Найти тему
victor voronov

Три великих ханши монгольской империи.


Женщина во власти всегда привлекает внимание историков и писателей. Об этом явлении интересно искать материал, в надежде раскопать какую-нибудь интрижку и привлечь интерес читателей. И ожидания практически всегда оправдываются. Вот и история династии Чингизидов содержит очень любопытные сведения о ханшах на троне. Нынче на страницах дзена творится беспредел всего, что касаемо истории. Особливо, что касаемо татаро-монгольского ига. Недруги земли русской обвиняют жителей этой самой землицы в том, что они аж цельных триста годков пребывали в рабстве у кочевых племен. Кем были эти загадочные племена – татарами али монголами, не установлено до сих пор, но благодаря западным историкам принято считать и тех и этих.

Ещё большую путаницу в этот жизненно важный для россиян вопрос, внесли так называемые альтернативные исследователи. Назвать их историками сложно, чему есть аж цельных две причины: во-первых, нанесёшь кровную обиду официальным историкам. Уж они-то, болезные, отсидев за партой шесть лет штудировали всю древне евразийскую историю, писанную ещё на пергаментах и папирусах, а также прочли каменные скрижали для чего не поленились взбираться на пирамиду Хеопса и стерли пыль с развалин Колизея своими коленками.

А шибко шустрые исследователи никуда не лазили. Открыли в интернете сразу несколько историй разных народов, разных времён, сравнили их друг с другом и получили в результате совсем другую картину истории мира. Оказалось, что часто одни и те же события изложены в историях разных стран как-то по-своему, часто совсем с другими именами и в разное время. Вот и мы сейчас посмотрим, как преподнесли историки разных стран одни и те же исторические события. А главное попытаемся ответить на вопрос: почему многими историками и политиками Россия названа преемницей империи Чингисхана.

Практически вся территория России на карте отмечена как империя Чингисхана. Чего мы не знаем? Историю России или историю империи Чингисхана? А может это одно и то же.
Практически вся территория России на карте отмечена как империя Чингисхана. Чего мы не знаем? Историю России или историю империи Чингисхана? А может это одно и то же.

С самого начала существования монгольской империи роль женщин – представительниц рода Чингисхана была весьма значительной. Вражда между Чингисханом и меркитами не завершилась после того, как он разгромил их в отместку за похищение своей жены Борте. Один из меркитских нойонов по имени Тайр-Усун в залог мирных намерений отдал в жены Чингисхану свою дочь. Однако вскоре снова выступил против войск Чингисхана, но потерпел поражение и был убит. Одна из молодых жен Тайр-Усуна по имени Туракина попала в плен к третьему сыну Чингисхана Угедэю. «И он познал её». Причём в довольно грубой форме, завалив её под кибитку. Впрочем, в те времена жены переходили как наследство новому владельцу, захватившему замок, трон, карету, кибитку. Кстати сказать, Екатерина (первая) тоже была извлечена из-под телеги. И Владимир свою жену Рогнеду получил, переступив через убитых им её отца и братьев. И заставил её «разуть робичича», нарочно испачкав сапоги в конском навозе. Так что путь королев в мрачную пору средневековья был тернист и благоухал отнюдь не розами. Выбравшись из-под телеги и преодолев брезгливость, Туракина стала второй любимой женой Угедэя. Назовём её Туракина Вторая.

По отзывам средневековых историков, она была «весьма проницательной и способной женщиной». Некоторые исследователи даже склонны утверждать, что именно она осуществляла управление в то время, как её муж предавался опьянению. Примерно так же, как муж Екатерины II предавался пьянству с голштинскими офицерами. Так что мы смело можем сделать вывод о том, что ещё с монгольских времён повелась на Руси добрая традиция: коль жена – умница, то можно с дружками и веселию предаться питейному. Ну а после скорой кончины благоверного, Туракина II взяла власть в свои мозолистые руки. Смерть Угедэя существенно изменила расстановку политических сил в ханском семействе.

Надо сказать, что, несмотря на то, что Туракина активно участвовала в государственных делах ещё при живом муже, и даже подписывалась титулом «Великая хатун», она не была главной и единственной супругой Угедэя. Формально власть в монгольской империи в качестве регентши получила Мука-хатун, которая перешла к Угедэю после смерти Чингисхана и поэтому имела высокий статус среди жен. Именно ей подчинялись войска. Однако у неё не было детей, а Туракина родила наследника. Более энергичная Туракина, уже привыкшая к власти, не привыкла делиться ею с другой супругой. Неудивительно, что очень скоро Мука-хатун последовала за своим супругом.

Есть ли аналог подобного поведения жен-соперниц в русской истории? А как же. Не извольте сомлеваться.

Известно, что отношения между Екатериной и её супругом Петром Ульрихом не были идеальными, да что там, вообще не было никаких отношений. Тихо ненавидели друг друга и старались оказывать знаки внимания всем, кому не попадя и обязательно на глазах у всех. Петр Ульрих завел себе любовницу и друга – Елизавету Воронцову. Та хоть и не отличалась красотой, зато имела живой ум и полностью подстроилась под темперамент Петра. К тому же она дочь генерал-аншефа графа Воронцова, сестра Екатерины Дашковой и канцлера Воронцова. Так что аналогия соперничества Екатерины с Елизаветой Воронцовой схожа с борьбой Туракины со своей коллегой по супружеской кровати. Вернее, по войлочным подстилкам из верблюжьей шерсти.

О роли Туракины в политических делах Великой Монгольской империи говорит хотя бы такой факт, что она издала ряд официальных указов на разных языках, в частности на монгольском и китайском. Для издания указов на китайском языке ей помогал советник Чингисхана Елюй Чу-цай. Как вы догадались, документы эти утеряны.

