«Паниковский вас всех продаст, купит и снова продаст, но уже дороже»
(С) И. Ильф Е. Петров
Недавно мы обсуждали такую интересную тему, как составные части дохода инвестора. В той статье мы обратили внимание, что состоит доход инвестора из дивидендов и прироста курсовой стоимости акций. А надежным фундаментом будущих дивидендов и будущего роста курсовой стоимости выступает та часть прибыли компании, которую компания не раздает акционерам, а оставляет в бизнесе - и пускает на развитие.
В идеале (если рынок все учитывает точно, как аптекарские весы) картина выглядит примерно так:
Есть компания «Самострой», у которой на рынке торгуется сто акций, и цена каждой акции один рубль.
Компания заработала за год сто рублей чистой прибыли.
50% чистой прибыли пустила на дивиденды, а 50% на развитие.
Довольные акционеры компании должны были получить 50 копеек дивидендов на каждую акцию (минус налоги – но сейчас не об этом речь). И стоимость их акций должна вырасти на 50 копеек (та часть прибыли, которая осталась в компании).
Но в реальности все не так просто.
Рынок учитывает не только заработки компании, но и миллион других обстоятельств - от политической ситуации до конкуренции. И поэтому акции компании Самострой могли как вырасти по итогам года больше, чем на 50 копеек (если рынок полон оптимизма), так и не вырасти вообще или даже упасть.
То есть реальный прирост курсовой стоимости акций совсем не так уж четко связан с прибылью компании.
Можно это увидеть воочию на совсем свежем примере. Компании из одного сектора - Озон и Алибаба. Что мы видим?
Десятилетиями хронически убыточный Озон (вообще никогда не заработавший ни копейки прибыли) в этом году рос на десятки процентов (сейчас, правда, падение «съело» весь рост - но ведь был же рост, и полное отсутствие прибыли оптимистов от покупок не останавливало). А при этом зарабатывающая гигантскую прибыль (десятки миллиардов долларов в год) Алибаба - в этом же году падала на десятки процентов.
Что в таком случае может предпринять компания, когда видит, что ее акции торгуются по неадекватно низкой цене? Компания может направить часть заработанных денег на выкуп своих слишком дешевых акций с рынка. Это как раз и будет «байбэк» - обратный выкуп - выкуп самой компанией своих акций с биржи.
Собственно - именно это и предприняла Алибаба - направила гигантские суммы на выкуп собственных акций. Компания в августе приняла решение направить 15 миллиардов долларов на выкуп своих акций. На секундочку - для понимания масштабов этого действия – весь могучий Газпром сейчас стоит около 100 миллиардов долларов.
Но мы с этим примером забежали немного вперед. Давайте-ка отступим на шаг назад, и разберемся по порядку: что вообще такое байбэк, для чего и в каких случаях его применяют, когда он полезен инвестору, а когда - не особо.
Байбэк (buy-back) - выкуп компанией акций у акционеров. Выкупать могут как непосредственно на свободном рынке, так и устроив тендерный выкуп (например, так, в виде тендерного выкупа по фиксированной цене, происходил недавний байбэк Норильского Никеля).
При этом акции, выкупленные в ходе байбэка, становятся «казначейскими» акциями - собственностью компании. По таким акциям не платят дивиденды и голосовать ими нельзя. (В скобках заметим, что особо хитроумные компании обходят эти ограничения и в ходе байбэка выкупают акции на свои дочерние структуры – так они могут и голосовать этими акциями и получать дивиденды. Такие акции называются «квазиказначейскими» - то есть «как бы казначейскими». Но, наверное, не стоит перегружать статью юридической казуистикой ))
Бытует мнение, что дальше выкупленные компанией акции обязательно погашают. Нет, так происходит совсем даже не всегда. Иногда акции выкупают, например, для поощрения менеджмента. А может компания и принять решение снова продать выкупленные акции «в рынок». Все зависит от цели, с которой производился байбэк.
На самом деле, целей у байбэка может быть очень много - вот с этим мы подробнее и разберемся далее в статье.
Какие же цели может преследовать байбэк? Для чего компания может выкупать свои акции с рынка?
1. Самая простая и очевидная цель байбэка - для поддержания рыночной цены акций.
Но даже с этой - очевидной вроде бы - целью не все так просто. В примере выше (про Алибабу) было очевидно, что байбэк просто напрашивается: у самой компании все прекрасно - отличные продажи и высокая прибыль, но акции просели неимоверно на общем падении китайского рынка. Вот в таком случае байбэк это, что называется «то, что доктор прописал». Компания за бесценок покупает на рынке свои акции. Причем за наличные, а не влезая в долги. Классика ))
Но так происходит не всегда. Находящиеся на вершинах своих котировок американские компании обожают проводить байбэки - и этим «загонять» свои котировки еще выше. Причем для таких байбэков часто используются заемные средства - благо, «вертолетные» деньги и низкие ставки радуют американцев уже не первый год. Во многом отсюда, кстати, берутся сумасшедшие коэффициенты американского рынка, со средним р/е около 30: дешевые кредиты (спасибо ФРС) и надутые байбэками курсы акций. Но нам, конечно, расскажут, что виной всему их повышенная производительность труда и свободная рыночная экономика ))
2. Также частая цель проведения байбэка - «освоить» лишние деньги.
