50 лет назад вышел безымянный четвертый альбом Led Zeppelin, в просторечии известный как Led Zeppelin IV, который закрепил ЛЗ на вершине лучших групп рока на долгие годы. Они возглавили высшую лигу современной рок-музыки и для многих возглавляют ее сейчас.
Все, что сделало Led Zeppelin одной из величайших групп в истории, было собрано в восьми треках этого альбома. Хэви-метал, фолк, классический рок-н-ролл и блюз - все различные жанры группы были объединены в этих песнях. В сочетании с более глубокими экспериментами с точки зрения структуры и техники записи, материал предлагал беспрецедентную динамику в музыке того времени.
Альбом был записан в Хедли-Грейндж, в заброшенном викторианском здании в Восточном Хэмпшире, с мобильной студией Rolling Stones, которую они использовали для записи этого альбома. Именно там Роберт Плант, Джимми Пейдж, Джон Пол Джонс и Джон Бонэм и создали свое самое амбициозное творение в карьере.
Выпущенный 8 ноября 1971 года, Led Zeppelin IV станет самым продаваемым альбомом в истории группы, с более чем 35 миллионами проданных копий по всему миру. Успех у критиков и коммерческий успех остается самым значительным среди альбомов группы, признанным одним из истинных шедевров рока в мире.
Ниже предлагаю рассмотреть каждую песню в отдельности, как бы пошаговая инструкция к четвертому альбому группы, в которой вряд ли нуждаются истинные поклонники группы, известные своим непримиримым отношением к тем, кто не согласен с их "единственно верным мнением" и не допускающим хотя бы намека на критику, ставящую величие группы под сомнение. Ну а те, вдруг сюда забегут и такие, кто еще не слышал этого альбома, возможно почерпнут что-нибудь из этой статьи, или мое описание песен поможет им в восприятии этого, бесспорно, великого творения группы.
Black Dog
Вступительный трек на Led Zeppelin IV был построен вокруг сложного риффа, написанного басистом группы Джоном Полом Джонсом. “Я хотел попробовать громкий хард-электро-блюз с мощной басовой партией, но это было непросто исполнить”, - вспоминал Джонс. “Особенно сложной оказалась партия для барабанщика Джона Бонэма, которому было поручено создать основной ритм для поддержки динамичного риффа песни. Характерные завывания Роберта Планта связали трек воедино". Или, как однажды выразился Роберт, его вокал вытащил “Черную собаку” “из гитарного риффа и превратил ее в музыкальное произведение — четко структурированное и более продуманное, чем та рабочая версия, которая получалась у нас в период записи. Именно вокал Планта дал нам возможность ее играть на концертах”.
““Rock and Roll”
Все четверо участников Led Zeppelin преданно ценили американскую музыку, больше всех им нравился Литтл Ричард. Во время записи песни “Four Sticks” для Led Zeppelin IV участники группы столкнулись с трудностями. В попытке немного перестроить ритм Бонэм начал играть импровизированную версию песни Литтла Ричарда “Keep A-Knockin'”. Вскоре к нему присоединился Пейдж, а затем уже и остальные участники группы. Каждый музыкант добавлял музыкальные идеи в этот импровизированный джем. Быстро стало ясно, что у них получается что-то особенное. Быстро добавляется текст песни, и вдохновленные пионером рок-н-ролла 50-х годов, и с помощью клавишника Rolling Stones Иэна Стюарта они завершают запись, добавив дополнительные слои с буги-вуги, и результат нам теперь известен- так появился один из самых знаковых треков Led Zeppelin на этом альбоме.
“The Battle of Evermore”
Третий трек на альбоме представлял единственный вокальный дуэт в репертуаре Led Zeppelin. В “Battle Of Evermore” участвовала певица и автор песен Сэнди Денни из Fairport Convention, которая составила дуэт с Плантом, но песня изначально не планировалась такой, какой она в итоге получилась. Когда Плант задумал эту эпическую мелодию о борьбе добра со злом, он сначала представлял, как будет петь обе вокальные партии. Но, учитывая различную природу каждого из текстов, идея не сработала. Плант признал, что вокал "не звучал правильно ни в одном голосе, ни в одной тональности", и в конечном итоге пригласил Денни, чтобы придать песне более четкую динамику. В музыкальном плане трек поддерживали сложные партии мандолины Пейджа, хотя он никогда раньше не брал в руки этот инструмент.
