Продолжение
Беспрепятственно прибыв и расположившись в ауле Алды, всего в нескольких верстах к юго-западу от крепости Грозной, мюриды продолжили призывать под свои знамена все новых сторонников, пока что на добровольной основе. Перебравшись в аул Маиртуп, отгороженный от равнины многовековыми лесами, мюриды стали действовать еще более агрессивно. Часть горской конницы совершила быстрый набег на большое чеченское селение Гудермес и, несмотря на присутствие поблизости батальона Кабардинского пехотного полка, мюриды захватили 20 мирных семей и насильно увели с собой. Следующая партия совершила нападение в район строящегося укрепления у селения Герзель-Аул и почти угнала армейский табун лошадей, но в последний момент была отбита военнослужащими Апшеронского пехотного полка. В 1840 г. военно-политическая ситуация в Чечне еще более ухудшилась, как только достигли слухи о захвате черкесами ряда российских укреплений на Северо-Западном Кавказе. Подобные известия всколыхнули все еще колеблющиеся общества равнинных селений и имам Шамиль настолько пополнил свои ряды, что посчитал возможным не пропагандировать свои идеи чеченцам, а уже приказывать им. Из селения Маиртуп последовало распоряжение во все ближайшие аулы об обязательном предоставлении в 10-дневный срок каждого третьего мужчины для похода к границам дагестанских земель.
Имам Шамиль не стал ожидать полного сбора горских партий и уже во время проведения мобилизации отправил наиба Ахверды-Магому в чеченские селения, расположенные в верховьях реки Сунжа. Для облегчения его задачи по присоединению к шариату нескольких десятков аулов и отвлечения правительственных войск, конные партии Ташав-хаджи и Шуаиб-мулла направились через Качкалыковский хребет, одновременно угрожая вторжением на Кумыкскую плоскость, к ауховцам и салатавцам, а также в низовья Терека. Во многом этот стратегический план удался и войскам пришлось разделиться, периодически гоняясь за быстрыми конными партиями мюридов. Полковник Цыклауров с батальоном пехоты и ½ сотней линейных казаков остановился в укреплении Тепли-Кичу, а генерал Н.П.Пулло расположился в укреплении Умахан-Юрт с крайне утомленными 2 батальонами пехоты, 1½ сотней линейных казаков и с 5 орудиями, готовый в любой момент проследовать к Герзель-Аулу. В результате эти воинские подразделения остались за рамками основных событий развернувшихся в западной части Малой Чечни, а генерал И.М.Лабынцев оказался лицом к лицу с главными силами мюридов.
Имея в своем распоряжении всего 7 пехотных рот, 1½ сотни линейных казаков и 2 конных орудия, он 5 апреля 1840 г. вышел из укрепления Назран навстречу наибу Ахверды-Магомы. Продвигаясь по левому берегу реки Асса и достигнув селения Шевалук, передовые разъезды увидели на противоположном берегу многочисленные партии чеченцев и карабулаков, засевших на пологих высотах. Переправившись через горную речку, линейцы без единого выстрела бросились в шашки под командованием командира Горского казачьего полка майора Ф.А.Круковского (будущий наказной атаман Кавказского Линейного казачьего войска, погиб в январе 1852 г. на реке Гойта). Поддержанные одной пехотной ротой, казаки принудили горцев быстро отступить в ближайший лес и, пройдя совсем немного, встретились с 4000 сборной партией наиба Ахверды-Магомы.
На долгие раздумывания времени не оставалось, иначе вся масса взбудораженных горцев напала бы на небольшой отряд правительственных войск. Роты Кабардинского полка бросились в штыковую атаку и прорвали вражеский центр, но ввиду свой малочисленности сами оказались под угрозой окружения. Оценив ситуацию генерал И.М.Лабынцев отправил свой последний резерв против неприятельских флангов, стремительно смял их и продолжил погоню на расстоянии нескольких километров. Следствием поражения наиба Ахверды-Магомы стало то, что он увел сторонников мюридизма в лесистые ущелья, не сумев собрать аманатов с чеченских аулов расположенных по реке Асса.
Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.