Уважаемые читатели, друзья и посетители моего канала. Разбирая свой перестроечный архив, я обнаружил интересную публикацию газеты «Правда» за ноябрь 1992 год. Скорее всего, это редакционная статья в виде интервью с А.Собчаком, так как статья не имеет подписи. Так как со времени публикации этой статьи прошло 29 лет, она оказалась мной хорошо забыта. И с учетом прошедшего времени, с учетом последовавших затем событий 90-х, она сегодня показалась мне пророческой. И я решил познакомить с ее основным содержанием читателей своего канала. Но сначала для молодых посетителей канал напомню кратко путь А.Собчака в политику.
Анатолий Собчак – отечественный ученый-правовед, политик. Окончил Ленинградский Государственный Университет, юридический факультет. В 1968-1973 годах Собчак уже доцент юрфака родного университета. Через 12 лет, в 1985-м, Анатолий Собчак занял должность заведующего кафедрой хозяйственного права того же факультета. В период перестройки, 1989 год стал началом стремительного восхождения Собчака по карьерной лестнице. Он стал членом коммунистической партии, заседал в Верховном Совете. После избрания депутатом.его назначили главой подкомитета, который занимался вопросами хозяйственного законодательства и правопорядка. Он вошел в число тех, кто создавал Межрегиональную депутатскую группу В. С. СССР. Был ярким и острым на язык политиком, выступал за проведение демократических и рыночных реформ.
Не прошло и года, как Собчак оказался в составе Ленинградского горсовета, а спустя месяц занял место его руководителя. Победил на выборах 1991 года, и занял кресло первого мэра Ленинграда. Вскоре после этого Собчак инициировал переименование Северной столицы, и на карте вместо Ленинграда появился Санкт-Петербург. В мэрии, которую возглавлял Собчак, работали молодые специалисты, которые впоследствии заняли властные кресла в правительстве. Дмитрий Медведев при Собчаке был его доверенным лицом, так же, как и нынешний президент России — Владимир Путин. На таких же должностях трудились и Алексей Миллер, возглавивший впоследствии «Газпром», и Игорь Сечин, занимающий сейчас кресло президента «Роснефти». В первый год своей работы на своей должности Собчак развивал бурную деятельность и старался завоевать авторитет у жителей города. Он стал активным участником Движения демократических реформ, был ярым противником ГКЧП во время августовского путча в 1991 году, организовывал митинги в противодействие этому ведомству, таким образом, защитил Петербург от необходимости выполнять требования, которые выдвигало ГКЧП.
Но прошел всего год с момента распада СССР и начала рыночных реформ и в ноябре 1992 года появляется это интервью.
Прежде всего, он дает оценку политической ситуации, которая сложилась в стране к концу 1992 года. И эту оценку дает мэр Санкт-Петербурга,член Президентского Совета в Москве: «В России нет ни нормального президента, ни нормального парламента, ни нормального правительства».(!)
Он считал, что Съезд Советов РСФСР, может и должен отправить правительство Гайдара в отставку. (И это произошло уже весной 1993 года!)
Собчак считал неприемлемой избранную Ельциным и проводимую командой Гайдара политику «Шоковой терапии», по рекомендации МВФ и советников из Гарварда, которая ведет Россию в тупик, дискредитируя реформы. Эта политика, считал Собчак, была принята без глубокого анализа польского опыта, и подход к ней был циничным. «Ельцин считал, что цены после либерализации вырастут в три раза, не больше. Более осторожный Гайдар говорил, что они увеличатся в пять раз. Я их предупреждал, что цены вырастут в пятнадцать раз, и как известно, я был слишком оптимистичен». Корреспондент: Вы явно не сожалеете о крахе нынешнего правительства. Но что же произойдет потом?
( Да простит меня ДЗЕН за длинную цитату, но это необходимо для того чтобы полнее прояснить позицию Собчака.) Ответ: «Если все будет хорошо, будет избран премьер – министр из блока «Гражданский Союз» Аркадия Вольского, который стремится сохранить наш промышленный потенциал, и более восприимчив к страданиям народа. Мы уже достигли допустимого предела. Психологическое воздействие постоянного роста цен ужасно: цена на хлеб выросла с 17 копеек до 1 рубля 50 копеек, затем до 17 рублей, а потом до 25 рублей, и неизвестно, сколько он будет стоить завтра. Да, это страдание, я не преувеличиваю. Консультанты из Гарварда настаивают на том, чтобы цены на энергоносители были подняты до мирового уровня. Хорошая идея, но для реализации нужно, чтобы наша зарплата также поднялась до мирового уровня!»
