Найти тему
olia karklin

"Florance" — всегда в радость женщинам, детям, мужчинам.

Оглавление

Полина Пайлис

Маркус Потрух родился в 1888 г. в Укмерге, его отец был местным адвокатом.

В 1921 – 1940 годах был владельцем парфюмерно-косметической фабрики „Florance“ (Каунас). Она стала в Литве первопроходцем и была флагманом в выпуске продукции этой отрасли, всё время – самая большая и технически современная фабрика, могла поставить себе в заслугу очень большое разнообразие парфюмерно-косметических товаров.

В начале 1920-х мыла, духи и другая парфюмерия в Литве не производилась. Всё это привозилось из-за границы. С давних времён население страны признавало только заграничные такого рода товары. Считалось, что эта отрасль ни прижиться, ни развиться не сможет. Но М. Потрух, специалист-фармацевт, не побоялся создать в стране абсолютно новую отрасль промышленности. Но на этом пути возникло немало преград, сокрушить их было по силам не каждому. Оснастить фабрику машинами было сложно, приобрести их в Литве было невозможно, а торговые связи с заграницей оставляли желать лучшего. Даже и за чем-то незначительным учредителю фирмы приходилось самому ездить в Германию. А когда фабрику оборудовали, возникла новая сложность – не оказалось рабочих, способных выполнить самую простую работу на таком предприятии, не говоря уже о техниках высокой квалификации, без которых просто не обойтись. Необходимых специалистов пришлось пригласить из-за границы, а простых рабочих обучал сам М. Потрух.

Ещё сложнее было переубедить литовское общества, что только импортные парфюмерно-косметические товары бывают действительно качественные. В такой ситуации лишь единицы фабрикантов устояли бы от соблазна утаить, что их товар местный. М. Потрух искушению не поддался. Он намеревался доказать делом, что производимые в Литве духи, мыла и др. ничуть не хуже, чем привозные. Он хотел в последнем убедить и своих сограждан.

На каждой обёртке мыла, флаконе духов, баночке с кремом была надпись „Florance“ Kaunas. Он верил, что рано или поздно жители Литвы признают, что товар этой фирмы не хуже импортного, а в ряде случаев и намного лучше.

Вступив на путь борьбы с иностранными конкурентами, М. Потрух стал искать единомышленников, которые помогли бы ему победить равнодушие и недоверие общества. Он не ошибся, решив, что опорой станет печатное слово.

Рекламу „Florance“ можно было найти почти во всех выходивших в Литве газетах (литовских, идишских, русских, польских), а также в календарях, каталогах и т. п. Благодаря этому и фабрика, и её продукция стали известны всей стране, завоевали благосклонность потребителя.

Благодаря достижениям М. Потруха и ряда его коллег к началу 1930-годов лишь 10% парфюмерно-косметических товаров на рынке были импортными.

В 1923 г. в Каунасе в свет вышло иллюстрированное издание „Lietuvos pramonė“ [летувос прамоне, в переводе: промышленность Литвы], к котором представлена и парфюмерно-косметическая фабрика „Florance“:

-2

Фабрика „Florance“ находится в Каунасе, принадлежит М. Потруху и инженеру Гейлсбергу, соответствует современнейшим техническим достижениям. Фабрика производит туалетное мыло, пудру, одеколон и духи – 16 наименований товара. Сырьё закупается в Европе и в Литве. „Florance“ в состоянии произвести в месяц 8.000 дюжин мыла, на фабрике занято около 25 человек – 20 женщин и 5 мужчин. „Florance“ награждена медалью на выставке сельского хозяйства и промышленности Литвы 1922 г. Она была первой в межвоенной Литве. Впоследствии  „Florance“ неоднократно была их участницей.

Ходули – двигатель рекламы.

-3

И мы теперь друг друга хорошо видим.

В хранящейся в фондах Литовской национальной библиотеки им. М. Мажвидаса периодике межвоенного времени первая реклама фирмы „Florance“ обнаружена 26 января 1922 г. в газете «Эхо»:

-4

29 января – в тиражной газете „Lietuva [летува, лит. яз.: Литва]:

-5

Употребляйте мыло (хрустальное, глицериновое) „Florance № 503“, ибо оно придаёт нежность и свежесть коже.

