Что в башенке? Что под домом? Как там внутри? И как его перестраивают нынешние жильцы?
Жилой дом №13/21 на Смоленской площади в Москве был построен по проекту архитектора Ивана Жолтовского для сотрудников НКВД МКБ (Народный комиссариат (министерство) государственной безопасности). Строительство дома началось в 1939 году, а завершилось после войны – в начале 1950-х.
Что в башенке?
Изначально башни в проекте не было, отсюда появилась легенда, что Иван Жолтовский построил её на собственные средства.
По имеющимся данным в этой башне располагалась мастерская архитектора, а под башней- его квартира.
Сегодня в башне мастерская художника Олега Тыркина.
Что под домом?
Подземный гараж и метро.
Под домом на Смоленской площади был построен первый подземный гараж в стране. Въезд в гараж со двора дома.
Боксы достаточно большие. Судя по объявлениям на сайтах по продаже недвижимости площадь одного бокса составляет 27 кв.м.
Метро
У станции Смоленская Филёвской линии первоначально было два отдельных наземных вестибюля. Один из них снесли при расширении Садового кольца. А второй был включён в состав дома. Именно над местом входа в метро установлена башенка.
Кстати, по информации от старожил, с противоположенной стороны от входа метро находились грибные "плантации". В подвале выращивали грибы, но в 90-х это дело забросили и сейчас эти помещению пустуют.
Есть легенда что из дома есть вход в Метро-2 (известное как Д-6). Однако, есть и другая версия - ветка министерства обороны (Д6) под зданием не проходит. Выход из дома имелся лишь в так называемое «спецметро Сталина» известное как "узкоколейка до ближней его дачи в Матвеевском".
Как там внутри?
В доме четыре подъезда. Изначально подъезды были сквозными.
Входные группы оформлены по-разному. Самый лаконичный – первый подъезд, самый помпезный – четвёртый, тот что под башенкой.
Потолки четвёртого подъезда расписаны на тему сказки А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» художником В. А Миняевым.
Планировка квартир по задумке архитектора должна была стать необычной – всё пространство могло становится единым, благодаря раздвижным стеклянным перегородкам. В некоторых квартирах двери Жолтовского ещё сохранились.
Как перестраивают дом нынешние жильцы?
С домом на Смоленской площади связано два крупных спора в связи с перепланировкой собственниками помещений общего пользования.
Первый, связан с установкой собственниками двух квартир перегородки с дверью, которая отсекала половину приквартирного холла на 6 этаже. На этих дополнительных метрах жильцы обустроили себе гардеробную.
Это нарушение было зафиксировано Мосжилинспекцией. Управляющая организация неоднократно сообщала собственникам, что данная перегородка незаконна и её необходимо снести. Но, увы, ничего на собственников не действовало. В итоге, вопрос пришлось решать в судебном порядке. В 2021 году перегородка по решению суда была демонтирована, приквартирному холлу вернули его проектное состояние.
Второй спор, более громкий и длится уже не один год. Всё дело в том, что в начале нулевых чердак дома был продан в частные руки, а в 2006 году на крыше началось масштабное строительство, связанное с возведением мансардного этажа.
Новый мансардный этаж разделён на отдельные квартиры. Объявления о продаже этих квартир, даже ещё без отделки, встречались ранее на сайтах по продаже недвижимости. В 2016 году квартира без отделки на чердаке общей площадью 132 кв.м. выставлялась за 19,5 млн. руб.
Жители дома всегда были против подобной надстройки, больше всего их настораживал тот факт, что все общедомовые коммуникации дома, в том числе магистральное отопление, расположены на чердаке и теперь они под замком в частных руках. Ни перекрыть воду в случае аварии, ни сделать капитальный ремонт.
В 2011 году на сайте московского правительства был дан ответ на жалобы жителей, относительно этой надстройки - все необходимые разрешения на строительство новым собственником получены.
Однако, уже в 2016 году есть решение суда в пользу жителей. В решении суда сказано следующее: «… в результате реконструкции жилого дома, изменилась его общая площадь, у ответчика отсутствовало разрешение на указанное строительство, в связи с чем возведенное ответчиками строение в силу ст.222 ГК РФ является самовольной постройкой и подлежит сносу.» Правда, это решение коснулось лишь части мансарды, за оставшиеся метры жители судятся до сих пор.