Найти в Дзене
Хочу все знать

Крейсер «Аврора», такой известный и совершенно забытый.

Великая октябрьская революция началась с холостого выстрела, произведенного стоящем на Неве крейсером 1-го ранга «Аврора». «Аврора» известна не только своим историческим выстрелом, хотя и холостым, но и тем, что она принимала участие в Русско-японской войне, входя в состав 2-й тихоокеанской эскадры адмирала З.П. Рожественского. Крейсер, совершивший беспримерный по тяготам и мужеству участников переход с Балтийского моря на Дальний Восток, выдержав сражения в Цусимском проливе и вернувшийся в Россию. Крейсер «Аврора» был построен по типу двух своих систершипов «Паллада» и «Диана». В составе русского флота было 3 одинаковых крейсера, которые называли греческими богинями. Флотские острословы прозвали их античными богинями отечественного производства. Еще более злые языки говорили о них как о дамах в перчатках, но с голым телом. Дело в том, что эти крейсера были бронепалубные, но имели весьма слабую бортовую броню, слабую броневую защиту рубок, артиллерийского вооружения, высокие трубы и м

Великая октябрьская революция началась с холостого выстрела, произведенного стоящем на Неве крейсером 1-го ранга «Аврора».

«Аврора» известна не только своим историческим выстрелом, хотя и холостым, но и тем, что она принимала участие в Русско-японской войне, входя в состав 2-й тихоокеанской эскадры адмирала З.П. Рожественского. Крейсер, совершивший беспримерный по тяготам и мужеству участников переход с Балтийского моря на Дальний Восток, выдержав сражения в Цусимском проливе и вернувшийся в Россию.

Крейсер «Аврора» был построен по типу двух своих систершипов «Паллада» и «Диана». В составе русского флота было 3 одинаковых крейсера, которые называли греческими богинями. Флотские острословы прозвали их античными богинями отечественного производства. Еще более злые языки говорили о них как о дамах в перчатках, но с голым телом. Дело в том, что эти крейсера были бронепалубные, но имели весьма слабую бортовую броню, слабую броневую защиту рубок, артиллерийского вооружения, высокие трубы и мало приспособлены для эскадренного боя в котором как раз «Авроре» и довелось по участвовать.

В 90-е годы 19 века, когда программа перевооружения русского флота постоянно корректировалась, не без влияния молодого императора Николая II, особое внимание было уделено строительству крейсеров. Корабли, которые должны были действовать на коммуникациях противника в открытом океане, захватывать и топить транспорты противника, соответственно сильного вооружения, предназначенного для эскадренного боя, от них не требовалось, а требовалось - большая дальность плавания и высокая скорость хода.

В 90-е годы 19 века, когда влияние Великобритании на Дальнем Востоке неуклонно возрастало, светлые головы в Петербурге решили противопоставить растущему влиянию Британской империи большое число русских крейсеров. Впоследствии как выяснилось крейсерам не довелось ни как себя проявить именно на своей крейсерской службе. Это касается не только «Авроры» и ее сестер, это касается и более мощных крейсеров, вошедших в состав Владивостокского отряда, таких как «Россия», «Громобой», «Рюрик», «Богатырь». Они успешно справлялись с охотой на транспорт, но при первом же столкновении с броненосной эскадрой адмирала Уриу в Корейском проливе, как известно погиб «Рюрик», сильно избиты «Громобой» и «Россия», затем вернувшиеся на свою базу во Владивосток, 1 августа 1904 года, и больше уже участия в боевых действиях не принимали.

По такому же крейсерскому проекту были построены и ряд броненосцев однотипных броненосцу «Ослябя», вошедшему в состав эскадры З.П. Рожественского. Их можно было назвать скорее всего тяжелыми крейсерами, нежели эскадренными броненосцами. Но когда речь зашла о посылке на Дальний Восток эскадры, об усилении 1-й тихоокеанской эскадры, находящейся тогда в Порт-Артуре, разумеется все эти крейсера были задействованы и отправлены для борьбы с флотом страны Восходящего солнца, с Японией.

Не смотря, на то, что крейсера задумывались для борьбы с транспортом противника, они во многом отличались от своего изначального проекта в ходе строительства, то есть было допущено множество недоделок, множество ошибок, в проект вносились изменения, было ослаблено вооружение. После спуска на воду и проведения испытаний выяснилось, что производители силовых установок, машин так и не сумели обеспечить кораблям контрактные скорости (скорость была ниже предполагаемой проектом и ниже дальность плавания).

Крейсер «Аврора» постоянно преследовала масса неприятностей и во время испытаний, и во время первых лет службы. С кораблями постоянно была беда, постоянные ремонты, постоянные выходы из строя тех или иных частей и деталей. Не смотря на то что «Аврора» была спущена на воду и вошла в строй 1903 году и к началу войны была в принципе новейшим, хотя в то же время морально устарелой на многие годы. И по большому счету такой серьезной боевой ценности уже и не представляла. Во многом даже уступала таким старым крейсерам, входившим в состав русского флота как «Дмитрий Донской» или «Владимир Мономах», которые пойдут вместе с эскадрой Рожественского на Дальний Восток.

