Найти тему
Запретные Темы Истории

Падение первых культур: от Индии до Европы

Предыдущую публикацию по данной теме вы можете прочитать по этой ссылке.

Для того, чтобы найти эти причины, обратим свое внимание на некоторые детали происшедших событий, что попутно даст нам и возможность их датировки.

Ранее уже упоминалось, что к концу IV тысячелетия до н.э. и шумерское, и протоэламское пиктографическое письмо уже находилось в стадии распада, за которым и совершился переход к фонетическому принципу письма.

“На протяжении III тысячелетия до н. э. происходит важнейшее событие в истории письменности Междуречья. Письменные знаки начинают передавать не только значение, но и звучание слов. В шумерском языке очень много односложных слов из двух или трех знаков. Постепенно они стали слоговыми. Знак, который раньше обозначал слово, становится знаком, передающим определенный слог, и может быть использован для написания ряда слов, в которые этот слог входит”.

Аналогично и в Древнем Египте приблизительно в это же время происходит “звуковое наполнение” письменных знаков…

К этому же и чуть более раннему периоду относятся весьма значимые события, которые произошли в Европе и которые, “по традиции”, пытаются объяснить очередными миграциями.

“…вопрос о неоднократном последовательном проникновении восточноевропейских скотоводов в среду древнеземледельческих цивилизаций “Старой Европы” впервые наиболее полно был сформулирован еще во второй половине 50-х годов уходящего столетия М. Гимбутас. В последующих десятилетиях первоначальная концепция М. Гимбутас неоднократно модифицировалась, но на протяжении 70-х годов и вплоть до последних своих работ эта исследовательница последовательно и настойчиво отстаивала идею о трехкратности отмеченного процесса – концепция трех волн.
Согласно М. Гимбутас, все эти волны выступают как составляющие элементы единого, последовательно разворачивающегося во времени и пространстве процесса. Исходное звено этого процесса автор видела в носителях курганного обряда – памятниках типа Бережневки, которые генетически связывались с Хвалынской и предшествующей последней Самарской культурами Лесостепного Поволжья.
На протяжении 4400-4300 гг. до н.э. носители Бережневских памятников из волжско-прикаспийских степей распространяются на юг – в Предкавказье и на запад – в Нижнее Поднепровье, предопределяя формирование ряда промежуточных культурных образований (Средний Стог II), которые, или вместе с которыми, затем глубоко вклиниваются в ареал древнеземледельческих цивилизаций.
Согласно М. Гимбутас, эта первая миграционная волна имела характер массового военного вторжения с катастрофическими последствиями для раннеземледельческих цивилизаций, сопровождаясь, с одной стороны, полным разрушением культуры Гумельница-Караново VI-Варна, а с другой – существенными преобразованиями культуры Кукутень-Триполье, продолжившей, однако, свое дальнейшее развитие.
Вторая волна, по М. Гимбутас, приходится на период 3500-3300 гг. до н.э. Носителями этого процесса также выступают пастушеские племена с курганным обрядом погребения, но акцент здесь определенно делается на активность кавказского импульса: Куро-Аракскую культуру Закавказья и культуру Майкоп Северного Кавказа.
Следствием разворачивания этой волны, по М. Гимбутас, было распространение в южной и западной Европе технологии мышьяковистых бронз; формирование культуры типа Нижней Михайловки, а в ареале древнеземледельческих культур – полным переоформлением остаточных культурных явлений с традициями раннего земледелия и образованием комплексов типа Усатово, и далее – культуры Езеро и Баден-Вучедольского блока.
Наконец, третья волна – 3100-2900 гг. до н.э. связывается с носителями позднеямной культуры, массовая миграция которых сопровождается окончательным переоформлением Карпато-Подунавья и Балкан, содействует формированию культур воронковидных сосудов и культуры шаровидных амфор и тем самым завершается многовековой процесс индоевропеизации обществ Европейского континента” (В. Дергачев, “Два этюда в защиту миграционной концепции”).

“С наименьшими дебатами и одной из первых была воспринята идея о миграционной волне носителей позднеямной культуры (третья волна, по М. Гимбутас). …простое картографирование и хронологическое противопоставление археологических комплексов воочию демонстрировало, что с распространением степных курганных погребений комплексы предшествующих им земледельческих культур полностью прекращают свое развитие” (там же).

