Найти в Дзене
ВЪ ГЛУШЬ!

Позабытые поэтессы Серебряного века. Мария Моравская. Сильная женщина-ребенок.

«Чрезвычайно талантливая особа» - так характеризовала З. Гиппиус Марию Магдалину Франческу Моравскую. Она писала стихи, умело построенные на инфантильных интонациях, капризные, сентиментальные, нежные. Их героиня – хрупкая, обиженная, беззащитная, жалеющая себя и просящая о сочувствии, женщина-ребенок. Неслучайно Моравской так хорошо удавались стихи для детей. Сборник «Апельсинные корки» она посвятила братьям и сестренкам, с которыми давно была в разлуке. На самом деле это была сильная женщина: в пятнадцать лет ушедшая из дома в самостоятельную жизнь, боровшаяся за свободу родной Польши, не раз сидевшая в пересыльной тюрьме. Поэтесса увлекалась и новым поэтическим материалом, авиацией, телеграфом, кинематографом. В 1915 году она опубликовала поэму, героиней которого была билетерша кинотеатра – «Женщина с фонариком». Апельсинные корки Горько жить мне, очень горько, — все ушли, и я один… Шебаршит мышонок в норке, я грызу, вздыхая, корки, — съел давно я апельсин. Час я плакал длинный-длин

«Чрезвычайно талантливая особа» - так характеризовала З. Гиппиус Марию Магдалину Франческу Моравскую. Она писала стихи, умело построенные на инфантильных интонациях, капризные, сентиментальные, нежные. Их героиня – хрупкая, обиженная, беззащитная, жалеющая себя и просящая о сочувствии, женщина-ребенок.

Неслучайно Моравской так хорошо удавались стихи для детей. Сборник «Апельсинные корки» она посвятила братьям и сестренкам, с которыми давно была в разлуке.

На самом деле это была сильная женщина: в пятнадцать лет ушедшая из дома в самостоятельную жизнь, боровшаяся за свободу родной Польши, не раз сидевшая в пересыльной тюрьме. Поэтесса увлекалась и новым поэтическим материалом, авиацией, телеграфом, кинематографом. В 1915 году она опубликовала поэму, героиней которого была билетерша кинотеатра – «Женщина с фонариком».

Апельсинные корки

Горько жить мне, очень горько, —
все ушли, и я один…
Шебаршит мышонок в норке,
я грызу, вздыхая, корки, —
съел давно я апельсин.
Час я плакал длинный-длинный,
не идет уже слеза.
Соком корки апельсинной
я побрызгаю глаза.
Запасусь опять слезами,
буду плакать хоть полдня, —
пусть придут, увидят сами,
как обидели меня.

Уходящие поезда

Туман мутный над городом встал
Облаком душным и нетающим.
Я пойду сегодня на вокзал,
Буду завидовать уезжающим.
Буду слушать торопливые прощанья,
Глядеть на сигналы сквозь туман
И шепотом повторять названья
Самых далеких стран!
Заблестит над рельсами зеленый сигнал,
Как яркая южная звезда…
Я пойду сегодня на вокзал
Любить уходящие поезда.

Родина

Я хочу, хочу ее любить,
Постоянней, крепче, беззаветней.
Хочу быть травою многолетней,
Корни в землю глубоко пустить,
Север милый верно полюбить.
Не томиться ожиданием отъезда,
Чужой Индии песен не слагать.
В раздумье у вокзального подъезда
Никогда больше не стоять!
Кто не связан с родимою землею,
Кто из нас до последнего свободен?
Всей моей бродяжною душою,
Всей моей измученной душою
Я хочу, хочу иметь Родину!

***

Истории канала "ВЪ ГЛУШЬ!" про жизнь русской провинции собирают и рассказывают два партнерских культурных проекта - "Дом Франка в Саратове " и "Яков Тейтель в Саратове". Ставьте лайки и подписываетесь на канал, чтобы еще развлечься забавными короткими историями.