Найти тему
Absurd police

Без фигни в октябре 2021

"Бэтмен" - Тим Бёртон, 1989 год.

Бэтмен, и в этом несомненно заслуга его создателей, не просто персонаж комикса, а давно уже фольклорный герой. Появляется ли он в песенке "Несчастного случая", на картине Васи Ложкина или в пародийном Batmetal - он свой парень, герой анекдота. Не знаю как там за бугром, но в России Летучий Мышь, однозначно, самый популярный супергерой. Среди героев американских комиксов, само собой.

И для нашего зрителя Бертоновский "Бэтмен" - однозначно канон, ибо комиксов мы не отродясь читали, и максимум чего видели, это мульт из 90-х (тоже прикольный, тот, где Джокера Люк Скайуокер озвучил).

У Бертона получилось в меру мрачно, в меру глупо и в меру смешно. Эстетически гипертрофировано, со всем этим арт-деко и закосами под 30-е. И это намного лучше бессмысленного и беспощадного пафоса от Нолана, потому что как вообще можно на серьезных щах снимать кино про мужика, который по ночам рядится летучей мышью и борется с преступностью? Да и шутки у Бертона поумнее гэгов от Марвел.

Вот например, моя любимая пошутейка из фильма. Джокер организует налет на музей. Музей, правда, странноват, совмещен с рестораном, буржуи любуются полотнами и тут же жрут. Подручные злодея начинают по всякому вандалить шедевры на стенах. Бюстик римского императора, Дэга, Рубенс - огребают все... кроме Фрэнсиса Бэкона. Его картину "Фигура с мясом" Джокер велит не трогать, она ему, видите ли, нравится. Кто в наше время вообще способен поржать над этой сценой?

Вот, собственно, та картина
Вот, собственно, та картина

Единственное, что портит фильм, на мой взгляд, так это то, что в конце Бертон Джокера убил. Сие не канонично :)

6 из 10

"Тэцуо - железный человек" - Синъя Цукамото, 1989 год.

Черно-белый, низкобюджетный, до крайности странный. О том, как у простого японского клерка сквозь тело начинают прорастать причудливые механизмы и он превращается в монстра. Тем не менее, "Тецуо - железный человек" получил статус культового фильма. Ну, среди очень узкой прослойки ценителей, сами понимаете.

Причины для этого были. В фильме нашла свое отражение одна из самых актуальных психических проблем современников, принужденных выживать в весьма нездоровом индустриальном обществе - страх перед враждебным внешним миром, перед бездушным общественным механизмом, способным лишить человека даже его последнего бастиона - телесности.

Не смотря на откровенно фантасмагорическую обстановку, переживания главного героя, довольно толково показанные, у многих зрителей вызовут чувство узнавания. Тревожность, страх преследования, агорафобия, дисморфофобия, расстройства в сфере общения, расстройства в сексуальной сфере, расстройство идентичности... это от монстра можно сбежать, а из своей головы выхода нет. По сути, под оболочкой фильма о монстре оказывается история о неврозах офисного планктона. И это вполне стандартная ситуация в японском кино, если честно.

80-е вообще были очень благодатным временем для киноискусства и для меня лично это любимый период. Человечество переживало страшный кризис, связанный с постепенным крушением двуполярного мира и воцарением мира однополярного, универсального, жуткого в своей предстоящей тотальности. Неврозы и страхи массово выливались в сценарии по которым еще можно было без особых проблем заснять странное и откровенное кино. Сейчас о такой радикальности самовыражения остается только мечтать. И остается только признать, что все то, чего боялись эти ребята, свершилось.

7 из 10

"Декодер" - Муша, 1984 год.

Этот западногерманский фильм снят группой музыкантов-индустриальщиков и деятелей андеграундной культуры. В том числе засветились музыканты Ф. М. Айнхайт и Дженезис Пи-Орридж, Кристиана Ф. - автор книги "Мы, дети со станции Зоо", писатель Уильям Берроуз, художник-авангардист Билл Райс.

