Небольшой затерянный в плавнях Дуная городок Вилково в 60-70-е годы прошлого столетия для привлечения туристов стали в разных проспектах называть «украинской Венецией». И основное слово здесь – первое. Единственное сходство заключается в том, что дома еще в 18 веке построили на многочисленных островках.
Находится Вилково на юго-востоке Одесской области, в 200 км, да и дороги оставляют желать лучшего, хотя приезжают даже большие автобусы Неопланы.
Город Вилково образовался в середине 18 века, когда в Дунайских плавнях прятались сначала староверы, позже к ним присоединились донские и запорожские казаки, которые спасались от преследований после разгона Запорожской Сечи указом Екатерины в 1775 году.
Первые староверы пришли в эти земли сразу после раскола в 17 веке, и называли их липоване. Происхождение одноименного поселения Липованский не совсем понятно. Возле причала установили памятник липованину. Но казаки и староверы селились отдельно, что сохранилось и до сих пор.
Беглые и переселенцы дома строились на укреплённых землёй островках, которые образовались несколькими рукавами – Андикуновым, Белгородским, Очаковским, Старостамбульским. Их называли гирлами, а улицами стали каналы, которых называют ёриками.
Чтобы строения были более надежными и не затоплялись весной, пришлось перекопать островки каналами. За счет этого уровень воды стал ниже – полученные места суши застроили домами и разместили хозяйства.
Первые застройки были между Очаковским и Белгородским рукавами – это старый город. Через какое-то время стали селиться на противоположном берегу Очаковского устья на Анкудиновом и Очаковском островах. Часть казаков спустя несколько десятилетий переселились обратно в Краснодарский край, а некоторые староверы переехали в Османскую империю. Но тем не менее количество жителей увеличивалось и город стал расширяться в материковую часть. На Акундиновом острове сейчас живет всего несколько семей староверов.
Все местные жители и приезжие передвигаются по городу на лодках или по кадках - деревянных помостах вдоль каналов. Но большая часть жителей переселилась все на твердую землю, где есть и газ, и электричество, где ездят машины, автобусы, скутеры и велосипеды.
Но вилковчане живут бедно - занимаются рыбной ловлей (еще с советских времен славится дунайская селедка), выращивают раннюю, очень крупную клубнику, яблоки и груши, местный виноград «новак». В последние десятилетия стали заготавливать и экспортировать камыш, а также разводить лягушек и отправлять все это в Европу. Удивительно, но в Европе вошли в моду крыши из экологических материалов. А ведь еще с давних времен поселенцы строили дома из обмазанного глиной камыша и в таких жилищах было тепло, а при необходимости их можно было поднять выше, подсыпав фундамент.
Свои огороды поселенцы покрывали наносным илом Дуная - и поверхность огорода повышалась, и сбор урожая увеличивался. Когда вода спадает в ериках, перекрывая небольшие участки, выгребают плодородный ил и удобряют свои огороды. У многих местных жителей огороды расположены не только рядом с домом, но и на соседних островах.
На твердой земле построили несколько храмов – православные (в конце 19 века) и староверов. За церквями начинаются дома на каналах. До недавних времен сохранились памятники 60-х годов прошлого века - рыбаку и Ленину.
В течении многих десятилетий менялись власти вокруг этих земель, но Вилково жило своей обособленной жизнью, сохраняя имена, говор, привычки, уклад, одежду, длинные бороды староверов. На своих лодочках с образом Николая-угодника выходили рыбачить в море каждый день. Из стран Европы и из России купцы приезжали за вилковской рыбой.
По некоторым записям в начале XIX века из Вилково каждый год закупали до 320 тонн красной рыбы, 13 тонн черной икры и более 200 бочек популярной дунайской сельди, способ заготовки которой был самым вкусным и держался в секрете.
Но необычно в Вилково выглядят каналы, мостики и мостовые. Каналы, которые были созданы природой (между островками) достаточно широкие и глубокие. А ерики - всего несколько метров шириной, и метра полтора глубиной. Осенью, когда вода в Дунае падает, эти каналы мелеют здорово.
Расстояние от домов на островках до ёриков и каналов всего несколько метров твердого грунта. На них проложены деревянные приподнятые над землей мостки-тротуары на деревянных сваях, по которым можно спокойно передвигаться в любое время. Ведь в паводок вода заливает всё между участками.
Мостки специально подняты над поверхностью приблизительно на полметра. Еще с детства местные привыкают ходить по ним, даже есть анекдот на эту тему: пьяный вилковчанин шатается вперёд-назад, а не влево-вправо, сохраняя равновесие.
В ериках проложены между берегами деревянные мостики. Некоторые достаточно низкие, - под ними проплыть можно только, наклоняясь, а то и совсем уже лежа. Но лодки чаще используют для рыбной ловли, заготовки камыша, поездок на другие острова, при перевозке грузов. А в пределах острова – ходят по мостикам и деревянным тротуарам.
Так что в каждом доме обязательно есть лодка, порой и не одна, да и «Паркуют» лодки тут же под кустами.
Обычно из Вилково туристам предлагают побывать на «нулевом» километре, где начинается Дунай. Почему-то началом считают не исток реки, а тут – место впадения в Черное море. Наверное, такую фишку сделали, чтоб привлечь туристов.
По пути можно увидеть самую старую старообрядческую церковь. С обоих сторон все берега закрыты зарослями ив и камыша, между которыми пришвартованы лодки. Есть и каменные строения, даже двухэтажные.
С Анкудиновского русла начинается Посад Липованский, где возникло Вилково. Справа, на Анкудиновском острове можно увидеть пару домов староверов, с другой стороны в камышах спрятались две иконы под открытым небом.
Кораблик к «нулевому» километру проплывает мимо дач и огородов с небольшими домиками, обмазанными глиной. Возле многих скамейки для отдыха и созерцания.
Двадцать минут пути и начинается дикая природу Дунайского биосферного заповедника. И туристы попадают в Квакенберг – специально организованная стоянка.
Но потом устье расширяется и в естественных условиях предстают гуси, цапли, пеликаны – только успевай фотографировать.
С одной стороны, на берегу можно увидеть цель туристов – «нулевой» километр. Гиды рекомендуют пролезть в цифру «0» и загадать желание. «Наверняка сбудется»!
Долго задерживаться нельзя – трафик судна, да и это все же заповедник – нельзя мешать местной фауне.
С другой стороны несколько домиков, где было румынское поселение, а теперь оно пустует.
Места очень необычные, посетив однажды, хочется вернуться снова. Вот только добираться очень неудобно.
Если моя статья была интересна или полезна, ставьте лайки. Подписывайтесь на мой канал, будет много интересного