Найти тему
Робототехника

Устный счёт в школе. 5 задачек, которые в уме решали дети крестьян в девятнадцатом веке. Сможешь устно решить хотя бы три ?

Мне сложно сказать, как быстро я считал в младших и средних классах в уме относительно текущего момента. Но математика и технические задачки мне интересны были всегда.

Однажды, я увидел картину «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» русского художника Н.П. Богданова-Бельского.

Я думаю, что многие из вас, кто старше 35 лет помнят её, так как её репродукция была в одном из школьных учебников. Больше всего мне был интересен пример на доске.

-2

В тот момент, я помню смог его решить, не помню правда на сколько это было сложно. Сегодня эту же задачу я бы решил за пару минут, не больше. Так как регулярно перевожу числа из 10-ой системы в двоичную и обратно. Если хотите можете попробовать её решить.

Рачинский Сергей Александрович - это просветитель, работавший в Московском университете, а затем уехавший в село откуда был родом, где большой промежуток времени учил крестьянских детей.

Сегодня я хочу поделиться несколькими задачками из его учебника, которые предлагаю также решить вам устно, а после этого разберу, как их решал в уме я.

Задача 1:

-3

Не торопитесь, выделите 2 минуты, можно с секундомером, даже если не получается просто подождите это время, уверяю вас, вы можете это сделать.

Теперь переходим к следующей задаче.

Задача 2:

-4

Это уже на деление, да ещё и с не круглыми числами. Я также начал делить частями и еле уложился в те же две минуты. Выделите время, подумайте и дайте ответ. Он может быть неверным, главное чтобы для начала он был.

Идём дальше.

Задача 3:

-5

Небольшая сноска, стопа - это 480 листов, а десть - 24 листа. Тут я немного призадумался, так как величины и размерности не характерны для нашего времени.

Но вам рекомендую, те же 2 минуту взять на "подумать", опять же главное в этом деле заставить себя думать устно. Так начинает формироваться умение считать устно.

А мы идём далее.

Задача 4:

-6

Тут нужно просто подумать, но посмотрите, какая добрая задача. Принес и раздал, не плюнул, не кинул камень, не дернул за косичку.

Но а мы те же 2 минуты смотрим на задачу и ждем, когда мозг соизволит включиться.

Итак, подходим к последней задаче на сегодня.

Задача 5:

-7

Это задача про деньги, и немного проще других на мой взгляд. В таком же духе продолжаем решать её 2 минуты, а затем проверяем ответы.

Сперва хочу сказать, что мне эти задачи понравились. Они очень просты и лаконичны, при том несут максим нужной информации. Самое главное они все привязаны к быту и действительности. Они не вызывают внутреннего диссонанса и нелогичного восприятия.

А теперь переходим к ответам и решениям.

Надеюсь вы смогли решить хоть одну задачу.

Задача 1 про кофе и чай:

-8

Очевидно, что тут два уравнения с двумя неизвестными, но это для меня. Поэтому я делаю проще, я перевожу сразу весь чай в кофе и получаю, что 20 фунтов кофе стоит 12 рублей, значит 1 фунт кофе стоит 12/20 =0.6 руб. или 60 копеек. Логично, что фунт чая стоит 60*3= 1 рубль и 80 копеек.

Попробуйте самостоятельно.

Задача 2 про ситец и аршины:

-9

Это обычная задача на деление больших чисел и здесь нужно просто в уме поделить 799 на 47. Я считал таким образом: из 799 вычел 470(вычел десять аршин) и у нас осталось 329. Здесь немного интереснее но понимаю, что это число больше 6, так как 50 умножить на 6, будет 300. Итак, 47 умножить на 6 равно 240+42=282. Осталось как раз 47. Итого 10+6+1=17. Это делается в уме, поэтому решал пошагово.

Задача 3 про лавочника и бумагу:

-10

Здесь у меня была сложность в мерах. Так как одна стопа 480, а десть 24 листов, то понимаю, что он продает пачку 20-ью частями по 15 копеек. Значит выручка с одной пачки 3 рубля, а прибыль 3.00 - 2.50. То есть с одной пачки он зарабатывает 50 копеек. Барыш получится 45*0.5 = 22.5 рубля.

Просто, но когда это делается регулярно.

Переходим к задаче 4 про орехи и добрый поступок:

-11

Тут стоит сперва понять с чего начать.Я решил её таким образом. Разобьем всё на группы. 2 мальчика и одна девочка получат 11 орехов. Таких групп будет 220/11=20. Получается 40 мальчиков и 20 девочек. Очень интересная задача, хоть и кажется простой.

И последняя задачка на сегодня - 5 про дорогу и подрядчиков.

-12

На удивление, она у меня решилась быстро. Но это происходит, когда правильно сопоставишь данные. Итак посчитаем с одной стороны доходы - это 24 версты за 75 рублей каждая, С другой стороны это 40 работников *0.6 =24 рублей, такие затраты у подрядчика за один день работы. Общие затраты были за 70 дней и равны 24*70. Очевидно, что 24 можно вынести за скобки и получим, что 75 - 70=5 и умножаем на 24. Итого прибыли 120 рублей.

Итак что хочу сказать, у Рачинского есть своя книга «1001 задача для умственного счета». Она есть в свободном доступе. Эти пять задач я взл оттуда и там ещё очень много подобных задач. Отмечу, что регулярное решение подобных задач в устной форме, способствует развитию памяти и гибкости ума.

Напишите комментарии, кто и сколько решил правильного с одного захода. Мне удалось верно решить с первого раза 3 задачки.

Если понравилась подборка жми 👍👍 👍

99 товаров для электронщика.

Создал недавно тему, в которую собираю все товары с Алика, могут быть полезны тем, кто увлекается электроникой.

99 товаров для электронщика.