Найти тему
ПОХОДНЫЙ ДНЕВНИК

Рассказ о велопоходе II категории сложности по Горному Алтаю. Часть 2

Начало здесь

День 4. Турбаза «Чульча» - турбаза «Эдем»

Расстояние - 28 км. Набор высот - 519 м. Сброс высот – 325 м. Высота ночевки-671 м.

И снова ясный солнечный день! Собираемся дальше в путь. Петя с Мишей после вчерашнего путешествия к Учару, выглядят несколько замученными, но, не смотря на это, улыбаются и шутят за завтраком. А на завтрак у нас вкусная кашка с сушеными овощами. На весь поход у нас запас таких блюд: каши и супы с дегидрированными овощами. Специально для похода сделали заказ у Ксении Князевой. Ей эта тема очень нравится и она с энтузиазмом и фантазией подошла к приготовлению таких походных блюд. А это очень удобно и вкусно. Вес пакетов незначительный, а рацион получается очень насыщенный. Достаточно высыпать содержимое пакета в котелок и залить водой, а потом закипятить и дать настояться. В общем, сытно позавтракав, двигаемся далее по маршруту.

-2

Долина Чулышман всё более сжимается горами с обеих сторон, а набор высоты увеличивается. День сегодня такой же жаркий, ехать тяжело. Постоянно хочется пить. По пути останавливаемся перекусить, набрать воды и искупаться в реке, чтобы охладиться. До подножия перевала совсем недалеко и мужики полны решимости штурмовать его сегодня. Но мне эта идея не нравится, так как маршрут знаю и представляю, как тяжело будет подниматься на перевал в полдень, когда солнце в самом зените, а там на 4.5 км ни единого затененного кусочка дороги. Предлагаю добраться до турбазы, пообедать и решить на месте – ехать дальше или остаться ночевать под перевалом.

Дорога вдоль р.Чулышман
Дорога вдоль р.Чулышман

На турбазе отличное кафе! Выбор блюд большой и всё очень вкусно! После такого обеда было ясно, что ехать уже дальше никто не желает. Особенно лезть по жаре в гору. К тому же, место на берегу реки чрезвычайно живописное, и не остановиться здесь на ночевку было бы просто неправильно. Мужики облюбовали беседку, где надолго засели в карточные игры. За ужином, во время обсуждения пройденной части маршрута, возникли первые споры и разногласия. Выслушала в свой адрес не самое приятное и даже промелькнуло – «место женщины – на кухне»… Ну, ладно думаю, это у них накипело, и ушла к реке уединиться, чтобы не вступать больше ни в какие дебаты. Вода так успокаивает и расслабляет… Купалась в Чулышман дольше обычного и ловила тепло солнца, уходящего за гору.

-4

День 5. Турбаза «Эдем» - пер.Кату-Ярык – с.Улаган

Расстояние - 60 км. Набор высот - 1619 м. Сброс высот – 938 м. Высота ночевки-1392 м.

-5
-6

Подъем сегодня ранний, т.к. впереди довольно крутой перевал Кату-Ярык и лучше бы его пройти в прохладе раннего утра. Позавтракали скоро, собрали снаряжение и в путь. Сразу через 700 метров от турбазы начинается набор высоты по дороге, петляющей серпантином на протяжении 4,5 км. Несколько первых метров приходится пешком вести велосипед, т.к. ехать чрезвычайно сложно – крутой уклон и каменистый грунт намного усложняют задачу. Проложен перевал в склоне горы, крутизна которого ~70% (35°). Петя делает попытку заехать в седле, но через метров 10 сдается и тоже начинает толкать велик в гору. Отрезок серпантина до первого поворота постепенно выполаживается и дальше уже можно ехать в седле. С каждым новым витком виды вокруг становятся более захватывающие!

-7

На весь подъем ушло в среднем полтора часа с короткими передышками. С вершины открываются виды на долину Чулышман, которую по преданию создал Богатырь Сартакпай, прочертив по земле указательным пальцем линию с юга на север, по которой устремила свои воды река Чулышман. Наверху, естественно, фотографируемся как только возможно! Виды потрясающие! Всех чрезвычайно переполняют эмоции, охота задержаться здесь подольше, чтобы надышаться вволю окружающей красотой!!