Зрелая компания порой просто может не находить на рынке другого эффективного приложения для своих денег. Поскольку идея держать неимоверную «кубышку» по примеру Сургутнефтегаза или ИнтерРАО в Америке не прижилась - избыток ликвидности там тратят либо на дивиденды, либо на байбэк. В последние годы байбэк куда популярнее.
Пример такого байбэка (на «лишние» деньги) показывает компания Уоррена Баффета. Беркшир Хатавей последние кварталы тратит на байбэк по 5-6 миллиардов долларов.
3. Не такой масштабный по суммам, но достаточно частый повод для байбэка - приобретение компанией собственных акций для мотивации сотрудников.
Раздача сотрудникам акций компании, безусловно, отличный способ повысить их лояльность. Кстати, если у нас в стране, обычно, только топ-менеджмент получает доли в компании, то на западе система куда демократичнее.
Видел информацию, что в компании Гугл, например, около 98% сотрудников являются акционерами. Вот это – в отличии от «надувания» курса акций байбэками на заемные средства – стоило бы перенять у американцев и нашим компаниям.
4. Байбэк может служить для перераспределения структуры владения.
Приведу совсем простой теоретический пример для наглядности. Если у мажоритария есть 49% акций, а остальные акции находятся у широкого круга акционеров, то после байбэка и погашения нескольких процентов акций, выкупленных у миноритариев, окажется, что его 49% как по волшебству превратились в 51%, что дает ему куда более широкие полномочия. При этом на увеличение своего влияния он не потратил собственных денег - все прошло в форме байбэка - за деньги самой компании.
5. Байбэк может снизить риск недружественного поглощения компании.
Пример можем использовать тот же, что и в пункте выше. Если у мажоритария есть 49% акций, а остальные акции в свободном обращении, то гипотетически недружественные лица могут собрать на рынке блокирующий (25%+1 акция) или даже мажоритарный пакет (50%+1 акция).
Но если провести байбэк, то заблокировать возможность стороннему лицу купить больше 50% акций совсем не сложно. А при крупном байбэке - можно и довести свою долю до уровня 75%+1 акция - это, фактически, не оставит сторонним конкурентам больших возможностей для маневра.
6. Байбэк под специфические цели (уходы от налогов на дивиденды, перераспределение прибыли в нужные руки и тп).
Примером такого «специфического» байбэка можно считать байбэк Норникеля в этом году.
Задача стояла заплатить денег Русалу и не заплатить остальным акционерам. Никакой другой цели у байбэка по цене выше рыночной не было. Менеджмент элегантно справился с этой задачей, надо признать.
Русал в итоге получил кучу денег, так и не потеряв блокирующий пакет в Норникеле.
Норникель сэкономил на выплате дивидендов.
И только рядовые акционеры с удивлением заметили, что с ними провернули популярный вокзальный аттракцион «твои глаза против моих рук».
(Поясню, если кто-то не понял про цинизм байбэка Норникеля. Вместо того, чтобы по-честному получить свои дивиденды, акционеры получили приглашение на байбэк. В котором мало кто из простых акционеров мог поучаствовать - ведь выкупалось 3,4% акций. То есть акционеру предлагалось предъявить к байбэку 3,4% от своих акций. Сколько акций Норникеля должен был иметь на руках наш простой россиянин, чтобы успешно предъявить хоть одну к байбэку? Прикиньте. Как минимум - тридцать акций только Норникеля. Это больше 650 тысяч рублей. У нас средний счет на бирже во много раз меньше. А ведь у людей диверсификация какая-никакая. То есть байбэк был заведомо только под раздачу денег Русалу заточен).
Вот так вот.
А что поделать? Байбэк - это просто инструмент. Его можно использовать как для благих целей, так и для неблаговидных.
Подведем некоторые итоги.
Байбэк - интересный инструмент в арсенале компании.
С его помощью можно:
- поддержать акции, которые упали до нездоровых уровней,
- спастись от недружественного поглощения и даже
- поощрить отличившихся сотрудников. Да много чего хорошего можно сделать с помощью байбэка.
А можно и много плохого:
- потратить собственные деньги компании не на развитие, а на выкуп акций,
- Влезть в долги и на заемные средства спекулятивно взвинтить курс акций
В общем - и вредного тоже можно немало сделать.
На нашем рынке байбэк пока что редкий зверь, но лучше уже сейчас понимать, что он из себя представляет и покупать акции с учетом в том числе и проводимых компаниями байбэков. Это должно помочь на нелегком пути к тому, чтобы стать настоящим миллионером ))