Во время первого года своей службы, первой своей кампании, «Аврора» была отправлена в Средиземное море в состав эскадры адмирала А.А. Вирениуса, готовилась она к переходу на Дальний Восток еще до начала войны и именно там встретила известие о ее начале. Находясь в Средиземном море, подходя к берегам Алжира, ей довелось встретиться построенным в Англии идущем в Японию, которая его закупила, с броненосцем «Ниссин», который соответственно позднее тоже примет участие в русско-японской войне. Так вот противники смогли друг друга увидеть воочию еще до начала военных действий.

После объявления войны русская эскадра из Средиземного моря была возвращена на Балтику, не сразу отправлена на Дальний Восток, а сперва возвращена на Балтику и «Аврора» вместе с другими кораблями была включена в состав большой 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала З.П. Рожественского.

-2

В октябре месяце 1904 года «Аврора» двинулась в поход на Дальний Восток. Поход не задался сразу. Подойдя к берегам Англии в условиях плохой видимости русская плавучая транспорт-мастерская «Камчатка» приняла английские рыболовецкие корабли за Японские миноносцы. По эскадре была объявлена тревога и открыт огонь. В результате было потоплено одно британское судно и несколько повреждены, несколько моряков английских было убито, но самое ужасное то, что русские корабли еще обстреляли и друг друга.

Несколько снарядов попало в «Аврору», был убит судовой священник, тяжело ранен один из матросов, была пробоина. Такое неудачное начало. Впоследствии этот случай получил название Гулльского инцидента, Англия была готова объявить России войну из-за случившегося. Вся европейская и заокеанская пресса разразились в адрес Русских варваров, которые способны воевать только с безоружными моряками. Этот инцидент дипломатическим путем удалось урегулировать. Россия выплатила весьма приличную сумму 65 000 фунтов стерлингов. В итоге до берегов Африки Русскую эскадру сопровождала Английская, корабли шли как бы под конвоем.

На «Авроре» пробоину залатали, священника судового нового назначили и двинулись в путь дальше. Несмотря на такие неувязки, на боевой командный дух экипажа случившиеся никак не повлияло, во время погрузок угля в открытом море и в портах. Для эскадры Рожественского матросам приходилось в кратчайшие сроки на себе загружать совершенно огромные объемы угля. Экипаж «Авроры» фактически на всем протяжении пути был одним из лидеров такой неформальной гонки, соревнованиями, которые устраивались между кораблями эскадры, и почти всегда лидировали по скорости и качеству погрузки.

Надо заметить, что крейсер «Аврора» был оснащен достаточно современным по тем временам техническим оборудованием, на нем были установлены и система автоматического управления огнем, была установлена радиостанция германской фирмы «Telefunken». Правда Рожественский возможности радиотелеграфа никак не использовал, не только «Авроры», но и других кораблей. Это серьезное новшество не принесшее никакой пользы в бою.

Лазарет «Авроры» был оснащен очень современной на тот момент такой вещью, как рентгеновский аппарат и доктор В.С. Кравченко, судовой врач «Авроры», уже после боя вспоминал, что это новшество очень серьезно помогло ему спасти жизни нескольким тяжело раненых матросов и офицеров.

Достигнув берегов острова Мадагаскар и узнав там о сдачи Порт-Артура и об уничтожении 1-й Тихоокеанской эскадры, русские моряки уже прекрасно понимали, что их поход по сути обречен. То есть прорыв во Владивосток, не имея серьезной базы, на которую мог бы опираться флот делал сражения бессмысленным, а заведомый перевес японского флота никак не мог быть компенсирован идущими на подмогу русским кораблям. Еще одним отрядом адмирала Н.И. Небогатова, в который входили устаревшие броненосцы береговой обороны и корабли, мало приспособленные к ведению современного эскадренного боя. К сожалению, понимали в бесперспективность похода не только моряки, но и офицеры, и командиры кораблей, стоящих на рейде бухты Нуси-бе, понимал это и сам адмирал Рожественский.

Ожидали высочайшего указа из Петербурга о том, чтобы эскадра вернулась обратно на Балтику ввиду бесперспективности, но, однако государь император решил иначе, решил, что его престиж значительно выше жизни моряков и наличия у России флота (на тот момент третьего по своей силе в мире) и кораблям был отдан приказ следовать во Владивосток.

14 мая 1905 года в Цусимском проливе русская эскадра встретилась с главными силами соединённого флота Японии под предводительством Хэйхатиро Того и начался печально-известный в русской истории Цусимский бой.

«Аврора» защищала транспорты, в эскадренном бою участия не принимала и принимать не могла, но в момент сближения броненосцев или тяжелых японских крейсеров с русской эскадрой преподало и ей достаточно серьезно. Причем сказались ее конструктивные особенности, то есть слабая броневая защита, высокие трубы и недостаточная маневренность (на что было обращено внимание еще на ходовых испытаниях этих крейсеров).

