Владимир – родина Левитана и братьев Столетовых, край соборов и славянского зодчества, развитый региональный центр и просто-напросто живописное место. Мало кто догадывается, что когда-то наши края были популярны среди отечественных джазменов. Энергичная музыка, рожденная в кабаках Нового Орлеана, зиждется на дерзких ритмах и импровизации. Это направление прошло долгий путь от низин Миссисипи до центра Европы, а потом извилистым ручейком заплыло прямиком в Клязьму. Чем же объясняется феномен «владимирского джаза»? И как так получилось, что «черную» заморскую музыку так долго не признавали в Стране советов. На все ответит и обо всем расскажет новостной портала Daily Graf.
В Россию, а точнее в молодой Советский Союз джаз проник в тот момент, когда рупор коммунистической партии еще не успел затрубить на полную мощность. Это потом, в сталинскую эру, появится знаменитый афоризм: «От саксофона до финского ножа – один шаг». А сейчас мы перемещаемся в бурные 20-е – время, когда СССР был опьянен идеями интернационализма и охотно знакомил пролетариат с культурой дружеских народов. В случае с джазом речь идет об угнетенных афроамериканцах, до 2-й половины XIX века обитавших в США на правах рабов.
На заре нового государства Вождь и Его приближенные за музыку заморскую к ногтю не прижимали, а лишь грозились пальчиком и просили сильно не увлекаться. Тогда на сцену вышел Валентин Парнах – переводчик, поэт, хореограф и путешественник, впервые услышавший джазовые мотивы в кафе где-то в парижском Монмартре. В 1921 году Парнах пришел в Центральный техникум театрального искусства (ныне ГИТИС), показал тамошним преподавателям привезенные из-за рубежа джазовые инструменты и спустя месяц репетиций дал дебютный концерт. Он вещал от имени коллектива с говорящим названием «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха».
«Пионером советского джаза» восхищались и студенты столичных музучилищ, и влиятельные театралы, как, например, Всеволод Мейерхольд. Артистам разрешали выступать вживую, однако к записи грампластинок и тем более к выступлению в радиоэфире. Как ни крути, а музыку, которую слушают капиталисты, порядочным советским людям нужно подавать в строго дозированном порядке.
Одним из первых нарушить жесткие запреты на появление джаза в радиоприемниках удалось Александру Цфасману, руководителю оркестра «АМА-джаз». Золотой медалист Московской консерватории, пианист-виртуоз и уважаемый в академических кругах профессионал, он совмещал шальные фокстроты и чарльстон с гармоничными «механизмами» Дмитрия Шостаковича и Ференца Листа. В 1928 году его бэнд записал пластинку «Аллилуйя», даже выступил в эфире, после чего вся страна запела строки: «Так значит завтра, на том же месте, в тот же час».
В начале 1930-х на эстраду прорвался Леонид Утесов – некогда студент коммерческого училища, а ныне голосистый певец, воспитанный иностранным мюзик-холлом и вдохновленный выступлениями оркестра Тэда Льюиса в Париже. Комбинированный жанр, изобретенный Утесовым, получил название «теа-джаз». Как несложно догадаться, складывается путем сложения «театра» и «джаза»: красочное сценическое кривлянье, в котором объединяются традиции петербургской оперетты и негритянского звучания мастеров из Канзас-Сити.
Однако всенародную популярность артист приобрел после выхода на большие экраны фильма «Веселые ребята» Григория Александрова в 1934-м. Тучный маэстро Леонид сыграл там роль Кости Потехина и исполнял заводные песенки про «разгорелся наш утюг» под музыку Исаака Дунаевского. Их тандем зачесал под одну гребенку джаз и российский фолк, стихи советских поэтов и бешеные ритмы Дюка Эллингтона.
Период «песенного джаза» продолжился вплоть до начала Великой отечественной. Тогда, по объективным причинам, было не до свинга, хотя тот же Цфасман писал воодушевляющие композиции для фронта, прибегая к элементам джаза. А 9 мая 1945 года Утесов вместе с оркестром выступал на площади Свердлова в Москве честь Дня Победы. С гастролями по Москве и Ленинграду начали ездить ансамбли Иосифа Вайнштейна и Бориса Фрумкина, по Дальнему Востоку курсировал оркестр Эдди Рознера и Олега Лундстрема, а клубный джаз, продвигаемый в массы силами Виктора Фридмана и Игоря Бриля, все меньше и меньше воспринимался как нечто экзотическое.
