Глава 9.
27 сентября 2197 г.
Изнутри коптера шум двигателей был почти не слышен. Хорошая звукоизоляция. Внутреннее пространство десантного отсека могло вместить в себя человек тридцать, но сейчас, помимо Павла, тут присутствовали мужчина, лет пятидесяти и десяток... солдат, другого слова он подобрать не смог.
Одинаковая униформа с одетыми поверх неё бронежилетами, одинаковые каски, одинаковое оружие. Да и выглядели они как-то одинаково. Все примерно одного возраста, лет двадцати пяти, одинаково выбриты, с одинаково равнодушным выражением на лице.
Оружие у них, кстати, отчего-то сплошь старинное-огнестрельное. Короткий автомат на груди, пистолет на поясе. Складывалось впечатление, что они во-первых, снаряжены для противостояния людям, и смогли бы дать хороший бой, к примеру, той же гвардии князя, а во-вторых, имеют доступ к обширным складам с техникой, снаряжением, оружием и боеприпасами, что не истощились за эти семьдесят лет.
Если у них есть действующая авиация и доступ к складам с оружием, то там ведь есть не только ручное оружие, но и ракеты, бомбы... При таком раскладе становится понятна покладистость князя.
- И как много городов вы обложили данью? - спросил Павел у сидящего напротив него пожилого мужчины.
- Сотни. - ответил он, пожав плечами. - Всю Конфедерацию Крепостей России, если быть точным. Ведь это мы её и создали, да и поддерживаем на плаву до сих пор.
- Вот прямо без вас никак, что-ли? - скептически поинтересовался он.
- Именно так. - подтвердил тот. - Представь себе семь-восемь сотен людей, что высадили в лесу. Что они будут делать? Конечно, они могут разбрестись по лесу и пытаться выжить поодиночке, но тысячи лет человеческой истории доказали, что это будет не самым лучшим решением.
- Почему это? - спросил он. - Каждый сам за себя.
- Во-первых, специализация. - ответил тот. - Вот представь, есть среди них хороший плотник или портной, но при этом плохой охотник. Что с ним станет?
- Помрёт с голоду.
- Так точно. И получится, что выживут только хорошие охотники, не способные при этом сшить нормальную одежду из добытых ими шкур или изготовить новое оружие, взамен пришедшего в негодность. Они не смогут изготовить из глины посуду, кирпичи, построить нормальный дом. Жизнь этих охотников-одиночек будет мало отличаться от жизни животного, что бродит по лесу в поисках добычи.
- Ну, по крайней мере они выживут.
- Выживут, но только в первое время. Поскольку, во-вторых, в силу вступают разного рода случайности. Представь, что такой вот охотник заболел, ногу сломал или ещё что-то в таком духе. Что с ним станет?
- Съест все свои запасы.
- Это хорошо, если они у него есть. Без холодильников пища хранится не долго, знаешь ли. Но с учётом того, сколько срастаются переломы, едва ли у него будут с собой запасы на несколько месяцев.
- Значит ему не повезло.
- Подобное невезение однажды случится с каждым. Один сломал ногу, другой подхватил заразу, третий отравился. Рано или поздно твоё выживание будет зависеть от того, поможет тебе кто-нибудь или нет.
- Это да... - вынужден был согласится Павел, вспомнив, как Сергей спас ему жизнь на стене.
- Но и это ещё не конец. Есть «в-третьих». Что если за этими «охотниками» тоже будет вестись охота? Кто будет охранять его, когда он спит? Кто поможет ему, когда он столкнётся с превосходящим по численности противником? Десять воинов легко перебьют тысячу, если отловят их по одному.
- Значит этой тысяче надо собраться вместе, и тогда они легко победят тот десяток! - предложил Павел.
- Вот именно. С этого я и начал. - ответил его собеседник. - Им с самого начала нужно объединится в одну группу и распределить между собой обязанности. Охотники будут добывать мясо, фермеры — растить картошку, плотники — строить дома, портные — шить одежду и так далее. Вот только вся эта деятельность нуждается в руководстве и регулировании. К примеру, что делать первым, копья или топоры для рубки деревьев? Обувь или верхнюю одежду? Что строить — баню, ледник для хранения еды или частокол вокруг поселения? Мнения могут быть разные, но делать надо что-то одно. Кто-то должен принимать окончательное решение в том, кому и чем надо заниматься, разрешать внутренние споры и конфликты, организовывать помощь нуждающимся и оборону против общего врага.