На следующий день реклама с аналогичным текстом появилась в газете

"די אידישע שטימע" [ди идише штиме, в переводе: идишский голос]

-6

А вскоре – и в газете “Dzien Kowienski” [дзень ковенский, польск. яз.: дековенский].

А какую парфюмерию и косметику в течение двух десятилетий фабрика „Florance“ предлагала на внутреннем и внешнем рынках?

ДУХИ „LILAS de LITHUANIE“, „MON BIJON”:

-7
-8

«Экономия – путь к богатству. В результате продолжительных исследований мы выпустили духи и одеколон на основе литовской сирени. Требуйте их во всех фирменных парфюмерных магазинах и Вы убедитесь, что духи и одеколон на основе нашей сирени превосходят своим ароматом и качеством аналогичные зарубежные товары, а их цена намного ниже».

-9

ЗУБНАЯ ПАСТА „MIRADONT“:

-10

Белоснежные зубы и приятный запах изо рта гарантируют успех. Систематически пользуясь пастой „Miradont“ фирмы „Florence“, вы достигните своей цели. Паста усовершенствована на основе последнего слова техники и гигиены. Требуйте во всех магазинах. Большой тюбик стоит 1 Lt 30 ct, меньший – 95 ct.

-11
-12

КРЕМ ДЛЯ БРИТЬЯ „FIGARO":

-13

От удовольствия вы запоёте, если для бритья воспользуетесь современным и самым совершенным средством для бритья – кремом для бритья „Figaro“ фирмы „Florance“ из Каунаса.

Он гигиеничен, экономен и к тому же дёшев, кожа лица становится нежной и гладкой, он постоянно гарантирует хороший внешний вид.

А что же во время бритья распевает герой рекламы? Что-то из «Севильского цирюльника»? О нет, это песня „Dul, dul, dūdelė“. Желающие могут её послушать в исполнении знаменитого литовского оперного певца межвоенного времени Кипраса Петраускаса.

https://www.youtube.com/watch?v=AGy4Z4lXNZA&ab_channel=ignacijoLT

-14

Ты тоже почувствуешь себя счастливым, если будешь бриться с кремом „Figaro“. Самая жёсткая борода становится мягкой, он охлаждает и умягчает кожу лица. Любуйтесь и восхищайтесь кожей лица тех, кто использует крем „Figaro“ фирмы „Florance“ из Каунаса.

-15

Реклама „Figaro“ в прессе разных лет.

КРЕМЫ ДЛЯ ЛИЦА:

-16

Даже под вуалью видно её ухоженное благодаря „Florance“ лицо.

-17

Нежным как цветок становится лицо каждого, употребляющего дневной и ночной крем от „Florance“. Исчезнут морщины, кожа на лице приобретёт желаемую красоту молодости. Пудра обязательное предохраняющее кожу дополнение.

ЗАКРЕПИТЕЛЬ ПРИЧЁСКИ „GLAUDIN“:

-18

Не содержащий жира закрепитель причёски „Glaudin“ поможет сделать любую причёску из самых непослушных прямых или вьющихся волос, он превратит вашу дневную причёску в вечернюю, он как невидимая сеточка для волос.

-19

МЫЛÁ „RADIOZA“, «МОЛОДОСТЬ» «ВАЗЕЛИНОВОЕ МЫЛО № 103» „RŪTELĖ“:

-20

Радио победило мир, а „Radioza“ одержало победу над женщинами, так как нет другой такой силы, нет такого быстрого и приятного воздействия, нет такого приятного запаха и удовлетворения, каким обладает это мыло. Каждый кусочек в алюминиевой коробочке.