Нельзя сказать, чтобы я была большим поклонником всех этих людей или их идей. Но как честные художники, они изобразили мир таким, каким увидели его. И из их мира вырос наш мир, все то, с чем нам приходится жить. Фильмы вроде "Декодера" многим вещам в нишей жизни придают историческую глубину.

Сюжет, если кратко, такой. Молодой музыкант догадывается, что в заведениях общественного питания и торговых залах магазинов проигрывают специальную музыку, оказывающую крайне пагубное влияние на людей. Музыка подавляет волю, делает людей вялыми и доступными внушению, благодаря чему они с готовностью верят каждой рекламе и потребляют любую дрянь, какую хозяева жизни захотят им продать. Парень разрабатывает особую противомузыку, нейтрализующую вредный эффект и с помощью группы маргиналов-подпольщиков принимается за дело пробуждения своих сограждан от потребительской летаргии.

"Декодер" интересный и яркий артефакт эпохи. Некоторые его идеи сейчас даже более актуальны, чем тогда. Например, о том, что информация - это богатство нового мира, и дело современных революционеров-террористов - отобрать ее у тех кто владеет ею и вернуть людям, ибо каждый имеет право знать все (и разве не появились у нас информационные террористы обнародующие секреты, ворующие интеллектуальную собственность, распространяющие данные по цифровым тропам Хо Ши Мина). Кино получилось мрачное, упадническое, антиутопичное. Это уже не революция, не борьба за светлое будущее. Это бунт, движимый слепым желанием выбраться из душного крысиного лабиринта на свободу, а дальше... гори оно все огнем.

Ну и музыка, конечно. Хорошая музыка и запоминающаяся атмосфера. В саундтреке приняли участие Soft Cell, Psychic TV, Einsturzende neubauten.

8 из 10

"Токийская полиция крови" - Ёсихиро Нисимура, 2008 год.

Если вы не смотрели японский треш, то вообще не выкупаете жанр. Большая часть этих фильмов настолько из ада, что даже я не в силах их смотреть, а почитаю себя за, в некотором роде, ценителя жанра (и да, я имею ввиду лайв-экшен адаптации манги, от которых реальная кровь из глаз хлещет). Но от "Токийской полиции крови" я получила свое маленькое извращенское удовольствие.

Этот фильм снят по оригинальному сценарию (по крайней мере я нашла такую информацию), который достаточно успешно сочетает неплохую идею, динамичную историю и лютейшую дичь. В чем-то похоже на "Робокопа". Тут история тоже начинается с приватизации полиции. Вполне предсказуемо оказывается, что частная полиция срослась с преступностью как сиамский близнец, а город захлестывает волна насилия. Главной героине предстоит разобраться во всем этом гуано и отомстить убийце отца. Кровавые сцены в ассортименте прилагаются.

Особо доставляют глумливые рекламные ролики, которые герои фильма время от времени видят в телевизоре. Такая себе едкая критика капиталистического общества. Вообще, я уже заметила, что такие вот мусорные, формально глупые и глумливые фильмы, часто оказываются честнее и умнее тех, что к большим бюджетом отрабатывают социальную повестку, превращая вязкую безвкусную жвачку даже самый интересный почин. "Токийская полиция крови" критикует современное общество достаточно толково, в основном японское, но не только. Визуальный образ адского ключа (символического выражения нечестивого намерения), открывающего человека как шкатулку, из которой высвобождаются самые низменные пороки, получился очень запоминающимся.

А кроме того это динамичное, кровавое, лютое зрелище. Японские актеры чудовищно переигрывают, но в общую стилистику кино это вписывается.

7 из 10

"Кью" - Ларри Коэн, 1982 год.

-6

Честно сказать, фильм ничем особо и не запомнился. История о южноамериканском божественном змее, терроризирующем Нью-Йорк вышла несколько вялой и понравится, наверное, только ценителям жанра. Там есть Дэвид Кэрредин (тот самый Билл, которого непременно должна убить Беатрикс Киддо), но и он особо не спасает.

Есть интересный момент, история мелкого жулика, который случайно узнав о местонахождении логова монстра, пытается вымогать из городских властей деньги за эту информацию, надеясь нажиться и прославиться на этом. Удивительно гадкий персонаж, еще и выживает в конце.

