- обращение внимания на этот мир, на порядок в нем, благоустройство земной жизни (конфуций говорил- «Не умея служить людям, как же можно служить духам?»)). Задача человека – не преодоление мира, а поддержание в нем порядка в его настоящем функционировании.
- ориентированность на социальные вопросы. Именно в Древнем Китае впервые в мировой культуре были поставлены вопросы о человеке в его отношении к другим людям и к государству и о методах государственного управления;
- этико центризм, т.е. любая проблема осмысливалась, прежде всего, с нравственных позиций.
- отсутствие абстрактных, умозрительных рассуждений, мистических упражнений, индивидуальное спасение не рассматривается. Отрыв также от логики и естествознания.
- тесная связь с мифологией И-цзин (Книгой перемен). Философия начинается как комментарии к И-цзин.
- этическая направленность: все оценивается с точки зрения морали.
- ретроспективность (лат., от означает - смотреть назад, оглядываться). Действие обратное, относящееся к прошлому.То есть подразумевает трансляцию традиций(«Я не создаю, а передаю» (Конфуций).
- рассмотрение мира как единого организма (Великое Небо). Мир – это равновесие двух начал: инь (женское пассивное темное начало, управляющее землей) и ян (мужское активное светлое начало, управляющее небом).
- употребление символического знака, иероглифа, гексаграммы.
Также хотелось отметить, что Традиционное мировоззрение оказало влияние и на развитие наук, в том числе медицины.
В основе древнекитайской медицины лежит идея о том, что человек есть микрокосм, который подобен макрокосмосу - Вселенной, он подчиняется тем же законам, циклам и ритмам. например, Врач обязан учитывать те влияния, которые оказывают на Землю Солнце, Луна, звезды.
Цивилизация Древнего Китая отличалась рядом особенностей:
- природно-географическая «замкнутость»;
- экономическое основание – земледелие.
- централизованное устройство государственной власти, абсолютная власть императора.
Эти особенности обусловили формирование традиционного мировоззрения.Характерными чертами которой является:
1 ) космоцентризм. Мир понимался как состояние гармонии космических сил. Китайцы выделяли несколько видов космической энергии. Важнейшая из них –ци. Это материально-духовная энергия, из которой состоит весь мир. Из материальной Ци формируются вещи и тела, из духовной – душа человека;
2) мифологический характер. Возникновение и развитие философии не отрицало традиционно-мифологической картины мира.
3) культ неба;
4) одушевление сил природы(поклонение деревьям, рекам, горам);
7) идея невмешательства человека в природные процессы.
На основе вышеупомянутых пунктов мы можем сделать вывод, что основные черты этого типа философствования проявляются в натурализме (т.е. культе природы), обращенность к прошлому (традиции), социально-нравственном характере и ориентации на авторитет.