На нашей странице уже публиковалась статья, посвященная играм для развития речи. Но там мы ориентировались прежде всего на игры с младшими школьниками. Между тем, больше всего такие игры интересуют, как оказалось, родителей дошкольников (обычно в возрасте 3-5 лет). И это неудивительно, ведь именно в этом возрасте происходит активное развитие словарного запаса. Каждый день ребенок в возрасте 3-4 лет узнаёт до 20 (!) новых слов. Конечно, все родители заинтересованы в том, чтобы этот процесс проходил как можно успешнее.
Сегодня мы расскажем вам о нескольких развивающих играх, в которые можно играть с дошкольниками.
1. "Расскажи о..."
Можно приготовить карточки с изображениями различных времен года, событий (например, путешествие на море), праздников (день рождения, Новый год), впрочем, это не обязательно. Суть игры: нужно рассказать игрушке (кукле, зайчику, Незнайке, Петрушке и т.д.) о сути изображенного на вытащенной карточке или просто о любой выбранной родителями или даже самим ребенком теме. В начале игры взрослый говорит:
- Незнайка пришел к нам из магазина совсем недавно и почти ничего не знает о нашем мире. Пожалуйста, помоги ему и расскажи о... (далее называется тема).
Такая игра помогает формировать связную речь, развивает словарный запас и умение вести диалог. Кроме того, расширяются сведения об окружающем ребенка мире.
2. "Опиши предмет"
Ребенок загадывает некий предмет, который находится в комнате (в доме, на кухне и т.п.) Другой ребенок либо взрослый пытаются как можно быстрее отгадать предмет, опираясь на подсказки в виде признаков предмета - прилагательных:
- Это что-то красное.
- Тарелка?
- Нет! Это что-то круглое!
- Мячик?
- Нет, это что-то мягкое!
Таким образом ребенок учится называть признаки предметов (а первые слова в словаре дошкольника обычно существительные и глаголы; на прилагательные обращается очень мало внимания), развивает внимание и наблюдательность.
3. «Что знает солнышко?»
Эта игра развивает логическое мышление, навыки диалогической речи, а также фантазию и умение связно рассказывать историю. Взрослый спрашивает у ребенка:
- Как ты думаешь, что рассказало бы нам солнышко, если бы умело говорить?
Например, что рассказали бы стол, книга, кошка, тучка и т.д.