- Хорошо. - признал Павел. - Допустим и в самом деле, выживать выгоднее сообща, а для совместной деятельности нужно, чтобы кто-то руководил. Допустим. Но по какому праву именно вы взяли на себя такую функцию?
- А потому что смогли. - ответил тот. - Не морщись. Мало назвать себя «главным», надо ещё иметь возможности эту власть реализовать. Давай, к примеру, назначим князя Вязьмы, Владимира Романовича, верховным правителем. Как он будет руководить, допустим, городами за Уралом? Будет слать туда записки с распоряжениями через торговцев? А как он поступит, когда в ответ те начнут слать его на хер? Власть, знаешь ли, подразумевает под собой, в том числе, и способность заставить других выполнять твои приказы.
- То есть, просто право сильного? И всё?
- Ты знаешь, что в том же английском языке, для примера, слово “power” - означает одновременно и «силу» и «власть»? Это, по сути, синонимы. Силой власть берётся, силой удерживается. Вопрос только в том, как этой властью пользуются. К примеру, мы бы могли, как ты выразился «обложить данью» подвластные нам города-крепости, и тянуть из них все соки, обеспечив себе, тем самым, сытую жизнь. Вот только есть одна проблема...
- Твари?
- Именно. Ослабленные поселения не смогут дать им отпор. Голодные стражники, без доспехов, с одной винтовкой на троих не смогут защитить свой город, и при такой манере руководства, руководить скоро будет нечем и некем.
- Ну хоть какая-то от них польза...
- Если бы «Судный день» ограничился лишь уничтожением больших городов, то мы, поверь, уже бы давно отбивались от захватчиков из других стран. Ну и, параллельно, сами старались бы подмять под себя новые территории... Зачем их отдавать потенциальному противнику?
- Разумеется, разумеется. - произнес он с иронией. - Жажда власти тут не причём. Ну да ладно... В конечном счёте, это всё теория, хоть и занимательная. Меня больше интересует «практика». А именно, откуда вы взялись такие хорошие, и куда мы летим?
- Вопрос резонный. - согласился тот. - Но для начала, хочу обратить твоё внимание на лица моих телохранителей, видишь легкую тень охреневания на них?
- Ммм... Что-то такое и в самом деле есть. - признал Павел. - И чем это вызвано?
- Дело в том, что в силу занимаемого положения, предпочитаемый мной язык общения — это большей частью язык приказов. Я говорю копать, ты копаешь. Улавливаешь? Если ты не копаешь, то тебя наказывают и ты копаешь. Ну или уже тебя закапывают. Тут по-разному бывает. В моём подчинении тысячи людей, и если я буду за каждым ходить, объяснять и уговаривать, то... сам понимаешь, дела встанут.
- Так отчего мне такая честь?
- Ну, во-первых, ты человек у нас новый и почти ничего не знаешь. Надо же тебе это объяснить? Лететь нам ещё около четырёх часов, так что время есть. Почему бы не скоротать его за беседой? А во-вторых, если копать ил не копать человека ещё можно заставить, то изобретать, проектировать, руководить другими — из-под палки уже не выйдет. Пытками можно вытянуть из человека всё, что он знает, но вот работать на тебя в полную силу он не будет. Более того, подневольный работник может начать вредить. Зачем такой риск? Так что у тебя сейчас есть выбор из трёх вариантов.
- Каких? - заинтересовался Павел.
- Первое, если свобода для тебя дороже всего, мы прямо сейчас откроем дверь, и лети куда хочешь...
- Ммм... Огласите весь список, пожалуйста.
- Хорошо. - согласился тот. - При втором варианте, ты можешь решить, что пошли мы все на хер, и сотрудничать с такими гадами ты не будешь. В таком случае, тебе найдётся работа, не требующая талантов, но требующая присмотра. Как я уже говорил, копать-не копать, тяжести таскать, говно выносить... Едва ли тебе такое понравится, но жить будешь.
- Как я понимаю, есть и третий вариант?
Да, тот, ради которого всё и затевалось. - подтвердил мужик. - Ты сотрудничаешь с нами, а мы находим применение твоим способностям. Даже если с твоей интуицией не выгорит, то переучим тебя на солдата. Ну а будешь чудить — всегда есть вариант номер два.
- Всё так интересно, что я даже не знаю, что выбрать... - произнес Павел и почесал затылок. - Расскажите, что-ли, что вы из себя представляете и чем занимаетесь, помимо сбора дани.
- Ладно. - согласился его собеседник. - Начать тут стоит с самого начала. Как ты сам знаешь, в Судный день, буквально за несколько минут, все сколько-нибудь крупные города были уничтожены, а в малых, уже на следующий день воцарился хаос. Но было ещё кое-что, а именно — армия. Войсковые части, военные городки, склады и базы. Понятно, что то, что находилось в городах — было уничтожено вместе с ними, но значительная часть уцелела.
Первое время основной версией было то, что против нас применили неизвестное оружие, и у кое-кого руки тянулись к «красной кнопке». Вот только спутниковые данные показали, что ровно то же самое произошло по всей Земле. Так что тут виноватых не найти. Ну и масштаб и одновременность атаки не позволяли свалить всё на фанатиков-террористов. Ну а когда из «заледеневших» городов попёрли твари, окончательно стало ясно, что это инопланетное вторжение.
Да, да, это основная версия по сей день, и главный довод тут в том, что в момент атаки, по всей планете молочно-белые кристаллы, служившие бездонным источником энергии и ставшие причиной не виданного расцвета человечества, сменили цвет на чёрный и перестали выдавать энергию. Остановилось и погасло всё. И тут удар. Совпадение? Едва ли.
Это выглядело так, словно их просто отключили. Те, кто это сделал, определённо, понимают в них больше чем люди. А с учётом дальнейших событий... тех же алых камней, что выходят из крови тварей и работают так же, как и те, белые, разве что не множатся и имеют ограниченный запас энергии. Всё это указывает на то, что это одна и та же технология. А знаешь, откуда те белые кристаллы взялись?
- Я, честно говоря, в само их существование особо не верил... - признал Павел, пожав плечами.
- Они взялись из космоса! Их привез на Землю автоматический аппарат с Цереры, крупнейшего объекта в поясе астероидов между Марсом и Юпитером. Сами эти астероиды, к слову, считают остатками погибшей планеты. Не та ли судьба ожидает и Землю?
В общем, определившись с ситуацией, военные попытались сначала отбить у противника Тулу, а когда это не вышло — нанесли ядерный удар по Москве.
- Эээ... и каков результат? И что там с Тулой было?
- На Тулу выдвинулись пятьдесят танков при поддержке авиации. Стоило им углубиться в город, как их уничтожили буквально за пару минут. Авиация сыпалась с неба, а на земле взрывались танки.
- Орда тварей? А до коптеров как дотянулись?
- В том то и дело, что нет. Из того, что удалось разобрать из записи эфира, помимо криков и проклятий, стало ясно, что им противостояли человекообразные фигуры. Причём, их было совсем мало, возможно вообще одна.
Понимаешь?! Выглядело всё это так, словно десяток кур атаковали пулемётчика, который порвал их на части короткой очередью.
Именно этих гуманоидов мы и считаем захватчиками, и их технологический уровень не сопоставимо выше нашего. Ну а «твари» - это что-то совсем иное. Может это их крысы и тараканы? По крайней мере в них нет ни великого разума, ни реальной силы.
- Что там с Москвой?
- А?... всё без толку... Ракеты просто исчезали. Растворялись в воздухе на подлёте к городу.
- А мы сейчас не слишком близко? - спросил Павел с опаской, глядя чуть левее и ниже своего собеседника, на гигантский пылающий костёр, что он видел сквозь борт машины.
- Нет, они устраняют лишь непосредственную угрозу себе. - ответил тот, и поинтересовался. - Чуешь их?
- Вижу. - признал он.
- Как интересно... И на что это похоже?
- На огромный костёр. Скорее даже, на извержение вулкана, поскольку пылает не только город, но и что-то глубоко под ним. Словно бы, огонь идёт откуда-то снизу... или опускается вниз.
- Возможно, это то, чем они занимаются? Стремятся вглубь планеты? Именно там находится то, что им нужно, а твари служат лишь сторожевыми псами, что отгоняют нас от их раскопок?
- Если это так, то что-то мне подсказывает, что у Солнца и в самом деле может появится второй пояс астероидов... - растерянно произнёс он.
- Именно это нам и нужно предотвратить. - твердо произнес тот.
- Но как?! - воскликнул Павел. - Что мы тут можем сделать, если они со всех сторон нас превосходят?!
- Не знаю. - честно признал его собеседник. - Я полагаю, что ключом тут могут стать твои способности. Одно то, что ты можешь их видеть — станет неслабой подмогой... А там может ещё что придумаем...
- Ну ладно, - произнёс Павел, - давайте закончим урок истории. Что там дальше было?
- Тогда командование решило, что раз с наскока взять не вышло, надо начинать осаду... В том смысле, что приготовились к долгому противостоянию. В качестве базы был выбран резервный командный пункт под горой Ямантау, на южном Урале. Помимо хорошей защищенности и обширных складов, то убежище могло вместить большое количество жителей. Сейчас, к слову, там обитает более трёхсот тысяч человек.
- Ого! Это как двадцать обычных городов!
- Да, примерно так. Тогда туда переехали все военные и организовали там штаб, по противодействию противнику. Туда же свезли и все уцелевшие стратегические и военные запасы. Мы до сих пор доедаем консервы, изготовленные в прежнюю эпоху.
- И чем такая толпа народу занята? Помимо скрытного управления другими городами? И почему, кстати, скрытного?
- Понимаешь, тогда, при атаке Тулы мы увидели истинную мощь противника и не испытываем в отношении их иллюзий. Если они захотят нас уничтожить — они это сделают с лёгкостью. То, что они этого до сих пор не сделали, говорит лишь о том, что нынешнее положение дел их устраивает. Всё вот это — люди запертые в городах-крепостях, редкие караваны. Недовольства они не высказывают, занимаются своим делом, и лишь набеги тварей не дают нам окончательно расслабится. А так — всё не так плохо, как могло бы быть.
А вот заяви мы, что все эти разрозненные города являются одним государством, с армией, военной техникой и оружием, начни мы крупномасштабную войну с тварями... Кто знает, что они сделают? Некоторые считают, что, быть может, они тут добывают какие-то ресурсы. Возьмут то, что надо и улетят. Зачем их провоцировать? Я так не считаю, но и такие настроения есть.
Что же касается текущей деятельности... Помимо экономики и политики мы ещё занимаемся образованием и наукой, а так же, сохранением знаний. И знания эти не только общего порядка, вроде того, что Земля — это шар, что вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Нет, есть уйма узкоспециализированных знаний, о которых большая часть людей даже не задумывается.
Например, твоя броня. Ты знаешь, что это не просто переплавленные металлолом, а конкретный сплав, в котором помимо железа и углерода присутствую легирующие добавки? Точно не помню, четыре или пять, но в строго выверенной пропорции.
Ты знаешь, как изготовить гауссовку? Каким должно быть сечение провода в катушках? Как приготовить лак, что служит на нем изоляцией? Какой электролит в конденсаторах?
Автомобили, одежда, обувь, лекарства, светильники, рации, все привычные тебе вещи нужно как-то сделать. Без чертежей, учебников и системы образования, люди, к этому времени, уже ходили бы одетые в шкуры, вооружённые палками и камнями.
Имеющиеся научные архивы нужно не просто сохранить, но и приспособить к нашим текущим возможностям и потребностям. Например, как прокормить людей, запертых в стенах городов? Очень не простая задача. А ведь питание должно быть ещё и полноценным. А медицина? Да даже развлечения, музыка и искусство. Без этого тоже никак.
Когда ты, как наёмник, сопровождал обоз, то отвечал лишь за себя и своего напарника. Даже не за весь обоз, поскольку это забота начальника охраны. Мы же отвечаем за миллионы людей. Совсем другой уровень, знаешь ли...
- Понятно... - произнес Павел задумчиво. - Масштабные задачи. Да и ситуация с тварями, оказывается, хуже чем я думал...
- Это ты ещё не всё знаешь. - обнадёжил его собеседник.
- Вот спасибо... - буркнул он. - Но, если вы считаете, что от меня во всём этом может быть какая-то польза, то давайте попробуем поработать по третьему варианту.
- Вот и хорошо, Павел. - произнес тот. - Зови меня Сергеем Семёновичем.
- Договорились. - сказал он. - Долго ещё?
- Час с небольшим. Скоро будем на месте.