Найти тему
Приколы датской школы

Можно ли сочувствовать преступнику - тема для сочинения к ЕГЭ

Позвонила я как-то племяннику, который как раз занимался написанием сочинения по этой теме.

Понятно, что тема "подогнана" под произведение Достоевского "Преступление и наказание". Когда-то я тоже по нему что-то писала, сейчас не помню уже.

Спросила племянника, что, собственно, он писать собирается. Он посмеялся и ответил, что писать нужно то, что заранее известно, причем соблюдая схему: тезизы, доказательства. То есть учительница популярно обьяснила, что собственное мнение писать нельзя, иначе можно получить нехорошую оценку.

С этим всё понятно, но хотелось бы подискутировать сам вопрос:

А вам симпатичен Раскольников?

Если симпатичен, то за что: за то, что сознательно совершил преступление или за то, что в нём раскаялся?

https://www.vestitambov.ru/program/k-istokam-pokajanie-kak-edinstvennyj-duhovnyj-put-k-spaseniju/
https://www.vestitambov.ru/program/k-istokam-pokajanie-kak-edinstvennyj-duhovnyj-put-k-spaseniju/

Если бы я писала сочинение сегодня, то для меня тема покаяния была бы главной. Мне кажется, что всё это произведение для того и написано, чтобы понять, что такое раскаяние и прощение.

То есть произведение невозможно понять без знания христианской морали и, собственно, библейских сюжетов.

Помните, уже распнутый на кресте, Иисус прощает разбойника, который признал Христа и раскаялся в грехах.

Теперь, с высоты своего возраста, я могу понять, над чем философствует Достоевский, который вырос в религиозной среде.

Но мой 17-летний племянник вырос в другом обществе, где религии отводится не такая большая роль (честно говоря, никакой).

Он не читал Библию, не понимает, что такое вера. А без этого знания Раскольников становится банальным преступником, и его переживания современным школьникам непонятны.

(Посочувствуйте моему племяннику, у него тётушка - зануда, всё это ему рассказала!)

Но в конце я всё таки нашла способ заставить задуматься над проблемой:

Вот если бы тот преступник в Перми(вы поняли, о чём речь), потом раскаялся, можно было бы его простить? Можно ли было ему сочувствовать?

Ведь по сути он шёл на преступление с такими же мыслями, как и Раскольников:

- Я догадался тогда, Соня, - продолжал он восторженно, - что власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Тут одно только, одно: стоит только посметь! У меня тогда одна мысль выдумалась, в первый раз в жизни, которую никто и никогда еще до меня не выдумывал! Никто! Мне вдруг ясно, как солнце, представилось, что как же это ни единый до сих пор не посмел и не смеет, проходя мимо всей этой нелепости, взять просто-запросто все за хвост и стряхнуть к черту! Я... я захотел осмелиться и у_б_и_л... я только осмелиться захотел, Соня, вот вся причина!

И отношение к жертвам у него такое же:

- Я ведь только вошь у_б_и_л, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.

Так что мы тут думаем, ужасаемся, как таких земля носит, а Достоевский давно уже всё объяснил и написал!

Вот об этом бы поговорить с детьми, подискутировать, выслушать мнения, написать настоящие сочинения, где ученики смогут выразить свои мысли, а не стандартное толкование.

А у вас какие мысли по этому поводу? Смогли бы вы посочувствовать преступнику? А простить?