Одной из все более востребованных в экспозиционно-выставочном пространстве отечественных музеев технологий являются роботы-аниматроники, эволюционировавшие от простых устройств, сложноустроенных механических роботов до основанных на мультимедийном синтезе театра и робототехники.
Аниматроника первоначально, с 40-х годов XX века, применялась в кинематографии (в художественном фильме «Кинг-Конг» 1933 года), мультипликации, компьютерном моделировании «для создания спецэффектов подвижных искусственных частей объекта (тела), когда необходимо создать сложный макет». Куклы управлялись микроконтроллером при помощи электромеханических приводов. В наши дни аниматроники представляют собой высокотехнологичную модель робота, запрограммированную «на все необходимые движения, включая мимику. Скелет и сервомоторы, управляющие моделью, в идеальном случае скрыты под искусственной кожей». Эта «живая» кукла может быть разных видов: робот-животное или робот — человекообразное существо. В последнем случае аниматроник носит второе название — андроид. В более усовершенствованной аниматронике используются и 3D-технологии.
«В этом варианте аниматроника присоединяют к компьютеру и управляют им с помощью специализированного программного обеспечения. Часто для этого используют программу 3D-анимации и анимируют 3D-модель профессиональные аниматоры. Нужно лишь заставить нашего человека повторять движения 3D-аниматроника».
Аниматроники становятся элементами музейных экспозиций крайне редко. «Первыми ласточками» в музейной среде стали роботы-аниматроники, разработанные для музейного центра «Наследие Чукотки». Так, в 2016 году в Центре появилась мультимедийная экспозиция «Полярная ночь», призванная раскрыть посетителям аутентичные особенности Чукотского автономного округа. Центральное место в экспозиции занимают роботы-аниматроники в виде белых медведей: «мама-медведица и папа-медведь “дышат”, двигают лапами и головой, открывают пасть и рычат, “рассказывая” об удивительном мире Арктики».
#культура #музей