“Stairway to Heaven”
Она стала одной из самых знаковых песен в истории рока, и хотя Led Zeppelin и представить себе не могли, насколько впечатляющей станет “Stairway To Heaven”, они, по их общему признанию, изначально замышляли создать что-то эпическое. "Идея состояла в том, чтобы создать песню, которая на самом деле менялась бы по мере исполнения от начала к концу", - объяснил Пейдж, отметив, что в песне задумывалось несколько частей как в традиционной классической пьесе, со сменой ритма, со сменой темпа, со сменой настроения. Пейдж:" Повествование разворачивается одновременно вместе с инструментами, а барабаны будут появляться позже по мере продвижения песни к финалу, и в середине будет кульминация еще одной части - это гитарное соло. Все повествование будет движением к нему, и импульс будет разворачиваться по мере ускорения темпа”. Все эти годы с момента выхода на альбоме, “Stairway To Heaven” занимает постоянное место в поп-культуре, появляясь в телешоу и спортивных программах и даже пережив обвинения в скрытых сатанинских посланиях. Это не только одна из лучших песен Лед Зепп, но и одна из лучших в рок-музыке вообще. Правда, со временем, авторы песни Пейдж и Плант несколько изменили свое мнение о ней, и не считают ее лучшей в репертуаре группы, хотя оба отмечают ее великолепное построение.
“Misty Mountain Hop”
Трек был вдохновлен реальным протестом, который состоялся в лондонском Гайд-парке в июле 1968 года, где толпа собралась в поддержку легализации марихуаны. Плант был уверен, что все почувствуют в тексте влияние его любимого автора Дж. Толкиена. Однако эта песня была названа одним критиком как "устаревшая тарабарщина детей цветов (о хиппи)", мнение, на которое Плант очень обиделся. "Сутью всей песни было стремление к миру и спокойствию, я описывал идиллическую обстановку, которую я ощущал вокруг себя", - сказал певец журналу Rolling Stone в 1975 году. "Это все, что кто-либо когда-либо может хотеть. Как это могло быть "устаревшей тарабарщиной "детей цветов"? Если это так, то я бы хотел быть таким "ребенком цветов".
“Four Sticks”
Еще одна песня, которая оказалась трудной в написании из-за сложности ее изменяющейся мелодии, “Four Sticks”, стилистически "растянула" возможности Led Zeppelin и показала безграничность их таланта. Смешивая восточные влияния и никогда ранее не использовавшиеся игровые техники, группа создала один из своих самых отличительных треков. Тем не менее, момент окончательного прорыва наступил не в студии, а в аудитории совершенно не предназначенной для выступления Лед Зепп: широко разрекламированное барабанное соревнование (или битва, как сейчас говорят) между Джинджером Бейкером и легендой джаза Элвином Джонсом. Бонэм посетил это мероприятие и зачарованно наблюдал за этим соревнованием. Он был вдохновлен тем, чему он стал свидетелем. На следующий день Бонэм пришел в студию, взял два набора барабанных палочек — у песни тогда еще не было даже рабочего названия, хотя Пейдж говорил о Two Sticks. Вдохновленный услышанным и увиденным Бонэм приступил к записи своей захватывающей дух партии. В честь этого и назвали песню Four Sticks.
“Going to California”
"Когда ты влюблен в Джони Митчелл, тебе хочется время от времени об этом говорить". Вот как Роберт Плант подытожил вдохновение для “Going To California”. В то время как музыка Led Zeppelin была далека от стиля фолк-рока Митчелл, Плант и Пейдж были откровенными поклонниками певицы. Тем не менее, Led Zeppelin не были тепло приняты зрителями, когда они посетили Золотой штат. Их опыт "изгоев фолк-рока" в сочетании с собственными воспоминаниями Планта о том, как он “изо всех сил пытался найти себя посреди всего безумия тогдашней Калифорнии”, также внес свой вклад в эту песню.
“When the Levee Breaks”
Последняя песня на альбоме “When the Levee Breaks", была первоначально написана еще в 1929 году, описывающая Великое наводнение на Миссисипи, и записана была исполнителями delta blues Канзасом Джо Маккоем и Мемфис Минни. Led Zeppelin почувствовали близость к этой песне и основываясь на оригинальной композиции, Плант добавил новый текст, а Бонэм записал свои барабаны в коридоре, чтобы создать именно ту атмосферу, которую он хотел, создавая опьяняющий транс. "Если вы замедляете темп песни, это заставляет ее звучать намного гуще", - позже объяснил Пейдж. Насыщенное звучание трека помогло ему закрепиться среди лучших произведений группы.
=========================
Наверное рассказ о песнях четвертого альбома был бы неполным, если не упомянуть те песни, которые были написаны в то же время, но в альбом не вошли. Обычно исполнители записывают больше песен, чем те, которые попадают в их альбомы. По мере того, как идет работа над песнями, делаются дубли, какой-то материал частенько отправляется в архив, и, возможно, о нем больше никогда никто не вспомнит. Разве, что после распада группы, или после смерти музыкантов, или для коллекционеров, которые не могут поверить, что время безжалостно ко всем, и они готовы слушать каждую ноту своих любимых музыкантов. Но с "остатками" от четвертого альбома Led Zeppelin произошло не так.