Чтобы убедить, что все эти заверения являются истинными, о мыле „Radioza“ напечатали и притчу: «Три мудреца поспорили, как можно возвратить молодость. Первый мудрец сказал: «Чтобы долго быть молодым, необходимо обладать молодой душой. Душа творит красивое тело». А второй мудрец сказал: «Стоит воспользоваться методом регенерации доктора Воронова». А что сказал третий? Он посоветовал умываться ежедневно мылом молодости, которое производит каунасская фабрика „Florance“.

-21

Левая реклама – на литовском, правая – на идише. Их тексты совпадают кроме последнего предложения.

Будет молодо, как весна, – лицо, нежно, как цветок – кожа лица, если каждый день пользоваться мылом «Молодость» –самым любимым мылом литовцев (А каким мылом должны тогда пользоваться евреи, русские, поляки и другие меньшинства в стране? Также этим, так как последнее предложение в рекламе на идише: «Оно самое популярное в Литве»).

-22

Что Вам говорит зеркало? Ничто так не притягивает взгляд, как молодое лицо, поэтому … только мыло «Молодость» от „Florance“

-23

Как печальны последствия, когда уходу за кожей уделяют мало внимания; ты должна немедленно обеспокоиться этим и утром и вечером умываться с мылом «Молодость» от фирмы „Florance“.

-24

10 сентября 1937г. в газете "די אידישע שטימע" [ди идише штиме] было напечатан этот рисунок со следующим текстом: «Мыло «Молодость» вскоре будет чествовать юбиляра – 1.000000 кусочек вот-вот покинет стены фабрики. Мыло «Молодость» отблагодарит своих верных друзей ценным подарком».

В апреле следующего года определился победитель: «Винцас Бределис из 4-го пехотного полка оказался тем счастливчиком, который купил миллионный кусочек мыла «Молодость», благодаря этому он получил и подарок, и денежную выплату в 500 Lt., которая ему уже вручена».

-25

Заметки в литовской и идишской газетах.

-26

Обёртка «Вазелинового мыла».

-27

Радость, красоту и успех предоставит только «Вазелиновое мыло № 103». Ветры ранней весной могут на весь год нанести урон нежной коже вашего лица. Советуем умываться сейчас вазелиновым мылом, оно защитит нежную и белую кожу лица. При покупке сделайте выбор в пользу «Вазелинового мыла» № 103 от „Florance“.

-28

А я красива? Конечно! Так как я умываюсь только мылом „Rūtelė“ фирмы „Florance“. Остерегайтесь подделок!

ГУБНАЯ ПОМАДА:

-29

Губная помада „Florance“ очерчивает ваши губы, делает красивыми ваши уста, делает моложе Ваше лицо. К чему уноситься в дали дальние, если дары рядом? Губная помада „Florance“ ничуть не хуже, а стоит намного дешевле. Везде можно купить эти самые модные цвета:Grenat, Geranium, Cyclamen, Coquelicot, Lumiere, Pivoine.

-30

СРЕДСТВА ДЛЯ СТИРКИ „MALŪNAS“, „REX“

(но какое отношение к стирке имеет „rex“ [король]?

-31

Если одна рука потратит, другая стократно вернёт, если стирать вы будете мылом с товарным знаком „Malūnas“, оно выстирает чисто до белизны все виды белья, оно самое экономное и практичное. Требуйте и сможете убедиться!

-32

Стирка будет несложной и недорогой, бельё не пострадает и будет белым, как снег, если будете пользоваться мылом с товарным знаком „Malūnas“, оно превосходит даже иностранные, так как „Florance“ всегда „Florance“.

-33

Вот где удовольствие! Стирать бельё мылом для стирки „Malūnas“. Покупая, обратите особое внимание на товарный знак „Malūnas“ всем известной фирмы „Florance“.

-34

В два раза дольше прослужат шерстяная, шёлковая одежда и чулки, если стирать вы их будете мыльными хлопьями „REX“. Цвет не поблекнет, блеск сохранится и ткани будут как новые. И вы, уважаемые, также деньги сэкономите. Способ применения: горсть мыльной стружки всыпать в горячую воду и, взбалтывая, растворить.

