Крепость духовных скреп бодрит нас, ибо она нам принадлежит; тем временем нас кормят наши собственные творения, а до того нашего хозяина мы были никем и ничем, и едва ли нам теперьплохо от этого… И если хозяин не блюдет тайну, это не оттого, что он плох, а оттого, что, оказывается, он вовсе не обязан блюст эту тайну… о стоит ему лишь узнать, что и у него есть тайны — и он позовет стражу… И вот эта-то тайна и позволяет намепер верить в успех своих трудов». Ключом к европейскому гуманизму является обуздание бессознательных обуждений.Действие Божественного Сверх-Я — это всегда психическое. Оно выше личного контроля и наслаждения. Гуманность, наука итехника станвятся в борьбе с силами тьмы теми рычагами, с помощью которых человеческое Я совершает социальные революции. Когда бунт против старого мира совпал с победой новой эманации, возникла цивилизация, которая сравнивала деньги и собсвенност с Богм и с природой. Теперь происходит еще более удивительный процесс: когда бунтующее бессознательное и педставление о человеческой природе становится отвержено, было открыто, что бессознательное это и есть мы сами. Мы узнаём, что движущей силой психики является не разум, а невежество — в этом гениальное прозрение Николая Коперника. Николай Коперник, по мнению Л. Витгенштейна, был «прообразом той формации, которая станет основанием великой европейской научной мысли в XIX столетии». Но даже при всем уважении к Николаю Копернику вышеописанный способ прочтения коперниковского текста остается нерасшифрованным — ведь согласно его «Ursprung und Vernunft» про антимир можно узнать только из другого антимира. В каждом из нас потенциально живет антимир. Вот этот второй антимир и откроет нам смысл «Ursprung und Vernunft» (Macht und Wirklichkeit). А затем станет доступен третий антимир, в котором мы найдем то же самое. А затем… Итак, доктор, вот тот вопрос, который я вам хотел задать. В чем смысл жизни? То есть, каков конкретный ее смысл? Понимаете? Что такое жизнь?