На этой неделе мне довелось побывать на высадке самшита в горах Адыгеи, недалеко от знаменитого плато Лаго-Наки. Мероприятие одновременно и обыденное, и уникальное.
С одной стороны, высадки самшита колхидского проводятся уже не первый раз, не первый год и им особо никого не удивишь. Акции проходят регулярно, высаживают растения прямо в лесу или закладывают питомники. Но уникальность этого случая в том, что 500 саженцев решили высадить в лесу, но при этом вдали от основных “самшитников” и соответственно главного врага растения - самшитовой огневки. Собственно, по этой причине участок назван экспериментальным. Данная территория идеально подходит по климатическим и почвенным характеристикам, но самшит здесь не рос до этого.
Тут стоить напомнить, всю историю с самого начала.
В 2012 году на территории Краснодарского края впервые обнаружили самшитовую огневку, завезенную с саженцами для Олимпиады в Сочи. Тогда ее нашли на растениях, приехавших из Италии и если бы все правила были соблюдены, то насекомое вместе с саженцами на том же корабле и отправилось назад в Европу, как это часто происходит с турецкими мандаринами, но была задача удивить мир лучшей зимней и самой “зеленой” Олимпиадой и на многое закрывали глаза. Растения беспрепятственно попали на территорию России и были высажены на территории Сочи. С этого началось планомерное уничтожение этой бабочкой всех самшитов в регионе. Пару лет огневка наращивала количество, бороться с ней было некогда, Олимпиада же, все силы прошены на это. А вот как только она прошла, грянуло. Краснодарский край, Адыгея, Абхазия и так далее. Это некрупное насекомое натворило таких дел, которые даже людям не снились. Существование целого вида деревьев было поставлено под угрозу.
За несколько месяцев бабочкой был съеден памятник природы Тисо-самшитовая роща. Были уничтожены тысячи растений не только в лесу, но и во всех населенных пунктах от Сочи и Краснодара до хуторов и станиц в кубанской глубинке.
И хотя на тот момент бабочка уже несколько лет, как была у нас замечена, но сложилось ощущение, что ее никто не ждал. Ученые, чиновники и общественность, обсуждали как спасти то, что осталось, искали пути выхода, но пока это происходило, бабочка доедала, что осталось.
Была легкая надежда, что, как это обычно бывает, после резкого роста численности, будет спад, связанный с отсутствием кормовой базы с одной стороны, и появлением естественных врагов с другой. По сути, не оправдалось ни то, ни другое. Кормовой базы действительно стало мало, но только появлялись зеленые листочки на ранее обглоданных ветвях, как они тут же съедались непонятно откуда взявшейся огневкой. А врагов из местных хищников или паразитов так и не нашлось.
В итоге, спустя 10 лет ситуация почти не поменялось. Борьба с инвазивным видом идет либо вручную, либо с помощью опрыскивания биологическими препаратами, которые одобрили для применения. Но масштаб большой, везде не опрыскаешь. И в одном месте спасают, в другом самшит уже съедают. Даже в городах не успевают уследить и можно встретить изъеденные кусты прямо на центральных улицах и в парках. Но в городах можно высадить и другие растения, а вот в лесу замены самшиту нет.
И чтобы дне потерять вид в России, решили его высаживать там, где ранее не рос, а значит есть шанс, что выживет и даст хороший прирост, а там может и найдут способ борьбы с бабочкой.
Хочется верить, что так и будет, хотя даже в разговоре я организаторами проскакивает некоторая неуверенность, что это произойдет быстро.