-35

Единственная реклама „Florance“, одновременно представляющая семь своих самых популярных товаров: духи „Lilas“, мыло «Молодость», дневной и ночной кремы, зубную пасту „Miradont“, крем для бритья „Figaro“, закрепитель причёски „Glaudin”. Гарантируется, что: «Приятные подарки увеличивают радость праздника, изделия „Florance“ приятно вручать, приятно получать».

В 1925 г. фирма „Florance“ участвовала в проходившей в Каунасе четвёртой Выставке сельского хозяйства и промышленности. В буклете выставке о ней сказано: «Она выставила столько экспонатов, что их с трудом разместили в довольно просторном павильоне. Эта известная хорошей парфюмерией и косметикой фабрика смело конкурирует с лучшими производителями этих товаров во Франции. Об успехах фирмы говорит тот факт, что немало своих изделий она экспортирует за границу, больше всего в Швецию и Палестину. На фабрике работает более 30 рабочих. Павильон „Florance“ смело можно показывать в любом городе Европы».

-36

Павильон  фирмы „Florance“ .

-37
-38
-39

В конце января 1930 г. в трёх литовских, польской и идишской газетах был объявлен беспрецедентный конкурс:

За лучшие названия туалетных мыл будут присуждены: 1-ый приз – 250 Lt. наличными, десять призов – по 25 Lt. наличными. Всего 500 Lt.

Условия конкурса:

1. В конкурсе могут участвовать только те, кто пользуется товарами „Florance“.

2. Участники конкурса должны придумать приемлемые для широких слоёв литовские названия, связанные с хозяйством, историей Литвы и т. п.

3. Письма необходимо выслать не позднее 5 марта.

4. Участники конкурса должны приложить этикетки наших мыл и сообщить точный адрес.

5. Премированные названия станут собственностью фабрики.

6. Письма высылаются по адресу фабрики „Florance“ в Каунасе с припиской «конкурс».

7. Заседание жюри пройдёт 10 марта.

8. Результаты конкурса объявят 15 марта, его решения – окончательные и не подлежащие оспариванию.

9. Состав жюри: Кипрас Петраускас (лучший оперный певец в Литве), Фаустас Кирша (писатель), Александрас Гордевичюс (архитектор), адвокат Гельперн и представители нашей фабрики.

(Очень хотелось узнать, какое название туалетного мыла признали лучшим и кто был его автором, но приложенные немалые усилия по поиску оказались безрезультатными).

В 1930 г., на юбилейной Выставке сельского хозяйства и промышленности Литвы, посвящённой году Витаутаса Великого, фабрика „Florance“ за превосходное качество мыльной стружки „Rex“ была награждена золотой медалью.

-40
-41
-42

В объявление на идише об этом событии добавлена и реклама этого товара.

-43

15 декабря 1931 г. исполнилось 10 лет деятельности фирмы „Florance“. По случаю юбилея посвящённые фабрике статьи появились в литовских, русской и идишских газетах, читателям рассказали о её становлении и достижениях, о том, как чествовали М. Потруха:

-44

Эхо, 15 декабря.

-45

„Lietuvos aidas”[летувос айдас, лит. яз.: эхо Литвы].

-46

„Lietuvos žinios“ [летувос жинёс, лит яз.: вести Литвы].

-47

"די אידישע שטימע" [ди идише штиме].

-48

„Trimitas“ [тримитас, лит.яз.: труба].

-49

"פאלקסבלאט" [фолксблат].

-50

„Mūsų rytojus“ [мусу ритоюс, лит. яз.: наше завтра].

В мае 1934 г. на страницах трёх нижеприводимых газет появились статьи о деятельности возглавляемой М. Потрухом фабрике „Florance“. Почему именно в этом месяце этого года? Ответа у меня нет.

-51

„Mūsų kraštas“ [мусу краштас, лит. яз.: наша страна].

-52

„Sekmadienis“ [секмаденис, лит. яз.: воскресенье].

-53

"פאלקסבלאט" [фолксблат].

В мае 1939 г. фирма „Florance“ участвовала в проходившей в Нью-Йорке выставке, свою продукцию она разместила в её литовском павильоне. Она была почти единственной представительницей этой отрасли.