Кату-Яры́к (южно-алт. Кату Јарык. Кату - твёрдый, јарык - расщелина; буквально - теснина, ущелье)
Кату-Яры́к (южно-алт. Кату Јарык. Кату - твёрдый, јарык - расщелина; буквально - теснина, ущелье)

Но набор высоты продолжается и до вершины перевала ещё около 10км. Коля и Петя укатили вперед, а я также периодически торможу, чтобы подождать Михаила. На повороте с перевала припарковано много автомобилей. Здесь туристы останавливаются, чтобы полюбоваться видом на озёра Учкёль, и мы в том числе. Фотографируемся и едем дальше, так как погода начала портится, поднялся ветер. Надо было начать спускаться вниз ближе к лесу, где менее ветрено, поэтому встретившись наверху всей группой, спуск продолжили вместе.

-9

До Пазырыкских курганов идет плавный сброс высоты, чередуясь с небольшими подъемами, как качели – вверх, вниз. Вспоминаю, что 2 года назад на этом отрезке нас застала непогода – моросящий дождь и холод. На курганы смотреть совсем не хотелось, пейзажи не радовали, и совершенно не хотелось ничего фотографировать. В этот раз надо было исправить ситуацию! Своё название курганы получили по памятнику в урочище Пазырык долины реки Большой Улаган близ села Балыктыюль (Улаганский район), где экспедицией академика С.И.Руденко были в 1929 году раскопаны усыпальницы пазырыкской племенной знати.

-10

Мы перевалили последнюю горку перед поселком Балыктыюль и заехали в магазинчик, где добрали водные запасы и конечно слопали по мороженке. Основательно поесть решаем в Улагане в одном из кафе, докуда нам осталось не более 14 км. Этот отрезок дороги оказался гораздо хуже всего предыдущего пути. Гравийка, буквально, как стиральная доска плюс местами вперемешку с песком – ехать довольно сложно и потому плетёмся еле-еле. Более того – автомобилей становится ещё больше и пыли соответственно тоже. На асфальт перед самым Улаганом выехали с радостными возгласами «ура-а!» А впереди на горизонте совершенно превосходный пейзаж – «буря мглою небо кроет!»

-11

И снова Петя с Колей топят вперед. Меня впечатляют окружающие пейзажи и охота запечатлеть всё это, поэтому постоянно торможу и фотографирую, а потом кручу педали с большей интенсивностью, чтобы их нагнать.

-12

Как это нередко бывает в длительных походах, и у нас не обошлось без конфликта в коллективе. Доехав до центра, у магазина возник спор, где остановится на ночевку. Михаил устал, чувствовал себя заболевшим и настаивал на гостинице. Но по плану мы должны были проехать ещё 10км до турбазы «Алтын Казык», где можно было расположится в домиках и заказать баню. Я настояла на своем, но это повлияло на микроклимат в группе – атмосфера стала напряженной. Весь остаток дня и последующий день общение не ладилось.

После того, как отдохнули в кафе и добрали продуктовые запасы, продолжили путь по маршруту до реки Кубадру. К слову, место очень живописное и стоит того, чтобы там остаться на ночевку. Коля и Петя оценили место – им стоянка понравилась. Коля особенно впечатлился и постоянно повторял, как же тут здорово!

-13

Натура моя впечатлительная и крайне восприимчивая, что исправит только могила, не могла выкинуть из головы произошедший конфликт, и в какой-то момент нервы мои сдали, я ушла вниз по реке отсидеться и прорыдаться в волю. Помогло, знаете ли! А вечером ещё и банька – в топку все переживания, надо сегодня расслабиться и выспаться как следует. Ведь, на следующий день нам снова вкручивать в перевал.

День 6. Турбаза «Алтын Казык» - пер.Улаганский – с.Акташ - с.Чибит

Расстояние - 54 км. Набор высот - 922 м. Сброс высот – 1168 м. Высота ночевки-1135 м.