Вопрос: И все же предположим, что Ельцин не захочет принести в жертву своих ближайших соратников…, или не поддержит кандидатуру «Гражданского Союза»…
Ответ: «Ельцин принесет в жертву кого угодно. Но на съезде есть очень крикливая группа псевдопатриотов и бывших партийных функционеров, которые хотели бы сокрушить все, начиная с Ельцина. Я не думаю, что эта тенденция возобладает. Но я могу и ошибиться. В этом случае псевдопатриоты совершат политическое убийство: они дадут Ельцину прекрасный повод, чтобы распустить съезд и установить авторитарный режим.»
Вопрос: Он имеет право распустить парламент? Ответ: Нет. Но депутаты также не имеют право сместить президента, избранного всеобщим голосованием. Если они это сделают, у Ельцина будут развязаны руки, чтобы парировать удар».
Вопрос: Роспуск, скорее всего, приведет к новым выборам, неужели к авторитарному режиму?
Ответ: «Если в результате схватки с президентом съезд прекратит свое существование, возникнет вакуум, и понадобится время, чтобы его заполнить его … Я боюсь, что новая Конституция станет плодом компромисса между тремя институтами власти, задействованными в конфликте, и что вместо того, чтобы положить конец этому конфликту, она его увековечит. Вместе с группой известных юристов я представлю альтернативный проект Конституции. Мы предлагаем президентское правление, но власть президента должна быть более ограничена, чем во Франции».
Что это, аналитика или пророчество? Скорее всего, это аналитика, основанная на знании «политической кухни», где начала завариваться "крутая каша". Все это он предсказал за год до сентября-октября 1993 года, за год до принятия ельцинской Конституции. Жаль, что прекрасный аналитик, теоретик, правовед, оказался слабым хозяйственником.
Народ не любил его за частые поездки за границу, его громкие банкеты с иностранными инвесторами. Таким образом, мэр хотел заполучить гуманитарную помощь для города и приток инвестиций. Из-за того, что он делал слишком большую ставку на Запад, промышленность родного города потихоньку подавлялась. Горожане высказывали мэру свое осуждение за то, что он тратит слишком много денег из городского бюджета на встречу международных делегаций и проведение увеселительных мероприятий.
Кроме того, американский еженедельник «Ньюсуик» описал Санкт Петербург, как столицу преступности, («Чикаго на Неве») и рассказал о широкомасштабной контрабанде сырья, которое провозилось через город за границу, в том числе и в страны Балтии. Со времен Собчака, название «Бандитский Петербург» уже 30 лет не сходит со страниц печати и экранов телевиденья.
Мне пришлось побывать в Санкт-Петербурге в 1992 году, я был поражен его нищетой, убогостью, пустотой полок в магазинах. Проект «Сырье в обмен на продовольствие» не сработал, или сработал в чей-то карман.
В 1995-м приверженцы Собчака предлагали ему участвовать в выборах президента, которые были намечены на 1996 год.В случае согласия участвовать в президентских выборах он должен был конкурировать с Борисом Ельциным. Анатолий Собчак наотрез отказался от этого предложения.
Он решил выдвинуться на пост мэра вторично. Главой его предвыборного штаба стал В.Путин. В 1996-м на губернаторских выборах Собчака обошел его зам, Владимир Яковлев, и ему пришлось сдать полномочия мэра города. Санкт-Петербург символизировал собой регион страны, благодаря которому в 90-х годах в России начались перемены. Одни видели в Собчаке разрушителя привычного мира, по мнению других, он стал фигурой, которая может привести страну к свободе, только с помощью революционных методов.
Осенью 1997-го Генеральная прокуратура привлекла Собчака свидетелем по уголовному расследованию о коррупции, выявленной в мэрии Петербурга. Прошло немного времени, и Собчака переквалифицировали из свидетелей в обвиняемые. Его обвинили по двум статьям – «Взятки» и «Злоупотребление должностными полномочиями».
Это привело к резкому ухудшению здоровья экс-мэра, поэтому тюремная камера отошла на второй план, его срочно госпитализировали в отделение кардиологии. Доктора диагностировали у него сердечный приступ. Вскоре Анатолий Александрович уехал в Париж, чтобы там продолжить лечение. Он оставался во Франции вплоть до 1999-го. Там же решил снова заняться научной деятельностью. Собчак выступал с лекциями в университете Сорбонны и в других учебных заведениях, стал автором двух книг и свыше трех сотен научных публикаций.
В ноябре того же года уголовное преследование Собчака прекратилось, суд не нашел достаточно доказательств по составу преступления. Он вернулся домой, и тут же объявил, что собирается снова делать политическую карьеру. В 2000 году Собчак стал доверенным лицом Владимира Путина, который тогда баллотировался в президенты России. Затем стоял во главе Политсовета демократических партий и движений Санкт-Петербурга. Поддерживая выдвижение Путина на должность президента РФ, сказал ему: «Смотри, Володя, не бронзовей». И уехал в предвыборную поездку в Калининградскую область. В городе Светлогорске, в гостинице, с ним случился сердечный приступ, и его не стало 20 февраля 2000 года.