В прошлый раз я ворчала на современное творчество «Союзмультфильма», теперь хочу совершенно искренне порадоваться. «Смешарики» задали недосягаемую высоту для российских мультсериалов… которые, впрочем, в большинстве своём и не пытались предложить ладно бы конкурирующие – хотя бы сопоставимые по качеству проекты. Причём это происходило буквально на протяжении десятилетий: не то чтобы российская анимация совсем не производила хороших мультсериалов, но очевидно, что «Три кота», «Барбоскины» и «Летающие звери», по сути, просто занимают эфирное время для малышей, тогда как школьникам, хоть бы и начальных классов, буквально не могли смотреть ничего российского.
Теперь да, теперь могут.
Алексей Лебедев приложил руку ко многим знаковым сериалам российской анимации. В первую очередь, конечно, он один из постоянных авторов «Смешариков», но он также режиссировал «Атомный лес» – совершенно другой проект для принципиально иной аудитории. Был ещё сериал «Пиратская школа», но его нигде не рекламировали, и сериал, к сожалению, провалился в бездны Интернета (хотя те, кто смотрел, отзываются о нём довольно высоко).
Что можно заметить общего между ними: каждый из этих сериалов сочетает разнообразные типы юмора, от игры слов до физиологии, а от той, в свою очередь, к отсылкам и комедийному цитированию. «Атомный лес» вообще не рассчитан на детскую аудиторию, но пусть хоть кто-нибудь попробует сказать, что он полностью избавлен от юмора, который поймут даже дети. Про «Смешариков» всем всё очевидно, его тяга ко взрослым нешуточным сюжетам одновременно сопровождается красочной лёгкостью и доступностью; нечто подобное есть и в «Пиратской школе», но более сглаженно – всё-таки ориентация на преимущественно детскую аудиторию ощущается намного острее.
Это всё к чему: Алексей Лебедев, хотя и пробовал себя в работе над очень разными по контенту проектами, наиболее комфортно ощущает себя в комедии и не особо разделяет собственно детский и взрослый юмор. Ну то есть как, какое-то разделение, конечно же, есть, но наибольшего успеха он добивается в штуках, которые в равной степени ориентированы и на взрослых, и на детей. Это не то же самое, что на семейную аудиторию, хотя можно сказать и так, конечно: просто семейная аудитория подразумевает определённое постоянство в шутках, их максимальную неагрессивность и направленность на все категории разом. Такой юмор есть в «Смешариках», но его очень мало в «Пете и Волке»: всё-таки в этом сериале отделить детские шутки от взрослых довольно легко, хотя большинство из них в равной степени повеселят как родителей и детей, так и молодёжную чайлдфри-аудиторию.
Так что да, в первую очередь «Петя и Волк» – это комедия. Взявшая за основу лучшие сериалы предыдущего десятилетия (конкретно «Гравити Фолз» и «Рик и Морти»), но не скопировавшая их бездумно, а создавшая на этой основе своё собственное лицо. Да, путешествия по русским сказкам выглядит не совсем свежей идеей (опять же, у BUBBLE про это есть линейка комиксов), но все эти сказочные сюжеты поданы обаятельно и с любовью к первоисточникам. Да, и с невероятной фантазией: кульминационный момент каждого эпизода связан с каким-нибудь жанровым клише экшна – нападение инопланетян, орда зомби, сражение с монстрами, конец света… Это действительно каждый раз ощущается как эпическое произведение и не успевает надоесть.
Впрочем, и локальные сюжеты «Пети и Волка» весьма хороши. Семья Пети очень узнаваемая, но всё равно ужасно милая и в хорошем смысле придурковатая; такое же ощущение оставляют и «Смешарики», так что умение выписывать характер, подсвечивая в них смешные стороны, но при этом глубоко их уважая, особый дар Алексея Лебедева.
Лично у меня одна претензия, собственно, как и в «Смешариках» – женские характеры. Их мало, они не очень интересные, и, по сути, нужны только для того, чтобы обозначать родственные отношения с другими персонажами (кроме, пожалуй, Лисы из «Колобка»). Можно воспользоваться шаблоном не «Гравити Фолз» или «Рика и Морти» с их боевыми сёстрами и стреляющими из огнестрела мамами, но хотя бы «Финеса и Ферба», где тоже есть очень выразительная и характерная девочка-родственница, способствующая появлению классных и небанальных сюжетов. Увы, ничего подобного про маму Пети сказать нельзя – ну как бы да, в одной серии она хочет есть, потому что худеет. М-м-м, как увлекательно.
Впрочем, даже в таком количестве и с таким не очень широким функционалом героини получаются крайне симпатичными и обаятельными. А уж про мужских персонажей и говорить нечего: они все одинаково классные и живые. Пожалуй, в сюжете маловато участвует Волк, и хотелось, чтобы больше серий отдавалось именно ему, а не то он просто получается только как инициатор действия, но не вполне как самостоятельный герой. Но, я думаю, это лишь вопрос времени, и надо только подождать, когда это случится.
Немного расстраивает бюджетность анимации. Фигурки лишены объёма и состоят из простых геометрических фигур; да, окей, «Смешарики» тоже, но со временем их анимация прогрессировала в лучшую сторону. Здесь же минимально соблюдается 12 диснеевских принципов, но не более того; пространство вокруг героев преимущественно плоское и кажется порой поверхностью стола с минимально расставленными декорациями, смутно отрисованными на фоне. Это не то чтобы плохо, просто, ну, дёшево; перспектива есть, но никакой изобретательности камеры ждать не приходится – просто герои бегают по фону, как таракашки, и на этом всё.
Но при этом – как здорово проведена работа с образами персонажами! Что гигантские круги под глазами у Пети, что неожиданная миниатюрность Волка, позволяющая ему мимикрировать под собачку, что нуарная зловещесть Лиха или усы у одной из голов Змея Горыныча – все эти находки очень классные и здорово оживляют образы. А уж про визуальные шутки говорить не приходится – я уже посвятила выше несколько абзацев тому, насколько хороший юмор у «Пети и Волка».
Помимо того, что наконец-то появился сериал, который взрослые могут смотреть с той же лёгкостью, что и дети, «Петя и Волк» открывает ещё одно достижение: у нас наконец-то начали появляться коммерческие тайтлы для взрослых школьников. Не второсортные шоу с 2х2, копирующие контент adult swim, не малышковые сериалы, перемалывающие одни и те же моральные уроки из раза в раз, а проект, стоящий на собственных ногах и действительно предлагающий аудитории хорошего конкурента аналогичным американским шоу. Да, существуют хорошие российские сетевые мультсериалы, например «Metal family» или «Дух нашей общаги», но это всё-таки любительские проекты – хотя и, безусловно, круто сделанные. Они просто ориентируются на немного другую аудиторию и находят к ней дорогу другими методами, так что их сравнивать – задача заведомо проигрышная. «Приключения Пети и Волка» заполняют пустоту, которую пока не покрывала ни одна коммерческая студия, и этому не только надо отдавать должное – это надо хвалить и всячески поддерживать.
Очень бы хотелось, чтобы «Приключения Пети и Волка» помогли бы наконец нашему аниматографу разродиться контентом для аудитории 12+ и открыл дорогу другим режиссёрам и сценаристам, которые бы создавали классные произведения не только для малышей. Ну правда, есть же такой запрос.
#российские мультфильмы
#союзмультфильм
#приключения пети и волка