Коммерческий рейдер «Шенандоа» (CSS «Shenandoah») изначально был построен на шотландских верфях в Глазго как парусно-паровой чайный клипер «Морской король» («Sea King»). Спущенный на воду 17 августа 1863 г. корабль, имел железный каркас и обшивку из тикового дерева. В качестве движителя клипер использовал развитое парусное вооружение и вспомогательный паровой двигатель.
Элегантное, быстроходное судно, с эффектным чёрным корпусом, сразу же приковало внимание военно-морского агента Конфедерации в Великобритании Джеймса Данвуди Буллока. Эмиссар начал строить планы по приобретению корабля и дальнейшему его использованию в качестве коммерческого рейдера. Действия Буллока не остались незамеченными секретной службой Североамериканских штатов. Госсекретарь Уильям Сьюард особо предупредил британское правительство о недопустимости продажи мятежникам не только кораблей, но и вооружения.
Однако Булок оказался более расторопен в этом вопросе. Щедро посыпав золотом тайные тропы в высокие британские кабинеты, используя различные уловки и махинации, агент конфедератов преуспел в покупке клипера «Морской король» и парусно-парового тендера «Лорел» («Laurel»). 7 октября 1864 г. «Морской король» вышел из Лондона под легендой «длительного торгового путешествия в Бомбей, Индия» и растворился на просторах Атлантики.
Спустя десять дней у острова Мадейра судно встретилось с поджидавшим его тендером «Лорел», на борту которого находились офицеры и костяк нового экипажа, орудия, боеприпасы и снаряжение для нового рейдера. На корабль за 36 часов были перегружены четыре 8-дюймовые (203-мм) гладкоствольные пушки, два 12-фунтовых и два 32-фунтовых нарезных орудия Уитворта. 19 октября 1864 г. переоборудование судна было закончено и над палубой гордо взметнулось «Нержавеющее знамя».
Рейдер получил официальное название «Шенандоа», а его капитаном стал опытный лейтенант военно-морского флота Конфедерации Джеймс Уодделл. Здесь, правда, новоиспечённому капитану пришлось столкнуться с первой серьёзной проблемой – численность экипажа едва удалось довести до половины (большая часть британских моряков отказалась идти в рейд). В дальнейшем команду пришлось добирать во время редких заходов в порты и за счёт экипажей захваченных судов.
Уодделл получил чёткую задачу в Военно-морском департаменте Конфедерации: «выявить и полностью уничтожить торговлю Севера в районах, которые ещё не были потревожены войной». «Пока Грант и Шерман одерживают победы на поле боя, мы нанесём такой удар по торговле и экономике янки, что это уравновесит все успехи северных армий», - примерно так рассуждали кабинетные стратеги в Ричмонде.
За осень 1864 года и зиму 1865 года рейдер прошёл воды Южной Атлантики. По пути к мысу Доброй Надежды конфедераты захватили шесть призовых судов. Пять из них были сожжены на месте, шестое захвачено и использовалось в дальнейшем для перевозки пленных в Баию, Бразилия. Обогнув Африку, «Шенандоа» двинулся через пустынные воды Индийского океана к берегам Австралии. В пути поиски вражеских торговых судов не увенчались особым успехом – был замечен и уничтожен только один китобой.
Настоящая охота развернулась после захода рейдера в Мельбурн в январе-феврале 1865 г. Кроме того, здесь Уодделлу удалось завербовать на службу 40 британских моряков. Правда, в это же время, 19 членов экипажа предпочли дезертировать, не выдержав суровых условий похода. После короткого отдыха в Австралии «Шенандоа» направился в северную часть Тихого океана, где его основной целью должен был стать китобойный флот Союза. По пути, у Каролинских островов, Уодделл сжёг небольшую китобойную флотилию.
Но настоящее избиение китобоев началось в июне 1865 г. (спустя два месяца после того, как Конфедерация прекратила организованное сопротивление). Рейдер «Шенандоа» буквально ворвался в спящий курятник – богатые китобойные угодья в Беринговом море, считавшиеся безопасным убежищем янки на протяжении всей Гражданской войны. Процветающий китобойный промысел закончился, когда Уодделл захватил и уничтожил 20 из 58 китобоев промышлявших в регионе. В результате действий «Шенандоа» страховые ставки взлетели до небес, а спермацетовое масло, применявшееся для изготовления свечей, смазочных материалов и в качестве основы для приготовления кремов и мазей, подорожало почти в два раза.
Правительство Североамериканских штатов было в ярости. На перехват неуловимого рейдера были направлены военные суда, однако «Шенандоа» удалось ускользнуть от преследователей. Уодделл направился к Сан-Франциско, намереваясь совершить дерзкий налёт на город.
2 августа 1865 г. «Шенандоа» случайно встретил в море британское судно «Барракуда», от которого команда узнала об окончании войны. Уодделл приказал пустить флаг Конфедерации, демонтировать и уложить под палубой орудия, а корпус перекрасить, чтобы рейдер стал походить на обычное торговое судно. Однако, команда и капитан не спешили с возвращением в порты США. Многие совершенно справедливо считали, что, добровольно сдавшись федералам, они рискуют предстать перед судом США и быть повешенными за пиратство. Оказалось, что торговые рейдеры не подпадали под амнистию, которую получили солдаты Конфедерации.
В итоге, прекратив крейсерство, Уодделл отправился в Атлантический океан, намереваясь сдаться британскому правительству. Путь от западного побережья Мексики через мыс Горн занял три месяца и 6 ноября 1865 г. рейдер «Шенандоа» бросил якорь на рейде Ливерпуля. Появление «крейсера Конфедерации», о подвигах которого в северной части Тихого океана с упоением писала британская пресса, произвело настоящий переполох среди обывателей. Многие полагали, что газетчики ошиблись и приняли за «Шенандоа» какое-то другое судно конфедератов.
После капитуляции рейдера британское правительство рассмотрело вопрос о судьбе сдавшегося экипажа, так как многие члены экипажа были из Великобритании и её колоний. Королевские судебные власти приняли решение, что экипаж судна не нарушал правил и обычаев ведения войны, поэтому все моряки вскоре были оправданы (хотя власти США по-прежнему считали их пиратами).
Рейдер «Шенандоа» стал единственным кораблём Конфедерации совершившим кругосветное плавание преодолев в общей сложности 58 тыс. миль за 12 месяцев и 17 дней. В ходе боевого похода экипаж потопил или захватил 38 торговых и китобойных судов, все из которых относились к северным штатам. Уодделл взял около тысячи пленных, не понеся потерь среди своего экипажа (в походе только двое моряков умерли от болезней). Рейдер захватил более 20 призов на общую сумму около 1,4 млн долларов (что в сегодняшних ценах эквивалентно 23,7 млн долларов).
После войны правительство США подало иски к правительству Британии о возмещении ущерба причинённого американской торговле рейдерами Конфедерации, построенными на британских верфях. В 1872 г., по итогам международного арбитража, Великобритания выплатила США 15,5 млн долларов, положив конец спору и восстановив дружественные отношения с бывшими колониями.
Друзья!!! В продолжение морской тематики :
Великая погоня за фрегатом "Конститьюшн"
Тяжёлые конвойные фрегаты вольного города Гамбург
"Сантисима Тринидад". Мощно, надёжно и модно.
Рождение легенды. Линкор "Наполеон".
Заходите на нашу страничку В КОНТАКТЕ. Любители лёгкого чтения загляните на канал ТыжИсторик , где вас развлечёт весёлыми изысканиями коллектив народных историков.