Найти тему
ЗМК Урал - zmkural.com

Скользящая опора для трубопроводов

Оглавление
-2

Под воздействием температуры и других внешних факторов трубы инженерных коммуникаций неизбежно деформируются. Если не компенсировать это, избежать аварий на магистрали не удастся. Для стабильной работы системы по всей длине трубопровода жесткие опоры устанавливаются в сочетании с подвижными – скользящими.

Скользящие опоры могут обеспечивать подвижность трубе по следующим направлениям:

  • продольно к оси магистрали;
  • поперечно к оси магистрали.

При любом направлении труба скользит по подушке трубопровода, поэтому опоры и получили название скользящих. В основном конструктивные решения опор применимы для создания подвижных и неподвижных соединений.

  • Как расшифровывать маркировку

Основную информацию о скользящих опорах можно получить, изучив их обозначения. Например, о типе опоры:

  • КХ – корпусная хомутовая;
  • ОПХ – подвижная хомутовая;
  • ОПБ – подвижная бескорпусная;
  • ХБ – хомутовая бескорпусная.

В обозначении могут присутствовать дополнительные буквы, указывающие на сортамент опоры: Ш – швеллер, У – уголок, Т – тавр, ТР – труба.

Обзор видов скользящих опор

Вид скользящей опоры подбирается исходя главным образом из условий эксплуатации. В системе с неоднородными условиями эксплуатации может использоваться сразу несколько видов.

Бескорпусные

Крепежный элемент серии Л8-515 представлен в двух вариантах исполнения и маркировки:

· ОПБ1 представляет собой вогнутую пластину или фрагмент трубы подходящего сечения.

· ОПБ2 имеет дополнительный элемент – хомут из изогнутой шпильки.

Подвижные опоры, не имеющие корпуса, эффективно смягчают вертикальные воздействия в системах с диаметром труб 18–530 мм. Они не позволяют покрытию трубы протираться при движении вдоль магистрали.

Бугельные

Т44, ТС-627, БКХЛ, БКХНЛ – всё это маркировки бугельных опор, которые представлены в широком разнообразии модификаций. Отдельные технические характеристики определяются типом крепежного изделия.

В любой бугельной опоре непременно предусмотрен хомут, который крепится на корпус привариванием или гайками.

Назначение бугельной опоры – смягчение сдвигов в сильно загруженных и важных водопроводах, эксплуатируемых при умеренном уровне давления сред. Часто такие опоры усиливают с помощью ребер жесткости.

С направляющим хомутом

Этот вид крепежа производится по правилам ОСТ 34-10-620-93. Внешне такая опора выглядит как гнутая шпилька, прислоняющая трубу к металлической подушке. Для большей надежности подушка может быть не одна.

Данный вид крепежа подходит для эксплуатации в следующих условиях:

· коэффициент давления до 1,6 МПа;

· эксплуатационные температуры до +80℃;

· внешний охват трубы 57–520 мм.

Направляющие

Это крепежный элемент серии Л8-180. Верх опоры собран из двух клиньев – он фиксируется на трубопроводе сваркой. А низ прочно устанавливается на основание. Этот вид опор эксплуатируется в следующих условиях:

· сечение труб в пределах 50–1620 мм;

· коэффициент давления до 4 МПа.

Направляющая опора востребована для высокотемпературных инженерных систем.

Приварные

Как указано в ОСТ 34-10-616, этот вид скользящей опоры доступен для производства в разнообразных вариациях, которые адаптированы под определенные осевые и вертикальные нагрузки.

Верх приварной опоры собран из седлообразной подушки на стойке и изогнутого уголка – он сваривается с трубопроводом. Внизу расположена пластина с парой направляющих уголков – она с помощью анкеров устанавливается на основание.

Этот тип опор эксплуатируется в инженерных сетях энергетических предприятий при следующих условиях:

Для производства подвижных приварных опор подходит углеродистая или нержавеющая сталь. Для изделий из углеродистой стали применяется нечетное обозначение (например, 001-221), а из нержавейки – четное (например, 002-222).