Хотелось бы и выяснить, кто художник (и) визуальной информации реклам и автор (ы) её текстов. Увы-увы! На рисунках всего пару раз присутствуют буквы J.G. и FW,

Маркус Потрух был в Литве видным общественным деятелем.

16 февраля 1938 г. вся Литва и выходцы из этой страны во всём мире праздновали знаменательнейшее событие – 20 лет независимости. Как имеющий заслуги перед Литовским государством М. Потрух был награждён орденом Гедиминаса 4-ой степени.

22 мая 1938 г. М. Потрух участвует в ежегодном собрании членов Союза фабрикантов, избирается в его правление.

Летом 1938 г. в стране проходила первая Литовская национальная олимпиада посвящённая 20-летнему юбилею государства. Владелец фирмы „Florance“ внёс в её фонд 250 Lt. («приятная» особенность этой олимпиады была в том, что несколько десятков евреев, немцев и поляков не допустили к участию в ней).

В Литве в межвоенное время существовал «Фонд вооружения», его задачей было накопление общественных средств для укрепления вооружённых сил страны; в 1938 г. М. Потрух внёс в него 300 Lt.

В проходивших в 1938 г. выборах в правления Больничных касс М. Потрух был избран в него как представитель от предпринимателей.

В еврейских общинах диаспоры благотворительность была традиционным явлением. Поддержка через «Цепочку культуры» оказывалась и «Еврейскому обществу образования» в Литве.

-54

Присоединявший к цепочке звено (т.е. жертвовавший определённую сумму) призывал несколько человек последовать его примеру. В списке значится и М. Потрух.

В 1939 г. М. Потрух пожертвовал Союзу организаций пожарников Литвы 50 Lt.  Эта информация о М. Потрухе 9 апреля 1940 г. стала о нём последней в литовский прессе межвоенного времени.

2 августа 1940 г. в газете „Tiesa“ [теса, лит. яз.: правда, орган ЦК Коммунистической партии Литвы] была опубликована информация о национализации фирмы „Florance“.

А последней рекламой фирмы „Florance“ стала вот эта:

-55

Моложе и краше будешь, если будешь пользоваться мылом «Молодость» от фирмы „Florance“, Каунас. (в газете от 8 апреля 1941 г.).

В июне 1940 г. Литва была инкорпорирована в СССР. Вскоре были закрыты все выходившие до этого газеты (литовские, на идише, русском и польском). Приведённая выше реклама — из созданной новой властью газеты на идише "דער עמעס" [дер эмес, правда]. Но текст в рекламе на литовском языке.

30 апреля 1941 г. в этой же газете появилось объявление:

-56

Государственная парфюмерно- косметическая фабрика „Florance“, бывшие Florance, Берар и Вислицкого.

-57

Это объявление из газеты „Tiesa“ [теса, лит. яз.: правда, орган ЦК Коммунистической партии Литвы] тоже за 30 апреля 1941 г. с текстом: «Государственная парфюмерно- косметическая фабрика „Florance“ производит лучшее туалетное мыло, различные духи и косметику».       Безусловно, эти самые лучшие изделия в Литве производили рабочие, которых взращивал М. Потрух.

-58

Это одна из комнат квартиры по ул. Donelaičio 31а – 5, где жил М. Потрух.

А что стало с владельцем самой лучшей парфюмерно-косметической фабрики в Литве? Оставили ли его на какой-либо должности на фабрике после национализации „Florance“? Удалось выяснить, что он избежал ареста как фабрикант, и не был 14 июня 1941 г. депортирован в Сибирь. Но летом 1941 г. он разделил участь 30 000 каунасских евреев, которых принудительно заселили в гетто (концентрационном лагере). В Совете гетто он руководил финансовым отделом. Его не стало в ноябре 1943 г. (источник: Avraham Tory, Surviving the Holocaust: The Kovno Ghetto Diary, 1990).

זכרונה לברכה!

Да будет благословенна память о нём!