Найти тему
soullaway soullaway

Любимые трилогии из видака: Зловещие мертвецы в которых вовсе нет зла

Я уже писал о том, что фильмы ужасов лично у меня вызывали и продолжают вызывать особые чувства, несколько удалённые от страха. Исключение – это Восставшие из ада, но о них я уже писал.

Однако есть ещё и такая трилогия, которая вызывает у меня не только чувства глубокой ностальгии по тем видяшным хоррорам, но и связано с чувством глубокого уважения к её создателю за то, что он умудрился сделать практически уникальное в своём роде кино. Фильм ужасов, который сразу не злой – это ж так ещё надо было бы постараться. Хотя, как не злой?! Ну даже если и злой, то весьма себе и добрый при этом.

В конце 70-ых – начале 80-ых подобные сюжеты были в кино в диковинку. Подобный хоррор жил в основном на страницах романов ужасов, комиксов и в радиопостановках. Это у них там, а у нас здесь такого вообще не было.

Визуализировать такое тогда ещё не были готовы … видимо. Сэм Рейми в этом деле оказался как бы некоторым пионером, самостоятельно написавшим и поставившим все три части. Однозначная их прелесть как трилогии в том, что они, во-первых, абсолютно точно и однозначно сюжетно взаимосвязаны, во-вторых, стилистически разные и, в-третьих, каждая последующая часть многократно бюджетной и гораздо абсурднее предыдущей.

При этом, первые две части жанрово достаточно близки: первый фильм явно классический хоррор, второй пусть и треш, но всё же тоже хоррор. Недаром в отечественном VHS мире они обычно шли на одной кассете. Атмосфера в них была весьма близка и если просмотр проходил вечер в полумраке, то трешовость второго фильма даже и не замечалась – от всех этих изгибонов тоже становилось страшно, как и от саспенса первой части.

Третья же часть – это было нечто совершенно иное, в котором от хоррора не осталось ничего, зато навалило фэнтези и … чёрной комедии. Спасибо пиратам, этот кинч всегда был на отдельной VHSке с дописанным к ней … выпуском шоу Бенни Хилла. Но и это было по-своему прекрасно и, как минимум, неповторимо. Вот лично я подобных подходов к трилогиям не видел никогда, кроме как здесь.

Если пройтись по прядку, то:

Зловещие мертвецы.

-2

Фактически это был первый большой фильм Сэма Рейми. И прям сразу успешный. Вот почему?! А потому, что успешным он стал совсем не в коммерческом смысле. Его влияние на различные пласты культуры оценивается весьма высоко – огромное количество музыкальных «последователей», невероятное число отсылок в разножанровом кинематографе, целая армия фанатов и косплей-поклонников. Но вот большого количества денег он, как бы это не было парадоксально, не принёс. Возможно дело в том, что смотрели его повсеместно не вполне легально, немножко из-под полы. Ну и тому явно благоприятствовали скандалы, сопровождающие этот фильм – больно регулярно его обвиняли в богохульстве и излишней натуральности сцен насилия. Ха! Натуральность! Посмотрите его сегодня (лучше всего на ночь) и вы будите приятно удивлены – натуральность так очень далека от реальности. После всех современных кинолент, испещрённых спецэффектами, сцены 1981 года смотрятся очень «кукольно».

Но так в чём же секрет такой славы, которая позволила продолжать съёмки всех прочих частей? Как по мне, так вся прелесть именно этой части – это безусловная театральность действа и прекрасная литературная база сценария. Последнее здесь проявляется в отличном сочетании множества культовых элементов ночного ужастика про одержимость с аппокалиптичным хоррором. Ну и конечно же целая серия очень удачных находок от режиссёра в части визуализации всего это действа. В частности, немерено впечатляли и держали в напряжении тогда и радуют сейчас пролёты камеры сквозь лес, смещения горизонта и съёмки как бы через предметы.

Зловещие Мертвецы 2: Смерть на рассвете

-3

Это великолепный фильм! Великолепная и однозначная пародия на первую часть этой трилогии. Даже так – это пародия на все фильм подобного жанра, который насыпало Голливудом за те пять-шесть лет с момента выхода первого кино. Но и самоирония здесь всё ж таки на первом месте. И вот за это особый респект Сэму. Умение посмеяться над собой же и потролить фанатов – это тоже талант особого рода.

Как я уже писал выше – его хоррорность ощущается только в том случае, если его смотреть сразу же после первой части. Достаточно подождать пару часиков после первого фильма и тогда вы будите смотреть не тот фильм. На вас обрушится нарочитый треш-хоррор в котором при всём трагизме момента вам скорее всего будет смешно, чем страшно. Но это не от нелепости грима или недоделанности бутафории. Всё это однозначный элемент жанра, вся эта нарочитость здесь естественно нарочно.

Зловещие Мертвецы 3: Армия тьмы

-4

Ну да. Это фэнтези. Третий фильм – третий жанр. А почему бы и нет?! Тем более, что тема перехода из дней сегодняшних в средние века тогда в 1992 году ещё не особо была замусолена, если вообще была. Тем более, что здесь все штампы этого уважаемого жанра не восхваляются и бережно лелеяться, а наоборот – весьма талантливо выстёбываются.

Понятное дело, что большая часть гэгов строиться по принципу «у вас меч у меня ружьё», но есть и ряд таких крутяшных чисто визуальных приколов, которые нам говорят о большом таланте людей, придумавших и сделавших всё это. Вообще, чего стоит сам образ Эша в доспехах с бензопилой и дробовиком … ух!

Справедливости ради отмечу, что это был самый коммерчески успешный фильм трилогии. Но это там, а у нас он был просто самым популярным и любимым. Не исключено, что там определяющим фактором оказалась комедийность фильма. В нашем же случае не исключено, что всему виной был … выпуск шоу Бенни Хилла))).

… и напоследок:

Если в Восставших из ада был тот самый пресловутый инфернальный кубик, то тут была своя пакость подобного рода – Некрономикон. И если с природой головоломки от Пинхеда было всё понятно и ясно – явно вымышленный элемент пусть хорошо продуманной, но всё же придуманной реальности – то вот с этой демонической книгой как-то не верилось в абсолютное появление её из ничего. Это ж книга, коих с древних времён было много. Пусть колдовская, ну так и что же?! Вот и почему же не могло быть и такой, как эта?! Из человеческой кожи писанной кровью. Опять-таки много где она встречается, в книгах там разных, фильмах. Вдруг какой-нибудь придурок таковую найдёт и нечаянно впустит демонов … интернета в те прекрасные видачные времена, само собой, не было, поэтому точно узнать факт реального существования этого фолианта не представлялось возможным. Это уже потом, гораздо позже, стало известно, что выдумал и премировал её великий и ужасный Говард Лавкрафт, всячески поощряя формирующийся вокруг неё «фон дурного правдоподобия». Ну что ж, в трилогии Сэма это всё весьма себе выглядело правдоподобно. Для кино, конечно же, но всё же.

У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.