Джаз обрел второе дыхание с приходом «оттепели», когда политическое давление на «творца» в Союзе значительно снизилось. Даже несмотря на то, что на государственном уровне джаз все еще считали изобретением идеологического противника, призванным разложить советскую молодежь. Просто взять и задавить его никто не решался. Какое-то время слово «джаз» запрещали к употреблению в СМИ, зарубежные пластинки, купленные у фарцовщиков, конфисковывали, а так называемых «стиляг», что копировали внешний вид американских студентов, преследовали и подводили под статью. Впрочем, на полулегальном положении этот жанр все-таки функционировал, а при Никите Хрущеве наших джазменов даже отправляли на международные фестивали.
С чего же начался джаз на владимирской стороне? Старожилы Владимирского музыкального колледжа утверждают, что в середине 50-х в город невесть как попал финский саксофонист Лео Алтонен. Он собрал мощный биг-бэнд из экс-участников военных оркестров и выходцев из музыкального училища, среди которых числились ударник Юрий Воронов, пианист Николай Пахомов и скрипач Юрий Крылов.
Новоиспеченный ансамбль исправно гастролировал по региону, однако за пределы Владимирской области выбирался редко и был, скорее, местечковой достопримечательностью, нежели народным достоянием. Но уже в конце 80-х во Владимир перебирается дирижер Николай Грунский, только-только закончивший «гнесинку». Он подружился с уже знакомыми нам Крыловым и Пахомовым, после чего их трио настояло на создании отделения «Музыкальное искусство эстрады» все в том же музыкальном училище.
Они прививали молодым дарованиям любовь к джазу и техничному исполнению. С их же подачи после окончательного падения «железного занавеса» в 90-х во Владимире стали организовывать фестивали джазовой музыки. Они стремились очертить на сцене Областного дворца культуры эдакую джазовую карту страны, собирая под одной крышей земляков и приезжих, сибиряков и кубанцев, россиян и иностранцев с громкими именами. Долгие годы жители Владимира становились свидетелями столпотворения наций и аккордов, столичной маститости и провинциального гонора, импровизации забавы ради и многосложных джем-сэйшенов, глядя на которые зрители натурально обливались потом.
К сожалению, с приходом нулевых джазовые композиции стали звучать в нашем городе все реже. Профессионалы разъехались по другим областям или подались в мегаполисы, забросив возделывание почвы владимирского джаза. Одним из немногих наследников «владимирской джазовой школы» стал коллектив JiveMusic, созданный на базе музыкального колледжа уже после 2010-го – в тот год на базе учебного заведения реорганизовали некоторые кафедры и запустили программу «Музыкальное искусство эстрады, эстрадно-джазовый вокал». Состав JiveMusic обновляется постоянно, от выпуска к выпуску передавая традиции исполнения буйной музыки луизианских улиц на улицах центральной России.
Впрочем, даже сегодня в наших земля частенько проводятся съезды джазовых исполнителей. Редко, что называется, но метко. В честь векового юбилея российского джаза (помните про тот, как Парнах основал свой бэнд в 1921-м?) весь октябрь в регионе гремел проект GRAND JAZZ, в котором участвовал коллектив лауреата «Грэмми» Алекса Сипягина. В начале ноября прогремела «Джазовая провинция», к которой привлекли российско-британское объединение «Винцкевич-Кершоу трио». Периодически гремят мероприятия на манер шоу «ДЖАЗ-ГРОМ», которым руководит Сергей Жилин, или проводимый за счет Росконцерта и Московской филармонии фестиваль «Музыкальная экспедиция».
Джаз – это мы сами в наши лучшие часы. Джаз – это наука, лишенная сухого академического языка, и рев души, который понятен на всех языках мира. Мы будем наедятся, что в будущем Владимир сможет наверстать упущенное и когда-нибудь вернет себя статус джазового плацдарма страны. А пока, лучше не будем загадывать, и будет полагаться на экспромт, как это делали все великие джазмены прошлого.
А ещё у нас есть много интересного тут:
Сайт 👨💻: www.dailygraf.ru
Telegram 📱: https://t.me/DailyGraff
Instagram 📸: https://www.instagram.com/invites/contact/?i=15tzcx672e66s&utm_content=kzrw94m