“Древнеевропейская и курганская культуры прямо противоположны.
Европейцы, занимавшиеся в основном земледелием, жили оседло в больших, хорошо обустроенных городах. Отсутствие фортификационных сооружений и оружия говорит о мирном характере этой эгалитарной, возможно, матрилинейной и матрилокальной цивилизации.
Курганская система состояла из патрилинейных, социально расслоенных общин, селившихся на время там, где пасся их скот. Два разных вида экономики: одна, основанная на земледелии, другая – на скотоводстве и пастушестве, – породили две противоположные идеологии.
В центре древнеевропейской системы верований лежал земледельческий цикл: рождение – смерть – возрождение, воплощенный в женском образе, образе Матери-Прародительницы. Курганская идеология, как показывает сравнительная индоевропейская мифология, воспевала мужественных, доблестных богов-воинов, повелителей сверкающих и грозовых небес.
В древнеевропейской образности оружие отсутствует; кинжал и боевой топорик – главные символы курганцев, которые, как и все известные в истории индоевропейцы славили смертоносную силу острого клинка” (М. Гимбутас)

Итак, в период с середины 5-го до рубежа 3-4 тысячелетий развитая сельскохозяйственная цивилизация просто уничтожается не только по своему укладу, но и по доминирующей идеологии. И лишь через тысячи лет после этого “жалкие осколки былого величия”, сохранившиеся и развившиеся в крито-минойскую цивилизацию, дали толчок к европейскому развитию в лице Древней Греции (правда, уже под сильнейшим влиянием финикийцев)…

Гораздо восточнее в это же время “непостижимым образом” и без видимых причин гибнет индийская культура Хараппы и Мохенджо-Даро. Гибнет без остатка…

(Заметим, что первоначальная версия гибели данной цивилизации в результате нашествия т.н. “ариев” в последнее время всерьез уже и не рассматривается, так как обнаруживает массу противоречий и с археологическими данными, и с предполагаемой датировкой такого “нашествия”.)

И именно на рубеже 3-4 тысячелетий до н.э. буквально из ничего “возникают” мощнейшие цивилизации Древнего Египта и Междуречья; обе – с полностью сформировавшейся развитой структурой экономики и общественного устройства.

Любопытно, что по сведениям того же Манефона непосредственно перед династическим правлением (т.е. ориентировочно перед 3100 г. до н.э.) Древний Египет пережил 350-летний “период хаоса”. Впрочем, уже и с этой частью “показаний” Манефона академическая наука практически согласилась…

Вполне возможно, что “чудодейственное возникновение” величественного династического Древнего Египта “из ничего” является следствием в том числе и этого самого “периода хаоса”, за названием которого скрываются некие драматические события в истории этой цивилизации, закрывшие от наших глаз более ранний период данного региона (по крайней мере пока) непроницаемым покрывалом.

Также вполне возможно, что этот “период хаоса” является составной частью единых событий, потрясших и Европу, и Индию. И также вполне возможно, что Древнее Междуречье в это же время пережило свой “период хаоса”, который создал аналогичный видимый эффект “внезапности” возникновения цивилизации Междуречья.

Более того, автор склонен соотносить с “периодом хаоса” Междуречья подавляющую часть т.н. шумерских “плачей”, донесших до нас отголоски масштабной трагедии городов данного региона (и поэтому автор умышленно употреблял термин “Междуречье” вместо “Древний Шумер”, разделяя эти два понятия), хотя значительная часть исследователей предпочитает идентифицировать эти “плачи” с гораздо более поздними событиями. Это – их право, как и право автора – иметь свою собственную точку зрения…

Итак, если опереться на данные Манефона, задающие довольно жесткие временные рамки, получается, что в период ориентировочно с 3500 по 3100 гг. до н.э. громадная территория (как минимум от Индии до Центральной Европы) подверглась воздействию неких драматических событий, а кое-где и не пережила их…

Обратимся теперь за очередной подсказкой к мифам… (А. Скляров)

Продолжение следует...

Изображение взято с сайта: https://i.imgur.com/3Tu9CrA.jpg
Изображение взято с сайта: https://i.imgur.com/3Tu9CrA.jpg

#история #культура #древние цивилизации #андрей скляров #наука #загадки истории #миграции #древний мир #древняя история #письменность

LAH.RU - Вавилонская башня - рекордсмен долгостроя (часть 2)