Неподвижные скользящие

Такой крепеж способен смягчить любое негативное влияние на систему: линейное расширение, вертикальные и боковые воздействия, вибрации и пульсации.

Противоречивое название связано с особенностями конструкции опоры. Нижняя часть неподвижно и жестко закреплена на основании или стойке. С другой стороны, подушка в корпусе и согнутый уголок движутся по направляющим вдоль трубы. Таким образом, изделие действительно является и неподвижным, и скользящим одновременно.

Все элементы неподвижной скользящей опоры производятся из стали 20, поэтому имеют доступную себестоимость.

В изоляции ППУ

Эта вариация подвижной опоры востребована для паропроводов, теплопроводов, трубопроводов, современных систем водоснабжения. Диапазон диаметров труб 32–1020 мм.

В стандартном исполнении опора в пенополиуретановой изоляции состоит из швеллера и съемного хомута, зафиксированных сваркой на столике, и выполняет роль подушки для трубы. В усиленной вариации крепежа дополнительно предусмотрена подушка из фрагмента трубы.

Функция данного типа опоры – защита внешнего утеплителя от повреждений. Утеплительные материалы имеют относительно невысокую устойчивость к механическим воздействиям.

С плоским хомутом

Этот крепежный элемент для труб серии 5.903 маркируется как ТС 625 или Л8 512.

Внешне изделие выглядит как вместительная подушка, установленная на стойке. Производится из углеродистых и легированных сталей. Плоский хомут удерживает точки трубопровода в нужном положении и принимает на себя воздействия внешней среды.

Опоры с плоским хомутом подходят для установки инженерных систем с диаметром труб 14–89 мм.

Опоры-скобы

Подвижная опора серии Л8 5113 имеет простое исполнение: полосовой хомут и крепеж к ней.

Эта вариация подвижных опор широко востребована для инженерных систем общего назначения с трубами малого диаметра (16–89 мм). Распространенные материалы для изготовления – углеродистая и конструкционная сталь.

С направляющей скобой

Подвижная опора с направляющей скобой серии Л8 514 похожа на опору-скобу, но оснащена неполным хомутом. Этот тип опор крепится только с одной стороны основания, оборачивает окружность трубы и не фиксируется свободным краем.

Подкладные для труб в футляре

Для труб в футляре размером 325–1420 мм востребованы подкладные опоры с маркировкой ФСО1. Устанавливается опора следующим образом: хомуты фиксируются над трубой, а низ монтируется на стойке корпуса.

Подкладные для труб с ППУ изолятором

Скользящая подкладная опора для труб с пенополиуретановым изолятором серии 1-487-1997 маркируется как ФСО2.

Данная опора собрана из башмака-уголка, прутковых либо ленточных хомутов. При этом хомуты по минимуму взаимодействуют с хрупким изоляционным материалом и при линейных задвижках труб не портят его.

Подкладные опоры ФСО2 подходят для работы с трубопроводами диаметром 57–1420 мм.

Стальные

Стальные опоры подвижного типа, представленные в серии 4.903-10, производятся из сталей 3СП5 или 09Г2С. Существует два обозначения такой опоры, исходя из типоразмеров труб:

· Т14 для труб диаметром 32–1420 мм;

· Т15 для труб диаметром 115–1420 мм.

Этот тип скользящих опор востребован для систем с высоким эксплуатационным давлением, он позволяет трубе двигаться вдоль магистрали.

Регулируемые

В скользящей регулируемой опоре можно менять диаметр подушки и применять ее для труб различных размеров. Этот тип крепежа подходит для систем с диаметром труб 175–1020 мм.

Регулируемая опора собрана из опорной пяты с направляющими (по ним упоры перемещаются с двух сторон).

Для тепловых и атомных электростанций

Скользящие опоры для инженерных сетей ТЭС и АЭС изготавливают по правилам ОСТ 24.125.150. Максимально допустимая эксплуатационная температура – +560℃.