5 из 10

"Взвод" - Оливер Стоун, 1986 год.

Один из самый известных фильмов о Вьетнамской войне. Его часто обсуждают, кругом и всем советуют посмотреть. Не зря, фильм отличный. Хотя лично мне больше нравится "Цельнометаллическая оболочка". Больше люблю режиссерский метод Кубрика, чем Стоуна, чего уж. Оливер Стоун снял немало фильмов, в том числе и документальные, посвященных экспансионизму и неоколониальной политике Соединенных Штатов. С его позицией не во всем можно согласиться, но ознакомится не повредит.

А что до "Взвода"... понравился мне там один эпизод. Солдаты сидят в засаде в джунглях небольшим отрядом. Герой Чарли Шина в карауле, остальные спят. В обозначенный час, персонаж Шина будит своего сменщика (или как там оно в армии называется), а сам укладывается покимарить. Просыпаясь через какое-то время он обнаруживает, что сменщик уснул, а вьетнамцы уже в десяти шагах по кустам копошатся. Происходит боестолкновение. По завершении боя командир начинает разбираться в случившимся... и быстро подхватившийся сменщик начинает блажить, что это именно герой Шина уснул на посту. Ему верят. Ну еще бы, кто первый прокукарекал. А вообще эпизод демонстрирует отсутствие братства у солдат, они как и на гражданке, каждый за себя.

8 из 10

"Хон Гиль-Дон" - Ким Гир-Ин, Щин Сан-Ок, 1986 год.

Не смотрите, что он в бабушкином платочке, этот парень настоящий народный герой.
Не смотрите, что он в бабушкином платочке, этот парень настоящий народный герой.

Мне было крайне интересно ознакомится с фильмом из Северной Кореи. Тем более, что его дублировали и показали в Советском Союзе. Да еще и в год моего рождения. Прям звезды сошлись :)

Довольно характерная для страны победившего чучхе история. Действие происходит в далеком прошлом. Главный герой - сын чиновника и наложницы. Отец его в целом любит, брат (сын от законной супруги и наследник) тоже хороший парень, но социальное положение оставляет желать лучшего. Да и официальная жена против молодого парня и его матери строит всякие козни. В итоге оба вынуждены бежать от убийц и встречают волшебного старичка-отшельника (типичный персонаж народного фольклора в Корее, Китае и Японии), который обучает молодого Хон Гиль-Дона суперсекретному кунг-фу.

Хон Гиль-Дон борется с несправедливостью, защищает простой народ, побеждает коварных японских диверсантов-ниндзя и влюбляется в прекрасную девушку из хорошей семьи. Правда жениться ему не дают, несмотря на все заслуги перед отечеством, потому что будь ты хоть трижды национальный герой, а классовый мезальянс это большое нельзя-нельзя.

Больше всего парень убивается именно из-за того унижения человеческого достоинства, которому подвергается из-за своего происхождения, несвободы и неравенства людей. Словом мечтает о социализме с корейской спецификой, к которому и уплывает на кораблике в конце фильма.

В целом довольно милое, пусть и наивное немного кино. Кстати и снято в техническом плане весьма неплохо. Есть что-то подкупающее в непреклонности героя, не способного идти ни на какой компромисс с системой угнетения, категоричного в своих воззрениях. Никакой серой морали, только коммунизм, только хардкор!

7 из 10.

"Зебрамен" - Такаси Миике, 2004 год и "Зебрамен - 2. Атака на Зебра-Сити" - Такаси Миике, 2010 год.

кадр из фильма "Зебрамен"
кадр из фильма "Зебрамен"

Бэтмен? Супермен? Человек-паук?

Человек-зебра - вот мой герой! Он человек! И он - зебра! Он борется с пришельцами из космоса и собственными психологическими проблемами! Про такие фильмы потом сидишь и думаешь - как это вообще сумело появиться на свет? Не возьмусь за толкование сюжета, больно уж свободен этот бредовый поток.

