Найти в Дзене

Смотрим числа: электротранспорт в Беларуси (ноябрь 2021)

Статкомитет Беларуси (https://www.belstat.gov.by/) накануне дня автомобилиста и дорожника опубликовал тематический статистический обзор . Из этой публикации мы в том числе узнали фактические цифры по электротранспорту. К сожалению, в рамках регулярного статистического учета выделенный учет по этой теме не публикуется. Поэтому смотрим на эти цифры только сейчас.

Почему это важно для качества воздуха? Думаю для заинтересованных в теме экологии это вопрос риторический. В случае, если это все таки вопрос-вопрос, то у меня есть достаточно простой и краткий ответ. Автомобильный транспорта - очень значимый и очень трудно регулируемый источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. И с точки зрения качества воздуха, транспорт без двигателей внутреннего сгорания - это, безусловно, хорошее решение.

Сейчас все страны в разной степени движутся в сторону замены традиционного транспорта на электротранспорт. Беларусь не исключение. В стране утверждена программа Комплексная программа развития электротранспорта на 2021–2025 годы. Документ датируется 9 апреля 2021 года. То есть он еще весьма свеж и должен базироваться на актуальных фактических значениях и трендах.

В этом документе указано, что "Рынок электромобилей в Республике Беларусь находится в стадии формирования. Спрос на персональный электротранспорт удовлетворяется за счет импорта. В Республике Беларусь зарегистрировано 3,1 млн. легковых автомобилей, в том числе около 1600 электромобилей (удельный вес – 0,05 процента)...".

Для сопредельных стран указаны следующие доли электротранспорта в общем числе легковых автомобилей: Россия - 0,02 %, Украина – 0,3 %. Для других стран приведены не доли от общего парка, а от зарегистрированных (новых) автомобилей (включая гибриды). В частности, указано, что в 2019 году в Великобритании, Германии и Франции доля электромобилей от числа новых авто составило 2,8%, в Швеции – 11,4%, Нидерландах – 15,1 %, в Норвегии - рекордные 55,9%.

Рынок электромобилей в Республике Беларусь находится в стадии формирования. Спрос на персональный электротранспорт удовлетворяется за счет импорта. В Республике Беларусь зарегистрировано 3,1 млн. легковых автомобилей, в том числе около 1600 электромобилей (удельный вес – 0,05 процента), в России – 44,5 млн. легковых автомобилей, в том числе порядка 8000 электромобилей (0,02 процента), в Украине – 8,4 млн. легковых автомобилей, в том числе 24 000 электромобилей (0,3 процента).

Закономерно, программа содержит перечень мероприятий с помощью которых планируется достижение всеобщего процветания и благоденствия целевых показателей. В отношение числа электромобилей из числе легковых автомобилей установлены целевые показатели 3600 единиц в 2021 году, 6600 в 2022 году, 8000 в 2023 году, 10000 в 2024 году и 12000 в 2024 году. Полагаем, что показатели имеются выполненными в виду на конец года, также как и общая статистика по зарегистрированным транспортным средствам.

Теперь вернемся к цифрам, которые мы имеем трудами Национального статистического комитета Республики Беларусь. На конец 2020 года в Беларуси зарегистрировано 3270752 легковых автомобиля, 43865 автобусов и 409730 грузовых автомобилей. Из них электрическими являются 824 легковых автомобиля (751 в собственности граждан и 73 в собственности организаций), 92 автобуса и 1 грузовой автомобиль.

Если вы внимательно читали предыдущие абзацы, то обращает на себя внимание нехилое такое расхождение: 1600 в Программе как факт (видимо по состоянию на конец 2020 г.) и 751 по данным статистики, т.е. больше чем в 2 раза меньше.

Наибольшее абсолютное число электротранспорта составляют легковые автомобили. Их насчитали 751. Примечательно, что примерно половину от этого числа предлагают на вторичном рынке (371 ед. здесь https://av.by/). В общем парке автомобилей электрических сейчас 0,025%. Мы не знаем, является ли Тесла самым популярным электромобилем у беларусов, но их доля в сегменте - 21%. На вторичном рынке их нашлось 30% в сегменте. Занятно, что сейчас на вторичном рынке "Тесл" в нашей стране почти столько же как и зарегистрировано у граждан (на начало года).

Tesla является и самой распространенной маркой электротранспорта на вторичном рынке. Их доля - 31%. Другие значимые марки в этом сегменте - BMW (17,8%) и Nissan (16,4%).

Структура вторичного рынка легковых электромобилей в Беларуси (ноябрь 2021)
Структура вторичного рынка легковых электромобилей в Беларуси (ноябрь 2021)

Доля электротранспорта наиболее высока в Беларуси среди автобусов (0,21%). Если учесть, что в числе транспорта, учитываемого как автобусы, очень велика доля микроавтобусов. Того, что мы привыкли понимать как автобус (городской или туристической) из 43,8 тыс. наберется около 6 тыс. ед. В частности, официально для перевозки пассажиров используется 5393 автобусов. Тогда актуальная доля электрических автобусов оценивается в 1,7% из числа этой подкатегории транспорта.

Среди грузовых автомобилей электрической тягой оснащена 1 единицы, что составляет 0,0002% от их числа.

Доля электротранспорта в автомобильном парке Беларуси (ноябрь 2021 г.)
Доля электротранспорта в автомобильном парке Беларуси (ноябрь 2021 г.)

#экология #электромобиль #транспорт #беларусь