Не проявляя явной склонности к той или иной религии, тем не менее, покровительствовала даосам, непосредственно взаимодействуя с высшими даосскими иерархами. И вообще старалась поддерживать ровные отношения к разным религиям «многочисленного народа монгольской империи».

Как мы все хорошо знаем, Екатерина II тоже активно занималась политической деятельностью, издала ряд указов, вела переписку со многими европейскими философами, в частности с Вольтером. И хотя была лютеранкой, но при крещении получила другое имя, так же, как и Туракина. Настоящее имя одной – Дорегене, а другой – Фике.

Свидетельством активного участия Туракины II в политических делах монгольской империи является сохранившийся до нашего времени официальный документ – указ «Великой хатун» (или по-китайски «Да Хуань-хоу», т. е. «Великая императрица»), адресованный чиновникам округа Пиньян-фу. Этот акт высечен на стеле на двух языках – китайском и монгольском. От монгольского текста остались только три строки, в которых содержалась угроза наказания за неподчинение указу. Китайский текст более содержателен; в нем содержится указание, что в случае невозможности исполнения поручения самим чиновником те же обязанности возлагаются на его жену. Получается, что Туракина II не только сама исполняла властные полномочия, но и привлекала для этого и других женщин.

Мы знаем историю правления Екатерины II лучше, чем выпускник вуза таблицу умножения, и потому помним, что и она, тоже – Великая императрица – привлекала для управления делами империи многих женщин. Что поделаешь, если все мужики были заняты войной, и сборами налогов, а мирскими делами лучше женщин не справится никто. Никто лучше женщин не знает, как с умом потратить денежные средства на нужды государственной кухни. А «кухня» она и в Монголии кухня.

Средневековые авторы единодушно считают Туракину неспособной к делам правления и обвиняют в развале государства, но ни один из них не даёт ответа на вопрос, почему она сумела так долго продержаться у власти, да ещё и расправиться со своими политическими противниками. Надо полагать, вдова Угедэя удачно пользовалась разладом в ханском семействе и умело лавировала между влиятельными придворными кланами. Кроме того, она с самого начала привлекла на свою сторону имперское чиновничество и военную верхушку, раздав множество подарков и пообещав, что все сановники сохранят свои должности.

Так же, как и Екатерина, привлёкшая на свою сторону гвардейских офицеров и щедро вознаградив их, после дворцового переворота. Чего никогда не было при Чингисхане, который не опирался на знать, а ценил личные заслуги и при нём было много военачальников из незнатных родов. Что было и при Петре III, который привлёк своих земляков из незнатных родов.

Л.Н.Гумилёв характеризует новых сановников, появившихся при регентше, как «придворную камарилью», поскольку власть в империи перешла в руки тех, кто пользовался личной благосклонностью Туракины, без учета их реальных заслуг. Любопытно, что вторым лицом в государстве стала наперсница Туракины Фатима – таджичка или персиянка, попавшая в плен к монголам. Пережив многочисленные приключения, Фатима какое-то время занималась сводничеством и каким-то образом попала в поле зрения Туракины II, стала стремительно возвышаться и, в конце концов, получила безграничную власть. Догадаться о таком возвышении не трудно, так как многие царедворцы использовали жриц постели для сбора информации о высших чиновниках.

Как мы знаем, при Екатерине II самой близкой подругой и наперсницей была Екатерина Дашкова, которая также обладала неограниченным влиянием. И при Екатерине власть была в руках незнатных по происхождению людей, зато пользовавшихся благосклонностью императрицы.

После смерти Туракины II ханом стал её нелюбимый сын Гуюк, которого она очень долго не допускала к власти. И сразу же после воцарения Гуюк хан начал расправу над фаворитами своей матери. Прежние же сановники наоборот были возвращены на свои должности. Зато особы, приближенные к императрице, были подвергнуты жестокому преследованию. В частности, Фатима, была брошена в темницу, где её держали обнаженной в цепях, не давая еды и питья, и подвергали страшным пыткам. После того, как она призналась «во всех своих преступлениях», ей отрубили руки и ноги, «зашили верхние и нижние отверстия её тела и, завернув в кошму, бросили в воду». Её гибель повлекла расправы и над всеми чиновниками, которые были назначены Туракиной по настоянию своей фаворитки.

Про Павла I обязательно рассказывать, или вы уже и так догадались? Во всяком случае, лучшая подруга Екатерины – Екатерина Дашкова, пережила не меньше различных гонений, и хоть ей не рубили руки-ноги, но её дети не радовали матушку своими «подвигами».

Любопытно, что монгольские летописцы, более позднего периода, описывают Туракину, как порочную девку, которая превратила дворец в альков, где предавалась разврату с разными возлюбленными. Но ведь и Екатерину многие обвиняли в подобных действиях.

Ещё можно долго продолжать приводить параллели между правлением Туракины и её сына Гуюка с Екатериной и её сыном Павлом, которые настолько же похожи, как два желудя с разных деревьев. Последнее соответствие, которое хотелось бы привести, то, что после Туракины правили две правительницы: Огул-Гаймиш и Сорхактани. Как вы помните, на русском престоле тоже были ещё две правительницы: Анна Леопольдовна и Елизавета. Хотя они правили раньше Екатерины. С Екатерины закончилось «женское» правление российской империи, традиция, начатая ещё со времён княгини Ольги.

Коли есть столь явное соответствие истории монгольской империи с историей русской империи, то проведём и другие сравнения.

Продолжение следует…