Найти в Дзене
Записки на краю света

Призрак прошлого

Сегодня на работе Оле пришлось задержаться дольше обычного. Срочным порядком нужно было подготовить отчет и кучу других учебных материалов для кафедры. Пока она сидела с этими документами, на улице совсем стемнело, но она все же решила пройтись пешком. Май был в самом разгаре, наконец-то наступила прекрасная теплая весна. Повсюду в воздухе стоял головокружительный запах сирени, яблонь, вишни. После нескольких часов лекций и семинаров Оля еле-еле передвигала свои усталые ноги. Но пропустить такой тихий и теплый вечер было бы непростительно.

Сегодня вечером она дома одна. Муж Сергей с 4-летним сыном Павликом еще вчера уехали на дачу, где в последнее время жила свекровь Ольги. Наталья Ивановна давненько их ждала, соскучилась. Поэтому на некоторое время Ольга почувствовала свободу от бесконечного вороха необходимых и обязательных домашних дел. Она уже предвкушала, как наконец-то утром сможет выспаться всласть.

Однако не было еще и семи утра, как в ее сон ворвался звонок мобильника. В голове Ольги промелькнула первая мысль – не случилось ли что с родными, но номер телефона был ей незнаком. Автоматически она приняла этот звонок за спам и, отключив телефон, попыталась снова заснуть. Однако, через какое-то время вновь раздался тот же настойчивый, долгий и, как ей показалось, наглый звонок.

Голос в трубке был Оле до боли знаком. Звонил Игорь, давний (или бывший) товарищ, а может быть, просто друг, – трудно определить его прошлый статус. В первый момент Оля хотела сразу отключиться, но что-то внутри ее затормозилось, и она снова, как когда-то давным-давно, на время потеряла свой пульт управления сознанием.

Игорь говорил, как и в прежние времена, радостно и вдохновенно. Сообщил ей, что приехал в Москву на пару дней, и предложил Оле встретиться через несколько часов на их привычном месте. Категорично добавил – только без отговорок, буду ждать. В голове Ольги мелькнуло: зачем? Ведь все давным-давно пережито, забыто и похоронено в ее памяти.

С Игорем Оля познакомилась еще в студенчестве. Однажды подруги затащили ее в компанию, которая отмечала какое-то событие. Молодые люди собрались в чьей-то квартире – шум, гам, бесконечные обсуждения, споры, смех, грохот музыки. Среди собравшихся и всей этой кутерьмы Игорь выделялся особо - солировал: говорил умные речи, спорил, доказывал – видимо, привычно играл роль первой скрипки. Это была его стихия. Да и внешне он тоже выделялся среди остальных: высокий, стройный, элегантный.

Похоже, все девчонки пытались ему понравится. Но Ольга в тот вечер смотрела на все это как на дешевый спектакль. Возможно, ее отстраненность и равнодушие заинтриговали Игоря, который, очевидно, не любил проигрывать, но в тот вечер он настоял на том, чтобы проводить Ольгу.

Они стали встречаться. Ольге с ним было интересно, легко и весело. Обучение Игоря в аспирантуре подходило к концу, и его дальнейшие планы были для Ольги неизвестны. Он никогда и ничем не делился с Ольгой, никогда не говорил ни о своем, ни об их совместном будущем. Как будто у него был кусочек жизни, глубоко спрятанный в суперсейф его души даже от близких людей. Но особых иллюзий у Ольги относительно их совместной с Игорем жизни тоже не было. Или ей так казалось.

Плавно текли месяцы, ничего не предвещало перемен. Но в один из дней Игорь позвонил Оле и сказал, что через несколько часов он улетает за границу - учиться, так как только там он видит свое настоящее и светлое будущее. Эта внезапность его решения, а также крутой поворот в их отношениях в какой-то момент парализовала Ольгу. Но она смогла собраться с силами, чтобы пожелать ему доброго пути и успехов.

И тогда, в те дни внезапно наступившего одиночества, она поняла, насколько привязалась к Игорю. Олю охватило глубокое разочарование от того, что долгое время, как в наркотическом дурмане, она пребывала в собственных мечтах и планах.

Она поняла, что, оказывается, по-настоящему не знала этого человека, хотя временами что-то подсказывало ей внутри о некой наигранности и фальши. Но влюбленные глаза видят то, что хотят. И в его спектакле она добросовестно играла отведенную Игорем роль. Весь их роман был его режиссерским замыслом. Ольга была подавлена и разочарована. Ей потребовалось немало времени, чтобы, наконец, выздороветь и освободиться от глубокого отчаяния, стыда, обиды и вины. При этом Ольга находила в себе мужество, чтобы не унижаться и сохранять достоинство.

Время от времени от Игоря приходили СМС-ки, в которых он кратко рассказывал о своих делах, о пребывании за границей, о карьерных планах. И никогда не интересовался жизнью Ольги.

И вот сегодня вдруг его звонок с настойчивой просьбой о встрече. Ольга была в замешательстве. Вернее, здравый смысл подсказывал ей, что идти на встречу не стоит: что было, то давно прошло. Но ее другая субличность будто говорила: да ладно, ничего страшного, если встретишься со старым приятелем – что здесь такого?

Ольга собиралась на свидание нарочито медленно. Она размышляла о том, что ей просто любопытно увидеть человека, с которым когда-то давно их связывало что-то общее в калейдоскопе других событий.

Время поджимало. Ольга будто раздвоилась, в ней отчаянно что-то боролось. Ее ноги медленно и верно, как будто отдельно от разума, внесли ее в метро, потом по эскалатору вверх и, наконец, вынесли на станции – к их бывшему месту свиданий.

Игоря она узнала сразу: по-прежнему элегантный, одетый с безупречным вкусом, правда, слегка постаревший, с благородной проседью на висках. Он сидел на их любимой лавочке, отстраненный от окружающей суеты, уверенный и независимый. Ольга остановилась поодаль, спряталась за деревом и какое-то время смотрела на него. В ее голове снова закрутилось: зачем? Зачем мне это надо?

Не подходя к Игорю, поддавшись какой-то неведомой, но сверхразумной силе, Ольга вернулась обратно в метро. Именно в эти минуты она приняла твердое решение, без всяких сомнений – как будто нечто тяжелое, сидящее все эти годы внутри, в тот же миг растаяло и растворилось в пространстве.

Телефон разрывался. Это настойчиво и долго звонил Игорь. Теперь Ольга, не сожалея, не отвечая, спокойно заблокировала его номер. Все, точка. Прошлое – в прошлом. Не надо туда возвращаться, не стоит.

Приехав домой, Оля быстро переоделась, надела джинсы, кроссовки, взяла рюкзак и по дороге на вокзал забежала за продуктами, сладостями, фруктами. И только когда села в электричку почувствовала одновременно и усталость, и спокойную уверенность. Да, она сделала все правильно.

До садового товарищества добралась поздним вечером. За оградой участка слышались голоса, о чем-то негромко переговаривались муж и свекровь. Павлик, увидев маму, радостно побежал навстречу. Сергей удивился, что Оля без предварительного звонка, с тяжелыми сумками, шла от станции в темноте. Он был очень рад, что Оля смогла выбрать время, чтобы побыть всем вместе. Наталья Ивановна засуетилась, пошла накрывать ужин. Сидя за вечерним чаем с этими дорогими и очень близкими ей людьми, Ольга поняла – вот ее любимая и единственная семья.