Одним из первых снарядов, попавших в крейсер, был разбит трап, ведущий на ходовой мостик. На кораблях той эпохи ходовой мостик располагался прямо над боевой рубкой. В боевой рубке находились соответственно командир крейсера, капитан 1-го ранга Е.Р. Егорьев, старший штурман, старший артиллерист, рулевой матрос, скажем так, все командование крейсером за исключением старшего помощника капитана, который должен был во время боя руководить тушением пожаров, разными палубными работами, поэтому в боевой рубке не находился.

Взрывом японского снаряда был разбит трап, осколки снаряда и куски трапа влетели в излишне широкие смотровые щели боевой рубки. Подобная история случалась практически на всех кораблях 2-й Тихоокеанской эскадры, сам адмирал Рожественский на броненосце «Князь Суворов» тоже в течении первого часа боя был тяжело ранен осколками, проникшими в боевую рубку через те же самые смотровые щели. Здесь именно вопрос в конструктивных особенностях русских боевых рубок.

Капитан Е.Р. Егорьев получил смертельное ранение в голову, остальные находившиеся в боевой рубке «Авроры» были ранены, но не смертельно, поэтому крейсер вскоре выправился. Старшего помощника соответственно вызвали в рубку, он принял командование и крейсер продолжил бой. Капитан Егорьев погиб.

Впоследствии крейсер получил еще несколько попаданий, в том числе и тяжелыми снарядами и ниже ватерлинии, за счет чего потерял и ход и получил серьезный дифферент на нос. К сожалению, как известно, транспорта сберечь не удалось во время боя. Рожественский избрал весьма пассивную, но единственно возможную с той массой кораблей, которыми ему довелось командовать и с той слаженностью, сплаванностью их экипажей, которую он имел. Рожественский избрал весьма пассивную тактику движения во Владивосток, просто отстреливаясь и отбиваясь от наседавших и охватывающих голову его колонны японцев.

Наступила ночь, и командиры крейсеров понимали, что самостоятельный прорыв в отрыве от броненосцев во Владивосток невозможен. Броненосцы ушли, часть в одну сторону, часть погибла в дневном бою, часть просто растерялась. Рядом оказались «Аврора», «Олег», под командованием адмирала О. Энквиста и «Жемчуг». Эти три крейсера некоторое время крейсировали.

Адмирал О. Энквист поняв, что во Владивосток им не прорваться, по крайней мере через Цусимский пролив, обогнуть Японию с другой стороны, чтобы пройти во Владивосток, на крейсерах не было достаточно топлива, поэтому было принято решение развернуться и идти на Филиппины (принадлежали США) в нейтральный порт и там пополнить запасы воды, продовольствия и топлива. Соответственно устранить, полученные в бою, повреждения и после этого попытаться еще раз прорываться во Владивосток.

На утро 15 мая обнаруживают, что и «Аврора», и «Олег» получили весьма серьезные повреждения, понесли приличные потери в личном составе, очень сильно потеряли в скорости хода, за счет высоких дымовых труб, во многих местах которые пробиты осколками японских снарядов, тяга в котлах соответственно сильно упала и скорость соответственно снизилась весьма и весьма ощутимо. Адмирал О. Энквист повел корабли в Манилу, ожидая возможности провести ремонт и осуществлять прорыв дальше, но в Маниле американские власти объявили ему что, либо корабли должны разоружиться, а их командиры дать слово не принимать участие в боевых действиях против Японии, либо покинуть порт в течении 24-х часов.

Адмирал телеграфировал в Петербург и получил оттуда высочайшее разрешение интернироваться, что собственно и было сделано. Так эти три корабля стали одними из немногих оставшимися целыми, их экипажи – выжившими в этом ужасном и незнающем аналогов в истории русского флота сражении.

Вскоре последовал Портсмутский мир, по которому половина Сахалина отошла Японии, но зато был заключен мир. До октября месяца корабли Энквиста продолжали ремонт в Маниле, а после этого отправились своим ходом, отремонтированные, приведенные в порядок, выкрашенные в парадный белый цвет, на Балтику, домой. К их счастью им не довелось разделить участь ни тех, кто нашел свою смерть в водах Цусимского пролива, ни тех, кто покрыл себя позором в составе адмирала Небогатова сдавшихся в плен утром 15 мая бес сопротивления японскому флоту.

Вернувшись на Родину, матросы и офицеры крейсера «Аврора» вырезали кусок из пробитой снарядом брони, обрамили его в обожженные доски палубы и в это отверстие от японского снаряда вставили портрет своего командира и подарили этот портрет семье капитана.

-3

Тот самый выстрел крейсера «Аврора» 7 ноября 1917 года по новому стилю явился одним из логических продолжений русско-японской войны 1904 -1905 годов.

Дорогие читатели, если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на наш канал. Вам несложно, а нам приятно. Спасибо большое. Всем хорошего настроения!

#история #аврора #крейсер аврора #революция 1917 #русско японская война #история россии