Когда-то здесь был шум-гам много молодёжи и детей. Школа гудела, дискотека гремела. Свадьбы на полсела каждые пару месяцев устраивали. На лето съезжались внуки к бабушкам-дедушкам со всей Украины. В августе приезжали городские помогать копать картошку. Жизнь кипела и бурлила. Смех стоял утром, днём и вечером. Мы воровали черешни и соседей, а они у нас арбузы.
Когда я пошла в школу, её только построили новую двухэтажную. Красотку для нашей деревни.
Как жила деревня в моем детстве
Существовал колхоз. Много полей, фермы с животными, все обеспечены работами. Зарплаты, конечно, смешные, как и у всех тогда, но для сельской местности хватало. Как-то жили вроде не бедствовали. Собирали детям деньги на обучение. Хотя мы с братом на бюджетах учились.
А теперь всё опустело. Школу закрыли лет 5 назад вместе с ней жизнь умерла окончательно.
Колхоз закрыли ещё в лихих 90-х превратили в фермерское хозяйство. Фермер нанял 20-30 людей, остальные работы делают новомодные тракторы и комбайны. Забрал себе землю граждан в аренду под посев пшеницы и кукурузы. А то, что было ничьё, раньше там паслись коровки, по каким то невероятным законам приватизировал. Жители выходи́ли недавно на митинг, а толку, похоже, будет ноль всё куплено. Теперь селянам даже коров негде пасти, значит, придётся продать. Последний сельский бизнес раздавили.
Каждый раз, когда я приезжаю, как-то грустно становиться. Всё меньше и меньше людей живёт. Старики умирают. Молодёжь разъехалась по городам и заграницам. Новорождённые здесь редкое явление. Только мамуле моей полегче. Она в деревне местный фельдшер. Раньше много людей было, все болели бегали к ней лечиться 24 часа в день 7 дней в неделю. Сейчас людей поменьше, а вместе с ними и работы.
Печально, но, кажется, доживёт ещё поколение моих родителей и всё на этом. И так осталось официально человек 300 и то многие прописаны, но не живут. Как я, например.
Как приспосабливаются местные жители
Хотя местные жители приспосабливаются. Ходит школьный автобус в соседнюю деревню. Там свозят детей с 5-ти разных сёл в округе. Скоростной интернет в каждом доме. Кабельное телевидение. Автономное отопление, от поставок газа они не зависят, топят дровами. Вода автономная с колодца. Раньше руками её доставали теперь насосы, водопровод тоже есть. Бойлер электрический. Стиралка-автомат. Почти в каждом дворе своё авто. У моих родителей два, одно для сельской местности второе для города или большой компании. Еда своя органик, все овощи и фрукты они сами выращивают. Ловят рыбу в речке. Курочки, у́точки мясо своё. Мои поросёнка недавно приговорили. Живодёры.
Я родителям говорю, перебирайтесь куда-то в город, ну хоть небольшой. А они нам на земле нравится, мы уже привыкли здесь, куда мы уедем. Единственное хотят в гости ко мне на Бали. И обязательно прилетят после карантина.
Прогрессу и автоматизации села не нужны
Тоскливо видеть, как пустеют деревни и сельское хозяйство. Хотя это мировая тенденция. Ведь производительность машин выше производительности людей. И только богатые европейские страны могут позволить себе содержать собственных фермеров, а не импортировать продукцию из более продуктивных стран, где сельское хозяйство поставлено на механический поток.
Украина до такого не доросла. Урбанизация — это нормально. Мне в принципе и в деревне норм на пару недель. Но на постоянку я бы здесь, конечно, не жила. Одно дело наша балийская деревня, где круглый год лето и бушует яркий океан и все блага цивилизации и люди со всего мира рядом, а другое дело украинская глубинка.
Хорошо что племянники здесь сейчас со мной, а то я бы закисла уже, у родителей своя жизнь свои дела, хоть они и рады моему приезду. А с детками ни разу не соскучишься и не поработаешь тоже. То монополию рубимся, то другие настолки, то мульты тянут меня смотреть, то чаёчек пить, то пироги петь, то спать младшенький только со мной хочет. Ни минуты покоя, но миллион моментов милоты. А работа делается урывками, племяши важнее я и так их редко вижу.
Другие статьи, о жизни на родине: