Найти тему
Михаил Никольский

"Ганшипы" над Сомали. 1

Маленький кусочек большой книги.

АС-130Н из 16-й эскадрильи специального назначения ВВС США, снимок 1988 г.
АС-130Н из 16-й эскадрильи специального назначения ВВС США, снимок 1988 г.

Самолеты АС-130 впервые появились над Сомали в январе 1991 г. «Ганшипы» обеспечивали эвакуацию сотрудников посольств и граждан иностранных государств из Могадишо.

Многолетняя война Сомали с Эфиопией завершилась поражением Сомали и привела к дестабилизации внутреннего положения. В 1990 г. правительство контролировало не более 40% территории страны. В конце декабря 1990 г. развернулись бой за столицу - Могадишо.

Первая попытка эвакуации была предпринята 4 января 1991 г. Советский и западногерманский самолеты тогда из-за огня с земли не смогли приземлиться в международном аэропорту Могадишо.

Посол США в Сомали 2 января 1991 г. направил в Вашингтон запрос, в котором указал на необходимость проведения эвакуации силовым способом – с привлечением вооруженных сил. В посольстве США в этот момент оставалось 37 сотрудников, включая самого посла. К послу США обратились с просьбой о помощи главы дипломатических представительств других стран, в том числе посол Советского Союза. Американцы не отказали, выдвинув всего одно условие: самостоятельно прибыть в комплекс зданий посольства США в Могадишо. Граждане СССР (39 человек) добирались до американского посольства под охраной полиции Сомали.

Операцию «Eastern Exit» спланировали и провели в сжатые сроки, благо американские войска находился совсем рядом – в рамках операции «Щит Пустыни» готовились к освобождению Кувейта и вторжению в Ирак.

Десантные корабли «Трентон» и «Гуам», стоявшие на якорях у побережья Омана, 2 января 1991 г. в 23.30 получили приказ идти к берегам Сомали. Уместно сделать небольшое отступление. Находившиеся в Индийском океане корабли ВМС США жили по времени «delta», которое на четыре часа обгоняло время по Гринвичу и на девять – по Вашингтону. Для вооруженных сил и госдепартамента США стандартным было принято время «zulu», по Гринвичу. Для операции «Eastern Exit» приведено время «delta».

Десантный корабль-док "Трентон" в Атлантике, 1986 г.
Десантный корабль-док "Трентон" в Атлантике, 1986 г.

На «Трентоне» выполнили посадку два вертолета СН-53 с «морскими котиками», на «Гуаме» находилось десять вертолетов СН-46. Этим вертолетам и предстояло вывозить иностранных граждан из посольства США. На земле эвакуацию должны были прикрывать доставленные вертолетами морские пехотинцы и бойцы SEAL. Поддержка с воздуха возлагалась на один АС-130Н, перелетевший в Найроби с авиабазы Кинг Фахд.

Универсальный десантный корабль "Гуам" у берегов Либерии, 1995 г.
Универсальный десантный корабль "Гуам" у берегов Либерии, 1995 г.

Столица номинально контролировалась правительственными войсками, которые вполне могли оказать сопротивление вторжению иностранных войск на территорию страны. В Могадишо и окрестностях находилось несколько боеготовых комплексов ЗРК С-75 и С-125, большое количество малокалиберной зенитной артиллерии. Правительство Сомали и его противники сходились в одном: исключали эвакуацию граждан иностранных государств при поддержке военной силы. Ранее власти Сомали угрожали нанести удар самолетами по кораблям ВМС Франции, направленным в Могадишо.

Угроза вертолетам была реальной, поэтому потребовался «ганшип».

Ночью 5 января корабли подошли к берегам Сомали на расстояние 460 морских миль. С «Трентона» в 3 ч 45 мин взлетели два СН-53Е с 60 морскими пехотинцами на борту.

СН-53Е взлетает с десантного корабля "Гуам", 1983 г.
СН-53Е взлетает с десантного корабля "Гуам", 1983 г.

На маршруте вертолеты дважды дозаправлялись от КС-130. Точно в расчетное время, в 7 ч 10 мин., вертолеты выполнили посадку у посольства США в Могадишо. Морская пехота заняла оборону по периметру посольства. Вертолеты же с большинством сотрудников и американского посольства и несколькими иностранными VIP’ами ушли на «Гуам». К этому времени корабли подошли к берегу на 360 миль. В ночь с 5 на 6 января вертолеты СН-46 в три приема вывезли из посольства еще 220 человек. Четвертый полет вертолеты СН-46 выполнили, чтобы забрать морскую пехоту и посла США. Эвакуация завершилась с посадкой на борт «Гуама» в 3 ч 34 мин. последнего СН-46.

Всего было эвакуировано 281 человек, в том числе 12 глав дипломатических миссий и 39 граждан СССР. 6 января «Трентон» и «Гуам» прибыли в Мускат, Оман. Операция прошла блестяще, однако ее разбор «за закрытыми дверями» выявил ряд упущений. Упущения были связаны, прежде всего, с действиями АС-130Н.

«Ганшип» должен был сопровождать вертолеты МН-53Е с момента их второй дозаправки от танкеров КС-130. Самолет АС-130Н в расчетное время в точку рандеву не вышел. Вертолеты самостоятельно дошли до столицы и в течение 10-15 минут кружили над ней, пока летчики сличали карту образца 1969 г. с местностью. СН-53, восстановив ориентировку, пошли к посольству. «Ганшип» отсутствовал. По дороге вертолеты напоролись на автоколонну, часть машин которой была вооружена пулеметами ДШК. К счастью для американцев, африканцы попрыгали с машин, а ведь могли открыть огонь по вертолетам. По периметру посольства скопилось от 100 до 150 вооруженных сомалийцев, здания комплекса подвергались обстрелу. «Ганшип» предназначался как раз для «разруливания» таких ситуаций. Сомалийцев у посольства разогнали вертолеты, благо на каждом имелись пулеметы.

АС-130Н появился над Могадишо уже после того, как оба МН-53Е приземлились около посольства США.

Посольство США в Могадишо, 1992 г.
Посольство США в Могадишо, 1992 г.

«Ганшип» оставался в районе патрулирования, «на станции», три часа. В районе 10 ч утра командир АС-130Н доложил в посольство по радио о необходимости дозаправки. Дозаправка планировалась от КС-10, заправщик в точку рандеву с «ганшипом» не прибыл. АС-130Н убыл в Найроби.

Отработка дозаправки в воздухе, КС-10А и АС-130Н. АС-130Н дозаправлялись от КС-10  исключительных случаях. Штатно дозаправка выполнялась от танкера КС-135.
Отработка дозаправки в воздухе, КС-10А и АС-130Н. АС-130Н дозаправлялись от КС-10 исключительных случаях. Штатно дозаправка выполнялась от танкера КС-135.

Адам Сигель «Eastern Exit: The Noncombatant Evacuation Operation (NEO) From Mogadishu, Somalia, in January 1991», Center for NAVAL Analyses, Alexandria, Virginia, October 1991:

- Примерно с 10.00 и до 24.00 АС-130Н в районе посольства отсутствовал. АС-130 представлял собой не только важнейшую наблюдательную платформу, но также единственное средство, способное поддержать эвакуацию огнем артиллерии и единственное средство, способное заставить замолчать артиллерию противника если бы она начала обстрел посольства.

Боевая работа АС-130Н в источниках, посвященным «ганшипам» описывается плюс-минус следующим образом:

- АС-130Н, прикрывая эвакуацию, оставался на станции в течение трех часов.

Не поспоришь…

Посадка в районе посольства вертолетов СН-46 первый волны намечалась на 23.00.

СН-46 на палубе десантного корабля "Гуам", 1991 г. "Гуам" вернулся в Норфолк после участия в операции "Буря в Пустыне".
СН-46 на палубе десантного корабля "Гуам", 1991 г. "Гуам" вернулся в Норфолк после участия в операции "Буря в Пустыне".

Время взлета вертолетов СН-46 с «Гуама» пришлось перенести почти на час из-за задержки с прибытием «ганшипа». Причиной переноса послужил АС-130, его экипаж. Командир экипажа АС-130Н проинформировал штаб операции о своей готовности выполнить задание, однако указал на невозможность взлета с аэродрома Найроби до истечения положенных для отдыха между полетами 12 часов. Положенные для отдыха 12 часов истекали в 1 ч 10 мин 6 января.

- Ограничения мирного времени привели к изменению графика всей операции по эвакуации.

АС-130Н, авиабаза Халбарт-Филд, США, 1985 г.
АС-130Н, авиабаза Халбарт-Филд, США, 1985 г.

«Ограничения мирного времени» почему-то не распространялись на экипажи самолетов-заправщиков КС-130 и вертолетов МН-53Е. Если действовать «по мирному времени», то они в принципе не должны были принимать участие в операции, а выполнение задания (коли уж взлетели) следовало прервать сразу после взлета МН-53Е с палубы «Трентона». Летчики двух КС-130 за полгода выполнили всего по одному сухому контакту с вертолетами, без реальной дозаправки. Из четырех летчиков вертолетов МН-53Е двое не выполняли дозаправку в воздухе более шести месяцев, один – более года, один – не выполнял вообще. Сразу после взлета на обоих вертолетах отказали радионавигационные системы OMEGA. Вертолеты к берегам Сомали вели штурманы «Трентона», но выход в точку рандеву с танкером СН-53Е могли выполнить только с помощью бортовых радионавигационных систем. К счастью, на одном вертолете удалось заставить работать резервный комплект «Омеги». Во время первой дозаправки один из вертолетов из-за порвавшейся прокладки в топливоприемнике залило топливом. Борттехник подручными средствами сумел до второй дозаправки восстановить уплотнение. Обратный полет также без приключений не обошелся – штаб операции даже рассматривал вариант с посадкой вертолетов в безлюдной местности для выполнения дозаправки на земле.

Дозаправка СН-53Е от КС-130, 1995 г.
Дозаправка СН-53Е от КС-130, 1995 г.

Действия экипажей вертолетов МН-53Е вполне заслуживают эпитета «мужественные», если не «героические». Экипаж АС-130Н действовал в строгом соответствии с инструкциями мирного времени.

Приказ отправиться в Могадишо получил экипаж другого АС-130Н, который находился в Саудовской Аравии на авиабазе Кинг Фахд. Этот самолет не мог добраться до столицы Сомали ранее 24.00. Реально же «ганшип» появился позже и не успел к прибытию в Могадишо первой волны вертолетов СН-46.

- Отсутствие огневой поддержки на начальном этапе эвакуации вертолетами СН-46 могло обернуться катастрофой в случае серьезной угрозы посольству со стороны мародеров или армии Сомали.

При выполнении третьего полета на подходе к Могадишо на вертолетах СН-46 сработала сигнализация о радиолокационном облучении. Работала РЛС комплекса С-75. Сигнализация сработала и на борту «ганшипа». ЗРК С-75 для маловысотных целей, которыми являлись вертолеты, большой опасности не представлял, зато АС-130 являлся лакомой целью. «Ганшип» ушел в сторону моря за пределы досягаемости ЗРК - из зоны, которую обязан был прикрывать.

Участие в операции «Eastern Exit» обоих АС-130Н возможно описать одним словом - отметились.

Использованы фотографии из Национального архива США.