Обычно начинающим авторам советуют почитать "Тысячеликого героя" или "Путь писателя", чтобы открылась восьмая чакра и снизошло понимание, как работает сюжет. Что ж... эта книга из того же эшелона.
"От идеи до злодея. Учимся создавать истории вместе с Pixar"
Автор - Дин Мовшовиц
Большой плюс "От идеи до злодея" - доступная подача материала и, конечно же, обилие примеров, которыми автор подтверждает теоретические изыскания. Если вы любите мультфильмы студии Pixar, то именно благодаря примерам вам будет легко разобраться в секретах сторителлинга и понять, как сделать историю глубже и эмоциональнее.
У книги два минуса, на мой взгляд:
1. Боюсь, чтобы понять примеры и выкладки с анализом произведений, которыми изобилует книга, надо с этими произведениями ознакомиться. Да, всё очень тесно завязано на работах студии. Мне как человеку, хорошо знакомому с мультфильмами Pixar и искренне их любящему, было комфортно и интересно. Но если вы не готовы отсмотреть все их работы с 1995 (первая "История игрушек") по 2015 год ("Головоломка") - то останется довольствоваться голой теорией, которой тут не так много и она не то чтобы оригинальна.
2. Учитывается только опыт Pixar и их рецепт написания историй. Полезные советы есть, бесспорно, но это не универсальный учебник "как научиться придумывать истории".
Кому можно посоветовать эту книгу: тем, кто пишет и хочет научиться лучше понимать, как работают истории, где львиная доля внимания уделена трансформации героев. Ну, и фанатам студии, конечно же.
Самый ценный совет
В книге есть глава, посвященная тому, как вызвать эмпатию к персонажу. Пожалуй, это самая конкретная и интересная часть в этом учебнике.
Условно Дин Мовшовиц выделил три уровня симпатии:
- первый – самый поверхностный – когда нам кто-то нравится за привлекательность и харизму;
- второй – симпатия благодаря личностным характеристикам; например, это то, за что вы любите своих друзей: с ними весело, интересно, они в чем-то талантливы и вы разделяете их страсть/хобби;
- третий уровень симпатии – когда вы кого-то узнали по-настоящему и открыли, что рядом с вами – уникальный человек, ваш лучший друг, близкий вам по духу и ценностным ориентирам; на этом уровне симпатии достигается максимальное взаимопонимание, и мы готовы простить этому человеку его слабости и недостатки, когда понимаем их причины и мотивы.
Именно на последнем уровне мы оказываемся вовлечены в мир другого человека настолько, что его победы и поражения воспринимаем, как свои собственные. Это и называется эмпатией.
📌 Эмпатия – узнавание себя в ком-то другом благодаря знакомству с его характером и жизненным опытом.
Позволяя читателю или зрителю заглянуть в мир вашего персонажа так, словно это их самый близкий друг, вы вызываете у них эмпатию. Они начинают идентифицировать себя с героем, сопереживать ему.
📌 Чем глубже проработка третьего уровня – тем ярче эмоциональный опыт, который получает читатель/зритель.
Как выразить внутренний мир персонажа? Один из способов – показать, чего герой хочет, о чем мечтает. И не забыть показать, почему он этого хочет и вопреки чему.
Другой способ вызвать эмпатию у зрителей – герой попадает в беду или теряет что-то важное. Только помните: никому в здравом уме не нравится просто смотреть на страдания, поэтому чтобы вызвать эмпатию, персонаж должен прикладывать силы, дабы выбраться из трудной ситуации.
Герой имеет право сдаться, только если он перепробовал все доступные (на данный момент) ему средства. Иначе он не герой. Когда вариантов действительно не осталось – тогда можно опустить руки. Но лишь за тем, чтобы взять передышку и придумать что-то новое и неожиданное.
#советы писателям #авторам #книги для писателей #как писать книги #pixar #от идеи до злодея #эмпатия #сопереживание