Автор Владимир К.
Здравствуйте драгоценные. Вот захотелось мне, что то, рассказать о своих ощущениях, при посещении нескольких интересных мест Калужской области. Как ни странно это монастыри. Заранее прошу прощения у особо непримиримых граждан, но писать буду так, как видел и мне виделось. Итак, поехали в Козельск. Поездку конечно предварил изучением материала про эти жемчужины православного мира, и уже тогда был удивлен их близостью, не географической конечно.
Первым был Шамординский женский монастырь, полное название его: Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь. Основан в 1884 году. Причем весьма быстро и без всяких нынче принятых проволочек.
Следите за событиями. В 1880 году некая вдова София Михайловна Янькова, в девичестве Болотова, приехала к известному и авторитетному Оптинскому старцу Амвросию за духовным наставлением. В качестве испытания, старец повелел ей выйти замуж за пожилого помещика Николая Астафьева. И помолясь, свадьбу сыграли. В мае 1884 супруг покинул этот мир. В июне 1884, в имении умершей вдовы надворного советника Ключарева, расположенного вблизи сельца Шамордино Козельского уезда, определением Святейшего Синода была учреждена Казанская женская община.
В августе 1884 года София Астафьева-Янькова-Болотова подала прошение на имя епископа Калужского и Боровского о вступлении в эту общину. В сентябре она была пострижена в монахини лично старцем Амвросием с сохранением имени Софья. В конце сентября игумен Оптиной Пустыни Исаакий и матушка Софья направили рапорт о готовности церкви к освящению, в связи с окончанием внутреннего убранства. В октябре община стала монастырем, а монахиня Софья его настоятельницей. В этом чине она пробыла четыре года, и скончалась в 1888 году в возрасте 43 лет, оставив после себя обитель с уже 250 насельницами.
В 1889 году начато строительство каменного Казанского собора, по проекту архитектора Сергея Шервуда, и в 1902 году он был освящен. Средства на строительство храма выделил известный в России чаеторговец Сергей Перлов. К 1918 году в монастыре было уже 800 послушниц и монахинь. Дальше конечно все плохо, но с 1990 года все стало опять лучше.
Теперь собственные впечатления. Красиво. На высотке над долиной речки Серены. Как то чужеродно, на мой взгляд, к окружающей природе, но впечатляет. Высокие строения из красного кирпича. Все вверх, все строгое, даже купола не золотом крыты, и так вероятно Господь замечал. Все какое то немножко костлявое, но от этого не менее возвышенное. Пропасть автобусов с паломниками. У них время посещения ограничено, и они стремятся побывать везде, и не замечают никого вокруг. У них цель. А мы просто ходили. Очень закрытое место, везде веревки с надписью: Проход запрещен.
Три источника внизу в долине, до них около 300 ступенек, если пройдешь и умоешься, или попьешь из всех трех, грехи твои будут существенно списаны. У источника табличка следующего содержания: "Не воруйте, пожалуйста, иконы и кружки, это грех". Вот это мне было совершенно непонятно. Я, совершенно неверующий человек, никогда не позволил бы себе сделать, что то подобное, и меня бы не поняли мои неверующие друзья. А там воруют. Иконки и кружки для воды. Наверху храмы и огороды, на огородах послушницы. Не оставляет ощущение, что ты чужой здесь, что тебе не рады. Инь. Увязался тогда за нами там кот, тоже ему хотелось оттуда эмигрировать. В машину лез аж. Не взяли, своих хватало. Я ему как умел, объяснил, что пускай пока тут за всем присмотрит, а потом себе хозяина выберет. Уехали.
Километров в 15 находится Оптина пустынь. Старый старый мужской монастырь. Основан раскаявшимся разбойником Оптией, в иночестве Макарием в конце 14 века. Называют духовной лечебницей. Славен, непрерывающейся долгие годы, чередой оптинских старцев. Просто стариков, которые видели немножко больше других, и делились этим знанием с людьми. Помогали в общем. Слушали, и говорили. Знаете, туда подъезжаешь, впечатляет размерами, цветами, синими куполами, птицами над ними. Красиво.
Перед входом стоянка, там цыгане, нищие, пьяные. Прямо перед входом с краю освящают автомобили, странно, что прямо на глазах. А когда проходишь ворота, и как будто и нету этого ничего. Спокойно. Только вот паломников с их курьерскими забегами тоже много, ну и пусть их. Ни одной веревки с надписью Запрещено. Там написано: Проход не благословляется. Так и понимаешь, что где то за этой веревкой стоит монах с кулаком как моя голова, и поясняет: ну куда ты прешь то, барашка, тебе же сказано не благословляется! Так доходчивей, чем Запрещено. Красиво там и внутри.
И много батюшек в черных одеждах, которые ходят по каким то своим делам. И вроде до тебя им нет никакого дела. Однако летом 2016 года к нам подошла там женщина какая то, гражданская, посторонняя. И передала бумажку со стихами-молитвой. Мол вон батюшка тот, сказал вам отдать. Он не очень старый был, тот батюшка, просто посмотрел, что мы получили, и ушел быстро. Через 9 месяцев моей жены не стало. Мы не поняли с ней тогда, а он как то увидел. Я не верю в Бога, а он видать верил. Такие дела. Мне нравится там бывать, там правда хорошо. Не чувствуешь ты себя там букашкой, или гигантом, просто ты в хорошем, теплом месте.
Такие вот инь и ян православные. Вот и думай тут. Спокойствия вам, мои дорогие.