный эффект от реализации мероприятия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в проверяемом периоде не выполнены. Так, в 2020 году исполнение планового значения количества сирот, обеспеченных жильем, составляет 86%.
Значения показателя количества детей-сирот, не реализовавших право на обеспечение жильем, имеют возрастающую динамику, при этом фактические значения превышают плановые в 2019 году – на 427 человек, в 2020 – на 292 человека.
Отсутствие в муниципалитетах жилья, пригодного для включения в спецжилфонд.
За 2019-2020 годы приобретено 295 жилых помещений, отнесенных к спецжилфонду, в том числе в 2019 году – 163, в 2020 году – 132, за 9 месяцев 2021 года - 146 жилых помещений. Единственным способом формирования спецжилфонда в республике является приобретение жилых помещений на вторичном рынке жилья. Формирование спецжилфонда путем участия в строительстве нового жилья либо в долевом строительстве в проверяемом периоде не осуществлялось.
План мероприятий («Дорожная карта») по ликвидации до 2025 года задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на 01.01.2020, в республике отсутствует. В ходе проверки выявлены системные нарушения и недостатки, содержащие риски нарушения органами местного самоуправления прав детей-сирот на обеспечение их жилыми помещениями, в том числе:
- отсутствует информирование о порядке предоставления государственной услуги по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями (МО Аскизского, Бейского, Ширинского районов);
- в реестрах муниципальных образований не содержится государственная услуга «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа» (МО Бейского района);
- отсутствует функция подачи заявления о включении в список детей-сирот на обеспечение жильем с использованием личного кабинета на Едином портале государственных и муниципальных услуг в интернете (МО Аскизского, Бейского, Ширинского районов, Абакана);
- не определен порядок предоставления жилых помещений муниципального спецжилфонда для детей-сирот (МО Аскизского, Бейского районов);
- нарушаются сроки передачи жилых помещений детям-сиротам (МО Аскизского, Бейского районов);
- отсутствуют заключения о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям (МО Аскизского, Бейского районов);
- контроль за использованием и сохранностью жилых помещений детей-сирот не осуществляется (МО Бейский район);
- мероприятия, позволяющие установить факты наличия (отсутствия) нахождения сирот в трудной жизненной ситуации, проводились не в полном объеме и с нарушением установленных сроков (МО Аскизского, Бейского районов).
В проверяемом периоде допущено неэффективное использование средств республиканского бюджета в общей сумме 8,6 млн рублей, в том числе за счет: неиспользования приобретенных жилых помещений для детей-сирот и лиц из их числа более 4-10 месяцев на сумму 7,9 млн (МО Бейского района – 7 млн, МО Ширинского района – 0,9 млн); приобретения жилых помещений с превышением установленной нормы площади на общую сумму 0,7 млн рублей (МО Бейского района - 0,3 млн, МО Аскизского района – 0,4 млн). Это в свою очередь содержит риски увеличения расходов на содержание и обслуживание жилых помещений.
Также на отдельных этапах закупочного цикла установлены риски, снижающие эффективность использования бюджетных денег, которые могут негативно отразиться на достижении целей закупок, в том числе содержащие признаки административного правонарушения, связанные в том числе с несвоевременной оплатой заключенных контрактов, несвоевременным размещением информации в ЕИС и др.