Для изготовления корпусов, бугелей и ребер жесткости опор для АЭС и ТЭС используются те же материалы, что для труб – нержавеюшие, холодостойкие и жаропрочные аустенитные стали.

Этот вид трубопроводов совместим со стальными трубами диаметром 57–920 мм.

Т13

Еще одна вариация скользящих опор, востребованная для труб небольшого размера – в пределах 32–150 мм.

Опора собрана из установленного на торец двутавра и металлического листа. В полках двутавра предусмотрены сквозные отверстия в соответствии с внешним диаметром трубопровода.

Есть другая вариация опоры Т13 для трубопроводов диаметром 194–630 мм – коробчатая конструкция с двумя подушками, выполненными из стальной полосы.

Т15

Подвижные опоры Т15 устанавливаются в системы с размером труб 194–1420 мм, в отличие от вышеуказанного крепежа, укомплектованы внутренними ребрами жесткости и швеллером.

Диэлектрическая опора

Это изделия серии 4.903-10. Диэлектрическая подвижная опора такая же, как бугельная, только со вставками из паронита, недорогого материала с отменной стойкостью к износу.

По комплектации диэлектрические опоры представлены в следующих модификациях:

· Т16 – один ленточный хомут, диаметр 194–630 мм;

· Т17 – два ленточных хомута, диаметр 194–1420 мм;

· Т18 – увеличенная опора с ребрами жесткости, диаметр 194–1420 мм.

Слой паронита не только защищает систему от электрического тока, но также снижает силу трения и гасит вибрации.

Как работают опоры трубопровода

У трубопроводных систем, как у всех длинномерных металлических конструкций, главной проблемой является линейное расширение материала. Подвижные опоры компенсируют нагрузки на трубопровод по всем направлениям. Стационарные опоры при монтаже располагаются в важных узлах, обеспечивая системе прочность и жесткость.

Когда нужны подвижные опоры

Использование подвижных опор в строительстве инженерных систем рекомендовано при воздействии следующих факторов:

· пучение грунта;

· изменение уровня и свойств грунта;

· выраженная сейсмическая активность в регионе;

· климатические воздействия;

· проблемы с напором воды.

Расчет нагрузок

При непосредственном применении скользящие опоры подвергаются воздействию силы трения больше любых других, что неизбежно вызывает их старение. Интенсивность воздействия и скорость износа прямо пропорциональны степени вертикальных нагрузок, которые испытывает опора.

При расчетах нагрузок от трения принимаются стандартные коэффициенты для конкретных материалов:

· сталь/бетон – 0,5;

· сталь/сталь – 0,3;

· сталь/фторопласт – 0,1.

В некоторых случаях, к примеру, при перекосе башмаков, коэффициент трения между стальными деталями возрастает до 0,7. Обычно наблюдается трение труб только в определенных точках крепления.

Но есть и исключения. В приварной опоре друг с другом трутся лишь ее детали, а труба не испытывает никаких нагрузок. Также в скользящих опорах могут использоваться полимерные прокладки – они принимают нагрузку от трения на себя и подлежат замене по мере износа.

-3

------------------------------------------—

zmkural.com - Завод металлоконструкций «Урал» изготавливает все виды строительных конструкций, которые используются при возведении объектов нефтегазовой сферы. Процесс производства и поставки осуществляется в короткие сроки. Изготавливаемая на заводе продукция, в том числе опоры трубопроводов, в точности соответствует отраслевым требованиям и нормам, а также высоким внутренним стандартам качества компании. Готовые изделия проходят многоуровневый контроль. Материально-техническая база завода дает возможность выпускать широкий сортамент опор трубопроводов для решения различных технологических задач в частном и промышленном строительстве.

Наш телефон: +7 (35130) 4-42-35

Наш сайт: https://zmkural.com/

Наш адрес: Россия, Озерск, ул. Герцена, 13