Это было самое плодовитое время для Лед Зепп. В Хедли-Грейндж они уже записали большую часть Led Zeppelin III. И сельская, непринужденная (хотя и несколько заплесневелая и обветшалая) обстановка способствовала такой эффективной производительности.
"Мы все жили в одном доме, - вспоминал Джимми Пейдж, - и ели, спали, сочиняли музыку и записывали музыку - возможно, в нашей музыке тоже была какая-то еда. У нас была такая рабочая договоренность - когда мы были все вместе, значит мы вместе везде. И наши возможности из-за этого были действительно безграничны".
В своих мемуарах давний менеджер Zeppelin Ричард Коул отметил, что "в доме было уютно, что позволило группе расслабиться и дать волю своей творческой энергии". Результатом стал один из самых любимых всеми альбомов в истории рока, но восемь треков альбома не были всем тем, над чем Led Zeppelin работали в первые дни 1971 года. Отрывки с сессий никуда не исчезли из коллективных воспоминаний группы и в конечном итоге нашли пристанище в будущих релизах. Итак взглянем на "остатки", которые сладки, от четвертого альбома.
"No Quarter"
Ранняя версия "No Quarter", эпической поэмы, похожей на панихиду, появилась на следующем альбоме группы, "Houses Of The Holy", но была написана в то же время, и не прошла "проверку" для четвертого альбома. Неясно точно, как далеко продвинулся Led Zepp с песней в то время, но бутлег-записи показывают, что версия, записанная в Хедли-Грейндж, была ярче и быстрее, почти с каденцией самбы, но без текста, поскольку Роберт Плант добавил его к инструментальной аранжировке позже. Rolling Stone раскритиковал выпущенное исполнение (а также и "Rain Song" ) как "затянутое", умышленно придуманное Полом Джонсом, чтобы показать возможности своего нового меллотрона и синтезатора".
"Down by the Seaside"
"Down by the Seaside" - была первой, записанной в то время, которая в конечном итоге появилась на Physical Graffiti в 1975 году после того, как Led Zeppelin решили дебютировать на своем собственном лейбле Swan Song Records, выпустив двойной альбом. Песня была написана в поместье Брон-Ир-Аэр, Уэльс, и позже дописана в Хедли-Грейндж в качестве акустического трека, который прозвучал бы неуместно на Led Zeppelin III из-за гнусавого вокала Планта, который также играл еще и на гитаре. Группа дописала песню для Physical Graffiti, добавив барабаны и фортепиано, а также электрогитару. Плант однажды вспомнил, что "все засмеялись, когда я предложил включить ”Down by the Seaside" в более поздний альбом". Интересно, что Led Zeppelin никогда не исполняли эту и две другие песни, написанные в период работы над четвертым альбомом, на своих концертах.
"Night Flight"
"Ночной полет" вышел на четвертой стороне Physical Graffiti, с Джонсом, который получил одобрение на написание песен за то, что играл на органе, а также на басу, и Пейдж подключил свою гитару через его новый Leslie organ speaker. Есть бутлегерские записи группы, опробовавшей песню во время саундчека 1975 года, и, как говорят, неизданная версия с большим количеством бэк-вокала все еще находится в хранилищах Led Zeppelin (я не нашел эти варианты записей).
"Boogie With Stu"
Когда тур-менеджер Rolling Stones и пианист Иэн Стюарт пришел посмотреть, как идут дела в Хедли-Грейндж, где Led Zeppelin использовали мобильную студию звукозаписи Stones, он сел за установку, чтобы немного постучать на "Rock'n'Roll". А потом еще - первоначально данная работа имела название "Sloppy Drunk,"(Грязный пьянчужка). Позже "Boogie With Stu"" станет энергичным джемом с текстами, основанными на хите Ричи Валенса "Ooh My Head". (Покойный Валенс был позже признан соавтором в этой песне, и его родственники подали в суд на Led Zeppelin в 1979 году из-за гонораров.) Джимми Пейдж, который играл на мандолине на треке, наложил гитарное соло для версии на Physical Graffiti. Неиспользованный микс 1971 года на Sunset Sound Studios в Лос-Анджелесе включен в качестве бонус-трека в подарочное издание Physical Graffiti 2015 года. Вот он ниже.
Сейчас каждая нотка великих музыкантов имеет значение и ценится на вес золота. Но тогда музыканты по той или иной причине выбирали те произведения, которые мы сейчас слушаем на их альбомах и получаем наслаждение. Вот уже пятьдесят лет...и будем продолжать это делать.
Всем огромное спасибо за ваше постоянное внимание.