Найти тему
Православный

Раав и стены Иерихона

Раав была проституткой, жившей в кре­постной стене города Иерихона (Ис Нав 2. 15).

То, что она жила немного на отшибе, соответствовало ее роду деятельности. Можно предположить, что это позволяло ей принимать, помимо своих со­граждан, еще и проезжих чужеземцев. Именно так она приняла соглядатаев из израильского стана, посланных Иисусом Навином, что и стало прелюдией к завоеванию Ханаана.

Они, несом­ненно, могли надеяться, что среди разношерстной клиентуры не привлекут к себе внимания. Но если говорить о посетителях проститутки, прожи­вающей в столь заметном месте, то кажется, что немногое могло ускользнуть от внимания полиции царя.

Мы читаем, что об израильских соглядатаях ему было немедленно доложено (Ис Нав 2. 2), и, узнав об этом, он дает знать Рааве, что она предоставляет убежище шпионам.

По правде го­воря, неясно, зачем нужно такое предостереже­ние, если только не ввиду того, что повествова­тель хочет отметить заслугу Раавы и дать ей время спасти соглядатаев от полиции (Ис Нав 2. 4-7). Последняя не медлит нагрянуть, и Раав спасает соглядатаев хитростью. Надоумив полицию пре­следовать шпионов вне городских стен, она прячет их на террасе под снопами льна, который там сушится.

Поговорим об Иерихоне. Обширный оазис, врата Ханаана, этот город насчитывал уже боль­ше пяти тысяч лет существования на момент при­хода туда Иисуса Навина с израильским войском.

Город был окружен несколькими стенами, кото­рые преграждали путь Иисусу Навину. Миссия соглядатаев (шпионов) не уточняется. Наверное, они должны выведать что-то об обороне города. Во времена Моисея один отряд был послан в Ханаан на разведку и, вернувшись, посеял страх среди израильтян: "Там видели мы исполинов, [...] и мы были в глазах наших пред ними, как саранча" (Числ 13. 30-34). Ужас парализовал Израиль.

А теперь ситуация переворачивается. От Раавы гос­ти получают сведения не о стенах и не о войске, а о состоянии духа жителей города. Их сердце ослабело, в Иерихоне паника! "Мы слышали..." — о бедствии, поразившем Египет, и о многих дру­гих после него (Ис Нав 2. 10). У стен Иерихона есть уши, через которые в город уже проникло поражение. Парализованный Иерихон не будет обороняться.

А читатель пусть примет это к сведению: сила слова! Сила вести, провозглашающей: "Гос­подь поборает за народ Свой". Благодаря слову будет выиграна эта война. У Израиля не будет оснований много хвалиться завоеванием Ханаана. Пикантная история Раавы сменяется эпизодом иной окраски, принадлежащим к более поздней редакции: шесть дней подряд ковчег Господень под звуки труб обносят вокруг стен Иерихона, пока, наконец, на седьмой день стены не падут по одному только звуку труб и боевому кличу народа (Ис Нав 6. 1-19).

Да, у стен есть уши, и теперь их барабанная перепонка лопнула. После истории Раавы эта литургическая версия иллюстрирует то, как слово преодолевает стены, найдя в них слабое место.

Повествование продолжается. Раав, жив­шая в крепостной стене, преодолевает стену, разделяющую народы. Она просит о вхождении в союз с Израилем, и получает то, о чем просила. Она продолжит свой род среди народа Божия (Ис Нав 6. 24).

И снова к сведению читателя: любой народ созидается посредством союзов. Если бы для полной чистоты крови Израиля надо было, чтобы Авраам и Сарра были родными братом и сестрой, за такую цельность потребовалось бы заплатить цену инцеста вместо союза. Здесь, в случае Раавы, мы имеем дело с типологией, то есть с некой схемой, которая должна повторяться и расширяться.

История Раавы знаменательна. Именно такова она для повествователя, который излагает ее, начиная со 2-й главы Книги Иисуса Навина. Такова она для историка, который видит в ней куда больше, чем просто необычный факт, нарушающий монотонность. Раав — это символ массы, которую собственная маргинальность при­вела к тому, что она приобщилась к Израилю без борьбы, и хитрость которой смогла сохранить ее от истребления.

Бесспорно, Книги Иисуса Навина и Судей запечатлевают многие заклятия, сопровождающиеся истреблением хананеев (Ис Нав 6. 17, 20; 8. 2, 25-29; 10. 26 и др.). С ними контрастируют замечательные случаи союзов. Так, группа местных жителей предстает в заплатанной обуви и с сухим хлебом, чтобы создалось впечатление, что они — не хананеи, а пришли откуда-то издалека. На самом деле они прошли всего несколько километров, но Израиль распознал обман слишком поздно: союз заключен, и его уже нельзя расторгнуть (Ис Нав 9).

Когда подумаешь, что Иерусалим вплоть до времени царя Давида оставался непокоренным городом, входив­шим наряду с другими в большую мозаику ему подобных (Ис Нав 15. 63; 16.10; 17.12-13, 18; 23. 4 и др.), то понимаешь степень неисполнения обетования. Нужно было, чтобы Израиль не считал, что он по-настоящему пришел в Землю Обетованную и до конца избавился от давления других.

Завершение Книги Иисуса Навина раз­ворачивается в Сихеме, далеко от Иерихона. Иисус напоминает народу всю его историю. Между тем, обращают на себя внимание две аномалии. Исто­рия начинается с отца Авраама — Фарры. Этим обозначается близость двоюродных братьев — народов, отличных от Израиля. И, что самое главное, отношение к слушателям таково, как если бы они вплоть до этого дня никогда не заключали Завет с Господом: Синай не упоминается, и пред­полагается, что все поклоняются другим богам, часть которых почиталась еще во времена жизни в Месопотамии (Ис Нав 24. 14).

В сравнении с веду­щим войну на истребление религиозным абсолю­тизмом, который засвидетельствован некоторыми текстами, картина представляется прямо-таки противоположной. Она более соответствует дейст­вительности. 24-я глава Книги Иисуса Навина предполагает аудиторию, многосоставную в рели­гиозном и этническом отношении. Такая смешан­ность является истинной ценой укоренения в Ханаане.

Закончим разговор о Рааве. Она должна будет пометить свое окно красной веревкой (Ис Нав 2. 18), чтобы подать сигнал захватчикам. Соглядатаи воз­вратятся. На самом деле, возвратится библейская история. Матфей впишет Рааву в родословие Иисуса Христа, а Отцы Церкви увидят в ней образ языч­ников, введенных в избранничество.

Мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря... [. . . ] Когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше. Ис Нав 2. 10-11

Сказал Иисус всему народу: Так говорит Господь Бог Израилев: "За рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам. Но Я взял отца вашего Авраама..." Ис Нав 24. 2-3

Отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою, [. . . ] я и дом мой будем служить Господу. Ис Нав 24. 14-15

Любви и Мира, братья и сестры!

Храни Вас Господь!

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы увидеть больше!