-14

Утро выдалось пасмурное. Температура воздуха сильно понизилась. Было ясно, что днем следует ожидать дождь, а может даже и снег, т.к. нам предстояло подняться на вершину Улаганского плато до высоты 2080м, где всегда достаточно прохладно. Сегодня позволили себе немного повалятся утром, т.к. заезд предыдущего дня был достаточно сложным. Эта ночь выдалась довольно прохладная, так что Петя даже немного подмерз. Вода в реке значительно остыла по сравнению со вчерашним днем и утреннее купание пришлось отменить. Выехали с турбазы около 10.30 утра довольно бодро, и ехали вместе пока не начался дождь. Пришлось укрывать вело-рюкзак, сумку с фотоаппаратом и одевать мембранную куртку и мембранные перчатки. Так как помимо того, что дождь хлестал неимоверно, так ещё и ветер задувал неслабо. Но, надо сказать вещи качественные, хорошо себя показали – не замерзла, не промокла и дискомфорта не испытывала.

-15

От реки Кубадру начинается плавный набор высоты, а выше дорога идёт вверх по ручью Сары-Ачек, по берегам которого даже в июле лежит снег. Можете себе представить насколько здесь прохладнее. Пока я фотографировала, меня догнал Михаил. На подъеме ему тяжело крутить педали, не хватает передач, и он идет пешком. Решаю ехать дальше и дождаться его уже на вершине перевала.

-16

Впереди - ни души и позади ни души, и автомобили проезжают нечасто. А вокруг лиственничный лес на фоне Курайского хребта. Я еду и представляю как должно быть здесь красиво осенью, когда пожелтеют лиственницы. В какой-нибудь ясный солнечный день лес будет сиять золотом на фоне ярко-голубого неба в обрамлении темно-синих гор, вершины которых покроются снегом!!

Подъем на Улаганский перевал
Подъем на Улаганский перевал

Постепенно набор высоты становится больше, и сам перевальный взлет выглядит как лестница с крутыми ступеньками. Часть дороги отремонтирована и имеет асфальтированное покрытие, поэтому ехать достаточно легко и взбираться по этим ступеням проще, если сравнить с тем же Кату-Ярыком. Ближе к вершине перевала дождь прекращается совсем, и погода начинает налаживаться. Дожидаемся четвертого участника группы и решаем пообедать в кафе около озера Киделю. Пока ожидали Михаила, познакомились тут же в беседке на перевале с велосипедистом с Урала. Я его заприметила ещё на турбазе «Чульча». Он, как оказалось, ехал в том же направлении, что и мы. Также ходил на водоскат Учар, но лишь с разницей в день. Ночевал он также, как и мы на Кубадру, но чуть ниже по реке, поэтому там мы не пересеклись. В общем, решили совместно посетить кафе и доехать до Акташа.

Озеро Киделю
Озеро Киделю

Спуск с перевала довольно продолжительный и очень живописный! Дорога преимущественно гравийная идет вдоль озер, а затем вдоль реки Чибитка. И не смотря на то, что я уже видела всё это два года назад, дыхание перехватывает, глаза радуются тем картинкам, которые открываются перед нами!

Спуск с Улаганского плато
Спуск с Улаганского плато

Перед поселком Акташ дорога резко сужается, сжимаемая с двух сторон высокими скалами красноватого оттенка, именуемые как «Красные ворота». Здесь я догоняю нашего нового знакомого и мы останавливаемся, чтобы пофотографировать достопримечательность.

-20

Наша группа сильно рассредоточилась. В посёлке Акташ Коля с Петей долго ждать не стали. Зашли в магазин и поехали дальше до поселка Чибит, чтобы найти хорошее место для ночевки. Договорились созвониться. В итоге, чуть дальше Чибита нашли прекрасное место у ручья Бельгибаш – маленькая турбаза с парой домиков и банькой. У хозяина этих домов недалеко ферма с разнокалиберным скотом и, видимо, он решил подзаработать ещё и в туристической сфере – начал отстраивать летние домики. К слову, количество турбаз за прошедшее время увеличилось намного. В принципе, можно было ехать без палатки и спальника, и ночевать исключительно в домиках. Мужики все втроем подписались на дом, а я пожелала ночевать в палатке. В эту ночь была гроза. Небо долго полыхало и поливало дождем, но к утру светопредставление окончательно завершилось.

ручей Бельгибаш
ручей Бельгибаш

Продолжение здесь!