На любителя продукт. Очень на любителя. Он трешовый, странный, с отвратительными компьютерными эффектами и ужасающей актерской игрой. Но все равно лучше любого из фильмов Марвел :-)

6 из 10

"Простите за беспокойство" - Бутс Райли, 2018 год.

кадр из фильма "Простите за беспокойство", обратите внимание на надпись на майке
кадр из фильма "Простите за беспокойство", обратите внимание на надпись на майке

Бутс Райли - американский музыкант левых взглядов и "Простите за беспокойство" его первая попытка в кино. И именно как фильм, с чисто художественной точки зрения, получилось так себе. Может потому что выбор телепродавцов (современных коммивояжеров, донимающих граждан мерзкими звонками с предложением купить очередную дрянь) в качестве борющихся за свои права пролетариев более чем сомнителен (чего уж там, эта работа в сути своей имеет обман и предполагает не самые высокие моральные устои для тех, кто за нее берется). Может потому что многие свои мысли Райли подает слишком в лоб из-за чего сюжет становится ходульным. Может потому что главный герой слишком пассивен и во власти обстоятельств, ни революционного духа, ни выраженной позиции мы от него так и не увидим.

Но есть и интересные моменты. Сама концепция бизнеса, который фактически скупает обанкротившихся людей, а потом перепродает их в качестве рабской рабочей силы другим компаниям, разве не актуально? Бутс Райли в данном случае применил логический прием ad absurdum, довел реальную ситуацию до абсурдности, чтобы ярче стала видна ее общая несостоятельность. В том же дуже ad absurdum показана деятельность СМИ в том числе и блогеров(в этом фильме показано самое омерзительное телешоу, какое мне только встречалось после "Щекотки и Царапки" из Симпсонов). Придать огласке грядные делишки компании? Так пиар плохим не бывает!

Перебрав разные варианты Бутс Райли приходит к выводу, что ненасильственные методы борьбы, такие как забастовки, разоблачение махинаций крупного бизнеса в СМИ, привлечение внимания общественности к проблемам его слабозащищенных слоев не работают. В конце фильма группа обращенных в рабство и лишенных даже человеческой внешности работяг появляется на пороге своего угнетателя с дубинками в руках. И это весьма далекоидущий вывод.

6 из 10

"Битва за Алжир" - Джилло Понтекорво, 1966 год.

Фильм Понтекорво посвящен освобождению Алжира от колониального господства Франции и снят в реалистичной, почти псевдодокументальной манере.

Два момента. Возможно мое восприятие фильма определяется исторической перспективой, но самым приятным мне персонажем в этой истории стал французский полковник, чьи десантники вызваны для борьбы с террористами. У этого человека взвешенный и трезвый взгляд на вещи. В ответ на упреки французской прессы в жестокости при подавлении бунтовщиков, в применении пыток и прочего в таком духе, когда его и его бойцов в лицо сравнивают с фашистами он отвечает, что он и многие его люди сражались во Второй Мировой в Сопротивлении и с тех пор ни делом ни мыслью идеалов той своей борьбы не предавали. В Алжире они защищают мирных граждан от террористических атак теми методами, которые единственно эффективны (и они на самом деле эффективны, чего уж там), а если это кого-то это не устраивает, то может гнев свой стоит обратить в другую сторону, к тем людям, которые санкционируют дальнейшее пребывание Франции в Алжире и не дают алжирцам той свободы, которой они так жаждят. И не поспоришь ведь.

Второй момент. Сами методы борцов за свободу Алжира, заключающиеся в проведении террористических атак против мирных жителей европейского квартала. Нападать не на чиновников и воротил бизнеса, а на беззащитных гражданских (максимум - рядовых патрульных полицейских) - весьма сомнительная с моральной точки зрения практика. Она только усиливает шовинизм и взаимную ненависть сторон. Понтекорво показывает французов шовинистами, а арабов угнетенными и в этом он не только правдив, но и самую малость пристрастен, пытаясь оправдать то, что в общем то не оправдывается. Да и исторической перспективе ничем хорошим не кончилось.

Однако, из фильма вышло прекрасное пособие по городскому терроризму.

7 из 10