В предыдущем посте мы изложили основы теории протекционизма, способного реально поставить экономику на путь индустриализации и развития. Вкратце, суть в том, что необходимо ввести заградительные пошлины на всё, что не имеет 100%-й российской интеллектуальной собственности. Это создаёт конкурентное преимущество, внутри страны, изобретениям и инновациям, а не отвёрточной сборке на импортном оборудовании. Не всё, конечно, в результате будет производиться внутри страны - часть комплектующих и оборудования можно закупать за границей. Но ключевой момент заключается в том, что в России при таком подходе будут создаваться самые высокотехнологичные товары, комплектующие и оборудование, а более низкотехнологичные будут закупаться за границей. Это прямо противоположно сегодняшней экономической политике экспертов ВШЭ и патриотов "Сделано у нас", при которой мы закупаем самые высокотехнологичные компоненты и оборудование за рубежом, а вклад России - только сырьё и отвёрточная сборка.
Чтобы не загромождать изложение основной мысли в предыдущей статье, я вынес технические дополнения в отдельные посты.
Техническое дополнение 1. "Oтветные пошлины" нам не страшны.
B переведённом с английского языка американском учебнике по бухгалтерскому учёту, в который свято верят эксперты Высшей Школы Экономики, сказано примерно так:
Во-первых, закрыв границу на все импортное мы закрываем ее в двух направлениях, нашей продукции также закроют границу но уже с той стороны!
Экспорт из России сырья развитые страны ограничивать не будут.
Но реальность такова, что Россия экспортирует только сырьё и больше ничего от слова совсем!
Поэтому совершенно никаким образом "нам уже с той стороны" не закроют границу для нашей продукции - ограничивать себя в покупке российского сырья развитым странам было бы просто глупо!
"А как же продукция низкой степени переработки?" - спросят "патриоты" сайта "Сделано у нас".
Опять же ограничивать импорт российского металла, химпрома, и прочей продукции, которую по экологии лучше разместить в неразвитых странах, а не у себя, Запад тоже не будет.
Кроме того, продукция низкой степени переработки - онa былa бы "российской", но всё-таки не совсем. Поскольку российского оборудования для переработки сырья нет вообще, а всё оборудование закуплено под ключ за границей.
Ну например, первая попавшаяся новость: Новая доменная печь ММК будет работать «за троих», за июль 2021 года:
«Магнитогорский металлургический комбинат» (ПАО «ММК») собирается запустить в работу в 2024 году доменную печь №11. Комплекс новой доменной печи построит люксембургская компания Paul Wurth (59,1% акций принадлежит с 2012 года немецкому машиностроительному холдингу SMS Group). Иностранного ободудования будет закуплено на 690 млн нефтедолларов.
В нефтепереработке, сжижению природного газа, и прочем, в России оборудования тем более по нулям.
Поскольку руководству российских предприятий ну очень хочется закупать "только всё самое лучшее импортное", ездить в командировки за границу, иметь "иностранных партнёров", то отечественного оборудования для этой низкой степени переработки просто нет.
A российская добавленная стоимость в экспорте низкопереработанных на импортном оборудовании продуктах очень мала.
Камаз/Ростсельмаш, ВАЗ, ГАЗ, ОАК, ОДК - нетто-ИМПОРТЁРЫ.
"А как же Камаз, Ростсельмаш? Ведь они "экспортируют" технику!" - спросят патриоты "Сделано у нас".
Но дело тут в следующем. Давайте сравним импорт комплектующих и экспорт готовой техники.
Что Камаз закупает:
За 9 месяцев текущего года только для основного производства ПАО "КАМАЗ" мы закупили комплектующих, металлов и материалов на 113 миллиардов рублей. Из них на 70 миллиардов закупки произведены на отечественном рынке и на 43 миллиарда рублей – за рубежом. Также за рубежом приобретены оборудование, запчасти, инструменты для заводов на общую сумму 5 миллиардов рублей.
Теперь посмотрим, сколько Камаз экспортирует:
КАМАЗ в 2020 году реализовал на российском рынке 32662 грузовых автомобилей. Как пишет агентство «Финмаркет», экспорт автотехники «КАМАЗ» в 2020 году снизился на 13% до 4359 автомобилей и сборочных комплектов. Из общего объема экспорта 70% пришлось на страны СНГ, остальные 30% - на страны дальнего зарубежья - Вьетнам (650 автомобилей) и Литва (100 машин), целый ряд стран Африки и Юго-Восточной Азии.
Итак, 40% стоимости Камаза закупается за границей, но только 11% из общего объёма произведённой продукции экспортируется. Очевидно, что даже если мы учтём, что кроме комплектующих есть ещё вклад труда рабочих Камаза, то добавленная стоимость экспорта никак не покроет покупку импортных комплектующих для продаж на российском рынке! А ещё в 60% комплектующих, "закупаемых в России", входят такие комплектующие, как например двигатель Камминз-Кама, в котором 90% стоимости закупается за рубежом. Так что ситуация ещё сильнее не в пользу экспорта.
Таким образом, Камаз (и Ростсельмаш) закупают все высокотехнологичные комплектующие и оборудование за границей, а российского в их продукции - только сырьё и отвёрточная сборка. Далее, почти вся продукция этих предприятий поставляется на внутренний рынок. В результате и Камаз и Ростсельмаш (и ВАЗ, УАЗ, ГАЗ, ОАК, ОДК, OCK и прочие) являются очень крупными нетто-импортёрами! "Ответные пошлины" на мизерный экспорт их отвёрточной сборки нам не грозят.
И мы уже подошли ко второму тезису экспертов Высшей Школы Экономики.
Во-вторых, для производства, направленного на внутренний рынок, нужно иметь этот самый внутренний рынок.
Но что мы только что показали.
В каждой области, кроме сырья, мы отдали во много раз больше внутреннего рынка, чем завоевали внешнего.
А посему, если бы в результате протекционистских мер удалось "обменять" тот мизер, который мы экспортируем, на производство внутри страны, а не закупку за границей огромного количества комплектующих и оборудования, российской экономике был бы только плюс. Причём огромный!
Ну или вот совсем по-деревенски, ну для тех, которые вообще не понимают никакой элементарной арифметики, ну типа экспертов Высшей Школы Экономики и патриотов сайта "Сделано у нас".
Что лучше?
Иностранные "партнёры" построили у нас под ключ бензоколонку (и нефтеперерабатывающий завод), но разрешают заправлять "российским" бензином проезжающие подержанные иномарки.
Или мы сами построили у себя нефтеперерабатывающие заводы, машиностроительные заводы, и заправляем на своих же бензоколонках Волги и Жигули?