Найти в Дзене
Эдуард Мякишев

Болчары: колыбель православия Югорской земли

В феврале 2021 года состоялся первый архипастырский визит епископа Югорского и Няганского Фотия в село Болчары Кондинского района ХМАО-Югры. Правящий архиерей совершил Божественную литургию в здании местного Дома культуры и осмотрел место, где будет возрождаться исторический храм в честь Богоявления Господня. Озёрный край Кондинская земля, и особенно село Болчары, поражает красотой своей природы: непроходимые болота, заливные поля, большой сосновый бор, богатство лесных угодий и обилие озёр. Эта местность привлекательна для проживания человека. К слову, согласно исследованиям археологов, на территории села Болчары люди проживали уже с эпохи неолита (5–7 тысяч лет назад). Раскопки позволяют сказать, что здесь обитало осёдлое население рыбаков и охотников. Не напрасно, опираясь на словарь Ожегова, название села определяют как «Бол» – большое, «чары» – волшебство, обаяние и пленительность. Правда, историки и филологи по сей день спорят о точном значении и происхождении наименования. Истор

В феврале 2021 года состоялся первый архипастырский визит епископа Югорского и Няганского Фотия в село Болчары Кондинского района ХМАО-Югры. Правящий архиерей совершил Божественную литургию в здании местного Дома культуры и осмотрел место, где будет возрождаться исторический храм в честь Богоявления Господня.

Озёрный край

Кондинская земля, и особенно село Болчары, поражает красотой своей природы: непроходимые болота, заливные поля, большой сосновый бор, богатство лесных угодий и обилие озёр. Эта местность привлекательна для проживания человека. К слову, согласно исследованиям археологов, на территории села Болчары люди проживали уже с эпохи неолита (5–7 тысяч лет назад). Раскопки позволяют сказать, что здесь обитало осёдлое население рыбаков и охотников. Не напрасно, опираясь на словарь Ожегова, название села определяют как «Бол» – большое, «чары» – волшебство, обаяние и пленительность. Правда, историки и филологи по сей день спорят о точном значении и происхождении наименования.

Архивное фото храма Богоявления Господня, с. Болчары
Архивное фото храма Богоявления Господня, с. Болчары

Исторический облик

Традиционно эта местность принадлежала ханты, а активная русская колонизация началась только с приходом дружины атамана Ермака в XVI веке. Процесс объединения русских и ханты проходил непросто, но впоследствии влияние русского населения на коренных жителей было очень велико. Остяки жили в деревянных домах с русской печью, пекли хлеб, разводили лошадей, коров. Ещё ханты научились выращивать картофель, репу, лук, капусту и огурцы. Русское население перенимало у местных народов приёмы рыболовства и охоты. Впрочем, русские перенимали у местных и обычаи язычества.

Просвещение северных народов западной части Сибири началось с XVIII века. Как известно, по повелению государя Петра Первого христианизировать край в духовную миссию отправился митрополит Тобольский Филофей (Лещинский). Примерно в 1714 году будущий святитель Филофей прибыл на Кондинскую землю с миссией крестить остяков. Благодаря ему здесь появились первые православные храмы. По данным историков, сначала была возведена церковь в селе Нахрачи (ныне Кондинское) в честь Святой Троицы, потом в Леушах в честь Сошествия Святого Духа, к 1720 году храм в честь Богоявления Господня появился в Болчарах. И это здание просуществовало до наших дней.

Когда в советские годы храм остался без священнослужителя, местная община добилась права сохранить церковь. Впрочем, ненадолго. В 1934 году власти закрыли храм под предлогом нерентабельности его содержания. В нём сначала расположился клуб, затем общежитие, колхозная контора, а с 2000 года оно и вовсе опустело.

После богослужения в местном Доме культуры
После богослужения в местном Доме культуры

Восстановление справедливости

Наступил 2012-й. Здание разобрали, чтобы по сохранившимся архивным образцам и фотографиям заново построить храм Богоявления Господня. 19 июня 2013 года епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел утвердил новый эскизный проект, начались подготовительные работы. Уже через год, 20 мая 2014 года, впервые более чем за 100 лет на Болчарскую землю ступила нога архиерея. Владыка Павел посетил село с архипастырским визитом и освятил место под строительство храма.

После того как в 2015 году состоялось разделение епархии на Югорскую и Ханты-Мансийскую, село Болчары перешло под окормление епископа Югорского и Няганского Фотия. Только на 6-й год своего архипастырского служения Преосвященный владыка Фотий смог посетить отдалённое и труднодоступное поселение вверенной ему епархии. Вместе с приходской общиной владыка помолился и после осмотра фундамента храма в сельской администрации обсудили вопросы дальнейшего восстановления святыни. Устроение новой епархии осложнило намеченный строительный процесс, он затянулся. Сельчане тем временем все силы направили на благоустройство небольшой кладбищенской часовни, чтобы окормляющему священнику можно было совершать редкие службы по требам.

Осмотр фундамента под храм
Осмотр фундамента под храм

Духовная жизнь села сегодня

По благословению епископа Югорского и Няганского Фотия с 8 сентября 2020 года приходскую общину в селе Болчары стал окормлять иерей Сергий Уланов. Постоянных членов сельской общины немного, всего-то человек 12–15, при том, что село по официальным данным населяет около 2 000 жителей. Но приход в Болчарах очень крепкий и дружный, и что интересно, его постоянный костяк – молодые люди, заинтересованные православной верой.

Часовня на кладбище
Часовня на кладбище

Владыка Фотий благословил отца Сергия, окормляющего приход, посещать село не реже раза в месяц для проведения богослужений и иных церковных обрядов, а общине – провести учредительное собрание, получить статус юридического лица, сделать экспертизу существующего фундамента и с молитвой двигаться дальше в деле строительства дома Божия и возрождения былой святыни Кондинской земли.

#заметкистюменскогосевера